Казахская академия транспорта и коммуникаций

 им. М. Тынышпаева

 

 

 

 

 УДК 338.2: 336.5:656.21                                      На правах рукописи

 

 

 

АГДАРБЕКОВА  БОТОГОЗ  ОРИНБАСАРОВНА

 

 

 

Организационно-экономические аспекты                  

управления  затратами на предприятиях

 железнодорожного транспорта

(на материалах АО «Пассажирские перевозки»)

 

 

08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством 

(в  транспортно-коммуникационном комплексе)

 

 

 

 

Диссертация на соискание ученой степени 

кандидата экономических наук

 

 

 

                                                                            Научный руководитель,

                                                                          д. э. н.,   профессор Сатова Р.К.

 

 

 

 

 

 

 

Республика Казахстан

Алматы,  2007

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ6

   1.   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ  10

1.1 Понятие и содержание управления затратами10

                1.2 Особенности формирования затрат на предприятиях железнодорожного транспорта21

    1.3 Методические подходы к формированию затрат пассажирских перевозчиков29

    2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В ОБЛАСТИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК46

      2.1 Оценка эффективности деятельности предприятий пассажирского хозяйства железнодорожного транспорта    46

          2.2  Анализ затрат на предприятиях пассажирского транспорта57

          2.3 Применение информационных систем и систем автоматизации управления результатами организации пассажирских перевозок70

     3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ     ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА76

         3.1 Принципы и методы планирования и мониторинга затрат на пассажирском железнодорожном транспорте 76

         3.2  Влияние изменения структуры затрат на тарифы в условиях реструктуризации пассажирских перевозок  100

        3.3 Пути снижения затрат пассажирских перевозок  117

ЗАКЛЮЧЕНИЕ127

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ129

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ  И СОКРАЩЕНИЯ

 

АВЗАлматинский вагоноремонтный завод

АНЭКАссоциация национальных экспедиторов Казахстана

АО «НК «КТЖ»Акционерное общество «Национальная компания «Қазахстан Темір жолы»»

АРКСАгентство Республики Казахстан по статистике

АСУАвтоматизированная система управления

АТЭССистема Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества

ВВПВнутренний валовой продукт

ГОСТМежгосударственный стандарт стран СНГ

ЕНЕвронормы - единые европейские стандарты Европейского комитета по стандартизации (EN – Euro norms)

ЕСЕвропейский Союз (EC - European Community)

ЕЭК ООНЕвропейская экономическая комиссия Организации Объединенных     наций Европейская экономическая комиссия ООН (United Nations Economic Commission for Europe)

ИИСИнженерно-информационные системы

ИСОМеждународная организация по стандартизации (ISO - International Organization for Standardization);

ИУСИнформационный указатель стандартов;

ИФОИндекс физического объема

КЗХКазахстан

МЖСМагистральная железнодорожная сеть

МРПМесячный расчетный показатель

МСЖДМеждународный союз железных дорог

МТиКМинистерство транспорта и коммуникаций 

МТТМеждународный транзитный тариф

МЭКМеждународная экспедиторская компания

НДСНормативные документы по стандартизации

ПФПППлан формирования пассажирских поездов

РКРеспублика Казахстан

РЛЦРегиональный логистический центр  

РТЛСРегиональная транспортно – логистическая  система

СВСпальные вагоны

СВХСклад временного хранения 

СЖДТСервис на железнодорожном транспорте

СМИСредства массовой информации

СНГСодружество независимых государств 

СПСовместное предприятие 

СТ РКГосударственный стандарт Республики Казахстан

СЦСервис центр

СШАСоединенные Штаты Америки

ТООТоварищество с ограниченной ответственностью

ТПТарифная политика

ТРАСЕКАМеждународный транспортный коридор Восточная Европа - Центральная Азия (Transport Corridor Europe Couscasus Asia)

ТЭОТехнико-экономическое обоснование

УОСМСУполномоченный орган по стандартизации, метрологии и сертификации

ФИАТАМеждународная Федерация Национальных ассоциаций экспедиторов

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.  В условиях экономических преобразований, с реструктуризацией железнодорожного транспорта по направлению пассажирские перевозки в отрасли произошли существенные изменения в виде государственного признания социальной значимости и поддержки их в виде субсидирования убытков. Однако уже за последние три года АО «Пассажирские перевозки» субсидируются не в полном объеме. До сих пор не решен вопрос о необходимости полного субсидирования убытков, полученных от организации международных перевозок. Все это, в целом повлияло на экономические результаты деятельности по пассажирским железнодорожным перевозкам и потребовало разработки адекватных решений по управлению затратами, совершенствованию экономических методов управления процессами перевозками. В частности оптимизация процессов перевозок предполагает разработку стратегических планов развития, совершенствование экономических отношений между железнодорожными предприятиями - перевозчиками и исполнительными местными органами, создание системы мотивации труда, направленной на конечные результаты, проведение структурных преобразований, приводящих к созданию оптимальной структуры и повышение качества обслуживания пассажиров.

АО «Пассажирские перевозки» как и железнодорожные пассажирские перевозки во всем мире убыточны и АО «НК «КТЖ» ставит задачу  довести отрасль до уровня устойчивого финансового состояния путём снижения объемов затрат по организации социально-значимых пассажирских перевозок за счет внутренних резервов, не снижая качества самих перевозок и не нарушая безопасности движения. 

В настоящее время проводятся мероприятия по оптимизации структуры управления предприятием и минимизации расходов железнодорожного транспорта, появляются новые пассажирские перевозчики, функционируют самостоятельные акционерные общества по обслуживанию пассажирских перевозок и ремонту подвижного состава. Результаты ранее выполненных исследований не могут с достаточной степенью обоснованности использоваться в настоящее время, поскольку они были получены в других условиях функционирования железнодорожного транспорта. Внедрение компьютерных технологий должны повлиять на  усовершенствование методики распределения затрат по видам перевозок и стать базой для проведения самостоятельного исследования. 

Исследованию проблем управления затратами посвящено много работ, однако решению этих вопросов в сфере железнодорожного транспорта не уделялось должного внимания. Вышесказанное обуславливает своевременность и актуальность  диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы.  Теоретическим и практическим проблемам экономики транспорта были посвящены труды ученых экономистов А.П.Абрамова, М.Н.Беленького, И.В. Белова, В.Л.Белозерова, Н.Г.Винниченко, В.А.Волкова, В.Г.Галабурды, А.В.Давыдова, С.В.Милославской,  В.П.Носова, В.А.Минеева, П.А.Курносенко, А.В.Комарова, В.А.Персиянова, Н.П.Терешиной, Н.А.Потапович, М.М.Толкачевой, М.Ф. Трихункова, Е.Д. Ханукова, Т.С.Хачатурова, Р.М.Царева,   и др. 

В Казахстане общие вопросы экономики страны и управления  транспортно-коммуникационным комплексом исследуются в трудах С.К.Абдалиева, М.У.Акбутаева, Б.А.Алдонгаровой, М.К.Алиева, С.А.Алпысбаева, Е.Д.Атамкулова, У.Б.Баймуратова, Т.Б.Баяхметова, М.Бекмагамбетова, К.К.Жангаскина, К.К.Жуйрикова, Н.Н.Ибришева, Н.К.Исингарина, Е.А.Карымсакова, А.Б.Кенжебулатова, М.Б.Кенжегузина, М.А.Кобдикова, А.К.Кошанова, К.Н.Кокрекбаева, М.Р.Куватова, Н.К.Мамырова, А.Д.Омарова, О.С. Сабденова, К.А.Сагадиева, Р.К.Сатовой, Л.Ф.Суховой, С.К.Сыртанова, Г.С.Тастулековой, Г.П.Шилиной и др. 

В диссертации получило отражение результаты  исследований  ВНИИЖТа, МИИТа, КазНИИЖТ, КазАТК им. М.Тынышпаева и других научных институтов по важнейшим проблемам экономики железнодорожного транспорта, включая анализ, планирование, учет, контроль эксплуатационных затрат и доходов по пассажирским перевозкам, организации хозяйственной деятельности подразделений пассажирского комплекса. В диссертации изложены основы современной методологии управления затратами, планирования, бюджетирования и анализа, а также тенденции развития пассажирских перевозок. 

Несмотря на глубину и безусловную значимость разработок в целом для экономики страны, в условиях субсидирования железнодорожных пассажирских перевозок недостаточная разработанность, комплексность управления затратами обусловили выбор темы, целевую направленность и круг решаемых задач. 

Целью исследования является разработка теоретических аспектов и методических рекомендаций по совершенствованию системы управления затратами экономических процессов в сфере пассажирских перевозок, направленными на улучшение результатов хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта Казахстана. 

Для достижения поставленной  цели были определены следующие задачи:

- оценить степень удовлетворения спроса на пассажирские перевозки во внутриреспубликанском и международном сообщениях;

- проанализировать методические подходы по формированию производственных затрат пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте; 

- обосновать методические рекомендации по организации хозяйственной деятельности новых производственных подразделений  пассажирского комплекса;

- выявить влияние изменения структуры затрат на развитие тарифной политики во внутриреспубликанском, пригородном и международном сообщениях;

- предложить эффективные пути снижения себестоимости перевозок;

- определить основные направления совершенствования методов субсидирования с целью увеличения их влияния на качество конечного продукта пассажирского транспорта – перевозку.

Предметом исследования явились организационно-экономические аспекты управления затратами подразделений пассажирского комплекса в совокупности с другими  участниками рынка перевозок в системе экономических отношений железнодорожного транспорта республики.

Объектом исследования выступает АО «Пассажирские перевозки» как сфера применения методики управления затратами и их субсидирование из республиканского бюджета.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- даны теоретическое обоснование и методические предложения по совершенствованию управления экономическими затратами в сфере железнодорожных пассажирских перевозок в условиях экономического роста и проводимой в отрасли реструктуризации;

- предложена авторская методика анализа и расчета расходных ставок для улучшения процесса управления затратами;

- обосновано предложение изменения порядка субсидирования с учетом необходимой рентабельности;

- выявлена возможность дальнейшей оптимизации затрат в условиях конкуренции на основе постоянного анализа составляющих затрат;

- установлено влияние изменения структуры затрат на формирование тарифной системы и появление возможности прямого воздействия на увеличение  дополнительно доходов по перевозкам.

Основные положения  исследования, выносимые на защиту:

- теоретические положения экономического содержания, формирования и планирования затрат пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте; 

- организационные подходы на предприятиях пассажирского железнодорожного транспорта на основе анализа методов планирования, учета, контроля эксплуатационных расходов;

- модель определения производственных затрат и тарифной политики во внутри республиканском, пригородном и международном сообщениях;

- основные направления развития методов субсидирования с целью увеличения их влияния на качество обслуживания клиентов пассажирского железнодорожного транспорта;

- выявлены экономически эффективные пути снижения себестоимости перевозок на основе анализа результатов проводимой реструктуризации и оценки маршрутов.

Практическая значимость диссертационной работы. Результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, получили практическое применение в экономическом управлении железнодорожным транспортом, внедрены в утвержденных АО НК «КТЖ» и используемых АО «Пассажирские перевозки» нормативно-методических документах.

В рамках концепции информатизации железнодорожного транспорта, на базе автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками «Экспресс» решается задача по оперативному отслеживанию экономической эффективности курсирования пассажирских поездов.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались, обсуждались и получили одобрение в ряде международных научных конференциях в Казахской Академии транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева в 2002-2004годах и Кокшетауском государственном университете им. Ш. Уалиханова (2003г.), на международном научно-практическом семинаре в Одесском Национальном университете им. И.И. Мечникова в 2003 году.

Реализация результатов исследования. Научно-обоснованные предложения и рекомендации исследования были использованы при подготовке проектов постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении перечня социально значимых сообщений» и «Об утверждении Правил субсидирования убытков перевозчика, связанных с осуществлением пассажирских перевозок по социально значимым сообщениям» в рамках государственного заказа Министерства транспорта и коммуникаций РК для соответствующих органов управления.

Результаты диссертационного исследования использованы при разработке проекта «Положения о бюджетной системе», который проходит процедуру утверждения, а также в части пассажирского хозяйства подготовлен проект «Программы развития железнодорожной отрасли Республики Казахстан на 2007- 2010 годы». 

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 9 научных работ общим объемом – 11,5 п.л., в том числе в изданиях, рекомендованных Комитетом по надзору и аттестации в сфере образования и науки МОН РК.

Структура и объем работы.  Диссертация состоит из введения, трех глав, включает 23 таблиц, 14 рисунков, заключения, списка использованной литературы и приложения.