Содержание

Введение……………………………………………………………4
1.    История развития платежной системы Республики Казахстан………………………………………………………..7
1.1    Понятие платежной системы и этапы становления платежной системы в Республике Казахстан………………………………7
1.2    Платежная карта как инструмент платежной системы………..    12
1.3    Развитие карточной платежной системы в Республике Казахстан и современное состояние рынка платежных карт….26

2.    АО «Банк «Каспийский» как субъект платежной системы Республики Казахстан…………………………………………43
2.1    Организационно-экономическая характеристика АО «Банк «Каспийский» и   его место в банковской системе РК…………43
2.2    Опыт АО «Банк «Каспийский» по внедрению платежных карт………………………………………………………………50

3.    Перспективы развития платежной карточной системы в Республике Казахстан……………………………………………65
3.1    Мировой опыт развития и совершенствования платежных карточных систем…………………………………………………65
3.2    Предложения по развитию платежных карточных систем как  безналичной формы расчетов в Казахстане………………………75

Заключение………………………………………………………84
Список использованной литературы ……………………………90
Приложения ……………………………………………………….    92







Введение

Как показывает мировой опыт, отставание в развитии и совершенствовании платежной системы снижает конкурентоспособность национальной экономики. Становление и развитие новых механизмов хозяйствования в Казахстане предопределили возрастающую роль кредитных организаций и, в первую очередь, коммерческих банков, в оказании финансовых услуг физическим и юридическим лицам. Одним из ключевых аспектов этой сферы является эффективность национальной платежной системы, а точнее - эффективность функционирования систем денежных расчетов.
Таким образом, отличительные обстоятельства, свидетельствующие об актуальности проблемы, связанных с практическими аспектами функционирования платежных систем, пластиковых карт и электронных денег в условиях глобализации мировой экономики, предопределили выбор темы, цели, задачи, структуры и содержание данной дипломной работы.
В советской и российской науке имеется очень серьезная и глубокая традиция в исследовании проблематики безналичных расчетов, платежных систем на основе платежных карт.
Так, изучение вопросов эволюции советской системы безналичных расчетов, основополагающих принципов их осуществления, а также использование соответствующего проблематике понятийного аппарата невозможно без знакомства с трудами М.С. Атлас, В. М. Усоскина и др [16/20].  Освещение вопросов сущности и использования платежных инструментов, организации и управления современным коммерческим банком как важнейшим институциональным элементом платежной системы, функционирования зарубежных платежных систем, исследованных в трудах В.М. Усоскина, послужило методологической основой для изучения явлений, составляющих проблематику данной работы.
Из зарубежных работ по данной тематике необходимо особо выделить издание, выпущенное Международным валютным фондом в 1994 году, "Платежная система: структура, управление и контроль" [5]. Это
издание было выпущено в рамках программы технического содействия в реформировании платежных систем постсоциалистических стран. Данная работа, безусловно, является важным вкладом в теоретическую разработку данной проблематики с точки зрения платежной системы, которая функционирует в реальной рыночной экономике.
Для анализа платежной системы Республики Казахстан были использованы официальные данные  Национального банка РК, статьи республиканских общественно-политических и аналитических журналов и газет, таких, как: «Эксперт Казахстан», «EXCLUSIVE», «National Business», а также материалы информационного агентства Интерфакс,  позволяющих анализировать предмет исследования в динамике [9/19/22/24/25/26].
Объектом исследования является платежная система Республики Казахстан в целом, и в частности, платежная система на основе платежных карт. Предметом исследования является платежная карта как один из важнейших инструментов платежной системы.
Методологическая и теоретическая основа исследования платежной системы основана на использовании диалектической логики, дающей возможность раскрыть структуру, принципы организации и причинно- следственные связи внутри платежной системы как сложного, целостного образования, состоящего из элементов, теснейшим образом взаимосвязанных между собой, и комплексного подхода к выявлению и анализу проблем, тенденций и перспектив развития объекта исследования на основе обобщения мирового опыта.
Целью работы является исследование феномена платежной системы Республики Казахстан на современном этапе экономического развития, в частности развитие карточной платежной системы Казахстана, проблем эффективности и целесообразности применяемых принципов реформирования национальной платежной системы страны, вопросов взаимодействия национальной платежной системы с международными  карточными платежными системами, а также изучение проблем оптимизации и совершенствования организации системы безналичных расчетов на основе платежных карт. Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:
- рассмотреть понятие платежной системы и этапы становления платежной системы Республики Казахстан;
-  исследовать феномен платежных банковских карт, дать их классификацию и охарактеризовать основные международные карточные платежные системы;
- проследить этапы развития карточной платежной системы Казахстана и оценить современное состояние рынка платежных карт в республике;
- дать организационно-экономическую характеристику АО «Банк «Каспийский» и определить его место в платежной системе Республики Казахстан;
- проанализировать опыт Каспийского банка по внедрению платежных карт и соотнести их с проблемами  карточной платежной системы Казахстана в целом;
- изучить мировой опыт развития и совершенствования платежных карточных систем;
- разработать предложения по развитию платежных карточных систем как  безналичной формы расчетов в Казахстане.
Логика и структура дипломной работы  опреде-лены целью и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использо-ванной литературы и приложений.