СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 7

1.1 Налоги как инструмент регулирования рыночной экономики, их классификация 7

1.2 Понятие косвенных налогов и их особенности 15

 

2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА 33

2.1 Анализ налоговой системы Казахстана 33

2.3 Анализ поступления косвенных налогов в государственный бюджет Республики Казахстан 43

2.3 Анализ косвенных налогов в региональных бюджетах 48

 

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 53

3.1 Опыт использования налога на добавленную стоимость в мировой и казахстанской практике 53

3.2 Акцизы:основные проблемы начисления 62

3.3 Совершенствования налогообложения, связанного с внешнеэкономической деятельностью 66

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В ежегодном Посланием народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» от 28 февраля 2007 года Президент Н.А. На-зарбаев определил  конкретные меры и приоритеты экономи-ческой политики республики и отметил, что «Нужно также совершенствовать налоговое законодательство, чтобы оно в полной мере стимулировало развитие предпринимательства, а также способствовало выходу бизнеса “из тени”». В соотвестсвии с посланием президента, совершенствование налогового законодательства в особенности касающихся косвенных налогов является важной задачей казахстанского общества  на настоящий момент развития Казахстана.  / 1 /

В своем Послании от 1 марта 2006 года  «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира» Президент отмечал «Реформирование налоговой и таможенной политики должно стать важным инструментом всей политики экономической модернизации. Важно использовать гибкую налоговую и бюджетную политику в целях стимулирования диверсификации и развития новых отраслей нашей экономики, привлечения в эти сферы иностранного капитала и ноу-хау. Считаю необходимым в целях развития и расширения производства снизить ставку налога на добавленную стоимость». Для проверки налоговых поступлений от крупнейших налогоплательщиков рассмотреть создание специализированного отдела в Налоговом комитете Министерства финансов. Он должен привлечь для проверки международные аудиторские фирмы, у которых отсутствует конфликт интересов.  Необходимо соблюдать жесткую бюджетную и налоговую дисциплину. С 2007 года снизить ставку налога на добавленную стоимость на 1%, а с 2008-2009 годов - еще на 1-2%.  С 2008 года снизить социальный налог в среднем на 30%, что должно стать стимулом для работодателей к повышению заработной платы работников;  С 2007 года ввести фиксированную ставку подоходного налога для всех физических лиц в 10%. С целью сохранения уровня доходов низкооплачиваемой категории работников, предлагаю исключать из их облагаемого дохода минимальный размер заработной платы, вместо месячного расчетного показателя.  С 1 января 2007 года ввести уменьшенную единую ставку налогообложения для субъектов малого бизнеса. / 2 /

В долгосрочной стратегии развития Казахстана “Казахстан-2030” в которой

Президент Республики Казахстан выделяет 30 важнейших направлений нашей внутренней и внешней политики на новом этапе развития отмечает в числе приоритетов, что «Нужно также совершенствовать налоговое законодательство, чтобы оно в полной мере стимулировало развитие предпринимательства, а также способствовало выходу бизнеса из тени».    Данное стимулирование на наш взгляд отражает необходимость применения эффективного налогообложения, в том числе и косвенного, и его роль в формировании государственного бюджета. / 3 /

 

В соответствии с изменением в Налоговом Кодексе РК от 11 декабря 2006 года внесенных в   настоя-щий Налоговый Кодекс от 1 января   2007 года, в главе 32 статье 205 «Понятие налога на добавленную стоимость» говорится о том, что  налог на добавленную стоимость представляет собой отчисления в бюджет части стоимости облагаемого оборота по реализации, добавленной в процессе производства и обращения товаров (работ, услуг), а также отчисления при импорте товаров на территорию Республики Казахстан. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет по облагаемому обороту, определяется как разница между суммами налога на добавленную стоимость, начисленными за реализованные товары (работы, услуги), и суммами налога на добавленную стоимость, подлежащими уплате за полученные товары (работы, услуги). А также в главе 42  статье 255 «Применение акцизов» настоя-щего Налогового Кодекса указано, что акцизами облагаются товары, произведенные на территории Республики Казахстан и импортируемые на территорию Республики Казахстан, а также виды деятельности, перечень которых определен в главе 42 статье 257 «Перечень подакцизных товаров и видов деятельности» настоящего Кодекса. /4/

Основы общего и косвенного, в частности, налогообложения установлены Конституцией Республики Казахстан в статье 35 «Уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого». / 5 /

Необходимо также отметить влияние на косвенное налогообложение таможенного законодательства, которое нашло свое отражение в Таможенном кодексе, принятом в 2003 году. В данном кодексе определен основные правила начисления и оформления акцизных и других платежей в государственный бюджет и определено, что налог на добавленную стоимость и акциз, взимание которых возложено на таможенные органы Республики Казахстан в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан; обеспечение уплаты таможенных платежей и налогов - установленные настоящим Кодексом глава 1 статья 5 «Способы исполнения обязательств по уплате таможенных платежей» предусмотренных настоящим Кодексом таможенных платежей и налогов. /6/

Свое отражение налоговая политика также нашла в Послании Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстан "К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации". В данном послании Президент отмечает, что «пора изменить подходы к предоставлению налоговых преференций для привлечения инвестиций. Они должны обеспечивать стимулирование долгосрочных инвестиций и быть согласованы со сроками окупаемости проектов». Привлечение иностранных инвестиций по нашему мнению будет способствовать развитию поступлений в государственный бюджет и в большей мере косвенных налогов, поскольку связано с внешнеторговой деятельностью. /7/

В условиях формирования рыночных отношений основным направлением налоговой политики является определение налогов, эффективно выражающих новые отношения между государством и налогоплательщиками. В некоторой степени к таким налогам можно отнести косвенные налоги или налоги на потребление.

В зависимости от уровня развития государства и различных макроэконо-мических показателей доля и соотношение этих налогов в доходах государства может меняться. В частности прямые налоги превалируют в государствах с сильной и стабильной экономикой, а также с устойчивой налоговой системой. Однако практически во всех государствах мира основную роль в реализации фискальной политики играют косвенные налоги, поэтому оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов является актуальной проблемой для любой налоговой системы.

Цель и задачи исследования. Цель дипломной работы заключается в комплекс-ном исследовании косвенных налогов и разработке рекомендаций по совер-шенствованию косвенного налогообложения в Казахстане на основе обобще-ния и анализа его организации в отечественной и мировой практике.

В соответствии с намеченной целью определены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы косвенного налогообложения

- проанализировать косвенное налогообложение на примере поступлений в государственный бюджет

- определить пути повышения косвенного налогообложения в Республике Казахстан

Объектом исследования выступают косвенные налоги: НДС и акцизы как источник доходов государства и инструмент экономического воздействия.

Предметом исследования является совокупность финансово-экономических отношений, возникающих в процессе функционирования кос-венных налогов.

Теоретическую и методологическую основу дипломной работы со-ставляют научные труды отечественных и зарубежных авторов, законодатель-ные и нормативные акты, относящиеся к теме исследования, и статистические материалы.

Аналитической базой для обобщения и выводов, сформулированных в работе, послужили данные отчетов о результатах контрольно-экономической деятельности Министерства Финансов Рес-публики Казахстан и его структурных подразделений.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы налогообложе-ния возникают одновременно с формированием государства, смыкая общест-венные и индивидуальные интересы, государственные и корпоративные, обу-словливая их взаимодействие посредством фискальной и регулирующей функций. Вопросам налогообложения уделяется достаточно большое внима-ние в научной литературе, так как через налоги и налогообложение происхо-дит огосударствление части национального дохода, и оно отражает взаимо-действие интересов государства и налогоплательщиков. Однако до настоящего времени дискуссионный характер теоретико-методологических положений о налогообложении свидетельствует как о трудности формирования системы налогообложения, так и о различных подходах к её' созданию, обуславливаю-щих отсутствие единого подхода к сущности понятия налогообложения. Нало-гообложение трактуется и как процесс взимания налогов, и как социальное явление, и как экономическая категория в соответствии с тем, какая цель пре-следуется в процессе исследования. Это неоднозначное представление взаи-мосвязанных понятий налога и налогообложения ведет к дискуссии по вопро-сам государственной политики в области налогов, соотношения между пря-мым и косвенным налогообложением, структуре её слагаемых, о взаимодейст-вии с ценообразованием и другие.

Основополагающие принципы налогообложения разработаны в трудах классиков экономической теории А.Смита, Дж. Миля и Д.Рикардо.

В настоящее время в развитие теории и практики налогообложения вносят свой вклад ученые-экономисты. В Казахстане вопросам налогообложения уделяется достаточно большое внимание в работах Нурсеитова Э.О, Карагусовой Г.Н./10/, Мельникова В.Д.,/8/. Изучение содержания этих работ позволяет судить о состоянии налоговой системы в Казахстане. Вместе с тем, необходимо творческое ос-мысление теоретических и методических разработок западных специалистов и ученых стран СНГ в области налогообложения, выявление уровня соответст-вия принципов, форм и методов налогообложения социально-экономическим условиям развития воспроизводства, проведение адаптации организационно-экономического механизма налогообложения. Остро стоит задача расчета ставок косвенных налогов, в числе которых НДС. В связи с этим представля-ется актуальным дальнейшее исследование теоретических и практических аспектов косвенных налогов и их роли в функционировании и совершенство-вании налоговой системы.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав включающих восемь параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.