СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАКОПИТЕЛЬНОЙ

ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ……………………………………………………......6

1.1 Сущность и значение деятельности накопительных

пенсионных фондов…………………………………………………………..6

1.2 Этапы становления накопительной пенсионной

системы в Казахстане………………………………………………………...9

1.3 Особенности пенсионного обеспечения

в зарубежных странах………………………………………………………18

2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ

НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В КАЗАХСТАНЕ…………27

2.1 Деятельность накопительных пенсионных фондов

в Республике Казахстан………………………………………………….....27

2.2 Оценка инвестиционной деятельности накопительных

пенсионных фондов…………………………………………………………35

3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ

ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ И ПОВЫШЕНИЕ ЕЕ

СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ…………………………………………………55

3.1 Пути решения проблем накопительной

пенсионной системы………………………………………………………..55

3.2 Основные направления по совершенствованию

деятельности накопительных пенсионных фондов……………………....64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….70

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………73

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира» от 1 марта 2006 года Н. Назарбаев отметил, что «…мы строим социально ориентированное общество…» /1/. Трансформация общественно – политического строя, переход к рыночной экономике потребовали кардинального изменения государственной политики в области социального обеспечения, и, начиная с 1997 года в Казахстане, идет реформа системы пенсионного обеспечения, так как существовавшая система, основанная на принципе солидарности поколений, практически исчерпала свои возможности.

И первым шагом на пути решения данной проблемы стал Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», который был принят 20 июня 1997 года. «Настоящий закон определяет правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан в Республике Казахстан, регламентирует участие государственных органов, физических и юридических лиц, независимо от форм собственности, в реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение» /2, с. 3/.

Согласно данному Закону современная пенсионная система формируется в двух уровнях: распределительная и накопительная, в связи с этим появились новые финансово – экономические институты: накопительные пенсионные фонды, организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами, банки – кастодианы, ранее не существовавшие в Казахстане. Основные функции данных организаций закреплены в Законе «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».

Внимание развитию накопительной пенсионной системы уделяется главой государства в его ежегодных посланиях народу Казахстана. Так, в Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире», которое было озвучено 28 февраля 2007 года, развитие накопительной пенсионной системы было обозначено одним из направлений нашей внутренней политики. В своем выступлении Н. Назарбаев отметил: «…правительство должно разработать предложения по дальнейшему совершенствованию накопительной пенсионной системы…» /3/. Таким образом, вопрос не в том – нужна ли накопительная пенсионная система или нет, объективная необходимость обусловила ее возникновение. А в том вопрос как лучше ее построить, чтобы она отвечала требованиям рыночным и демократическим, принесла пользу экономике страны и самое главное оправдалась перед гражданами в получении ими такой пенсии в старости, которая удовлетворяла их потребности.

Дальнейшие шаги по совершенствованию НПС изложены в Концепции развития финансового сектора на 2007 – 2009 годы. В соответствии с данной Программой предусмотрено «…развитие конкуренции между НПФ; повышение доступности и качества пенсионных услуг; обеспечение сохранности пенсионных накоплений и увеличение возможностей НПФ по инвестированию пенсионных активов…» /4, с. 20/. Исходя из этого, можно видеть, что идет поиск новых более эффективных методов и механизмов управления НПФ, а также активное привлечение населения к самофинансированию и накоплению пенсий.

Утверждение Правительством Казахстана проекта Программы развития накопительной пенсионной системы на 2005 – 2007 годы предусматривает совершенствование законодательной базы, обеспечение эффективности деятельности накопительных пенсионных фондов и организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами, инвестирование пенсионных активов в экономику страны и другие вопросы /5/.

Последнее послание Президента ясно свидетельствует об экономическом росте Казахстана и социальной направленности политики государства. Увеличены размеры минимальной и базовой пенсий, о чем свидетельствует Закон «О республиканском бюджете на 2007 год» /6/. В текущем году был принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам социального обеспечения», который позволит обеспечить повышение размеров пенсионных выплат почти полумиллиону состоявшихся пенсионеров, а также положительно повлияет на размеры пенсий тех граждан, которые достигнут пенсионного возраста в следующем году. Будут приняты меры для повышения доходности пенсионных фондов и внедрены законодательные нормы, предоставляющие возможность вкладчикам самостоятельно определять инвестиционную политику собственных накоплений /7/.

Как заявил Премьер-Министр РК К.Масимов: «Накопительная пенсионная система в РК – это наше достижение. Очень многое сделано». В то же время он отметил, что «накопительная система требует переосмысления, адекватного ответа на те проблемы, которые на сегодня назрели». Отсюда следует, что пенсионное обеспечение достойной старости граждан является одной из важных и сложных социально – экономических проблем независимо от экономической стабильности и благосостояния государства.

Становление, формирование и управление накопительными пенсионными фондами в условиях переходной экономики представляет одну из актуальных и недостаточно – изученных проблем. Теоретико – методологическая и практическая значимость работы связана с практически полным отсутствием в экономической литературе разработок по управлению накопительными пенсионными фондами в Республике Казахстан. Главными достижениями функционирования накопительной пенсионной системы является вовлечение каждого работающего члена общества в процесс финансирования своей будущей пенсии и создание внутренних сбережений государства в виде пенсионных накоплений.

Актуальность данной работы заключается в становлении новой системы пенсионного обеспечения в стране, появлении новых участников на пенсионном рынке, современном подходе к методам управления пенсионными фондами, в анализе показателей их развития, в рассмотрении их инвестиционной деятельности.

Целью данной работы является изучение и анализ развития накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи исследования:

- рассмотрение теоретико – методологических аспектов накопительной пенсионной системы;

- анализ современного состояния и развития накопительной пенсионной системы в Казахстане;

- выявление путей совершенствования накопительной пенсионной системы и повышения ее социальной значимости.

Предметом исследования является накопительная пенсионная система.

Объектом исследования данной работы выступает накопительной пенсионный фонд АО «Накопительный пенсионный фонд «ГНПФ». На примере деятельности исследуемого накопительного пенсионного фонда и материалов по другим фондам, будет проведена оценка деятельности пенсионных фондов и накопительной системы в целом в Республике Казахстан.

Теоретической и методологической базой данного исследования послужили публикации следующих авторов – Оспанова Г.Б., Овсянниковой С.Ю., Смаилова Е., Арыстанбекова К.В. которые в своих работах затрагивают мировой опыт пенсионных систем и проблемы Казахстана на пути пенсионных реформ, а также дают анализ деятельности накопительных пенсионных фондов и оценку их инвестиционной деятельности. Кроме этого рассматривают пути дальнейшей оптимизации накопительной пенсионной системы в целом. /8, 9, 14, 23/.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, семи подглав, заключения, списка использованных источников, приложений. Объем дипломной работы составляет 78 листов.