СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ 3-6

І ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН В 1 7-30

I.I. Понятие валютного контроля в законодательстве Республике Казахстан органы валютного контроля и их полномочия 7-10

1.2. Органы валютного контроля Республики Казахстан и их полномочия 11-13

1.3. Порядок проведения валютного контроля при осуществлении экспортных и импортных операций. 13-30

2. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ . 31-52

2.1. Правовое регулирование валютного контроля в некоторых странах СНГ 31-37

2.2. Правовые основы валютного контроля в законодательстве Российской Федерации 3 7-49

2.3. Валютный контроль и его регулирование в развитых странах 49-52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53-54

58-66

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55-57

ПРИЛОЖЕНИЯ  

ВВЕДЕНИЕ

Механизм валютного контроля, как одна из превентивных мер государства против экономических кризисов, возник с момента приобретения республикой суверенитета и не теряет свою актуальность до сих пор. Это обусловлено тем, что она сохраняет риски, связанные с формированием и развитием валютного рынка, присущие государствам с переходной структурой экономики. Учитывая тот факт, что валютные рынки стран СНГ имеют неодинаковые темпы развития и различные подходы к регулированию валютных отношений, финансовый рынок страны пока подвержен воздействию различных негативных факторов. Хотя сравнительный анализ показывает, что валютная политика Казахстана более либеральна: национальные деньги - тенге являются конвертируемой на внутреннем рынке валютой по отношению к иностранным валютам, валютный рынок более емкий с точки зрения его объемов, видов и количества проводимых операций, отсутствуют многие ограничения, имеющие место в сопредельных странах.

Поскольку тенге не является широко используемой валютой внешних расчетов, в настоящее время для Казахстана важной задачей является поддержание внутреннего равновесия национальной валюты. Открытие крупных месторождений нефти на территории республики ускорило ее интегрирование в мировое экономическое пространство, способствовавшее интенсивному развитию внешнеэкономической деятельности республики. Вместе с тем инфраструктура, обеспечивающая продвижение отечественных производителей на внешний рынок, еще не отвечает международным стандартам. Оценка рисков по внешнеэкономическим операциям остается неадекватной. Это выражается в том, что заключение договоров и контрактов осуществляется без указания условий выполнения обязательств. Отсутствуют механизмы предотвращения риска неисполнения обязательств. Необходимо совершенствование и дальнейшее развитие института надзора за участниками финансовых рынков.

В связи с этим система валютного контроля в стране преследует такие цели, как обеспечение устойчивости национальной валюты, укрепление платежного баланса и развитие внутреннего валютного рынка. Исходя из этого основными направлениями валютного контроля являются контроль за текущими операциями и контроль за операциями, связанными с движением капитала.

Учитывая, что практически единственным источником предложения валютных ресурсов является экспортная валютная выручка, приняты меры регулирующего воздействия. Они направлены на обеспечение полноты и своевременности ее репатриации, создание нового механизма регулирования внутреннего валютного рынка, исключающего возможность спекулятивного давления на курс национальной валюты. Совместно с Агентством Таможенного контроля разработаны нормативные документы, усилившие контроль за репатриацией валютной выручки от экспорта товаров и повысившие ответственность экспортеров за ее не зачисление на счета в уполномоченных банках в установленные сроки, а также контроль за обоснованностью расходования средств на цели импорта. Механизм экспортно-импортного валютного контроля построен на взаимодействии банков и таможенных органов, обмене и сопоставлении информации о движении денег и товаров, а также на формировании данных о результатах валютного контроля.

По результатам работы органов финансовой полиции по линии не возврата валютных средств на территорию Республики Казахстан по итогам 12 месяцев 2003 г. возбуждено 75 уголовных дел по статье 213 УК РК (невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте). Сумма причиненного ущерба по возбужденным уголовным делам составила 4,13 млрд. тенге. По итогам 3 месяцев 2004 г. возбуждено 10 уголовных дел по статье 213 УК РК. Общая сумма не возвращенной экспортной выручки составила 1.939.002.345 тенге и 1.384.041 долларов США.

Проблема "бегства" капитала характерна для всех государств с формирующейся инфраструктурой экономики. Вывоз капитала за пределы страны с целью сокрытия доходов и получения прибыли за счет вложения средств в экономику других стран, в основном с более либеральным режимом налогообложения (так называемые оффшорные зоны), неразрывно связан с реальными потерями для отечественного производства, изъятием либо сокращением его инвестиционных ресурсов. Осуществляемые в целях обеспечения стабильности национальной валюты государственное регулирование и контроль за данными операциями проявляются в стремлении государства использовать рычаги прямого воздействия на внутренний валютный рынок. Одним из таких рычагов, позволяющих упорядочить трансграничные операции, связанные с движением капитала, является их лицензирование либо регистрация. Регулирование операций с валютными ценностями основывается на принципе ограничения оттока капитала из страны и стимулирования притока прямых иностранных инвестиций. В связи с этим процедуры лицензирования распространяются на операции, предусматривающие отток средств из страны. Регистрация операций, связанных с движением капитала, предусматривающих поступление средств в республику, ведется только с целью статистического учета и не влечет за собой каких-либо ограничений.

Система лицензирования валютных операций в нашей республике направлена на обеспечение соответствия требованиям законодательства операций, проводимых с валютными ценностями, а также допуска к таким операциям наиболее устойчивых финансовых операторов, обладающих достаточным объемом собственных средств

Целью данной работы является комплексный анализ теоретических и практических аспектов валютного контроля в Республике Казахстан, а так же зарубежных стран.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

изучить действующее законодательство, регулирующее валютный контроль в Республике Казахстан, а также зарубежных странах; рассмотреть органы валютного контроля и их полномочия;

изучить механизм проведения валютного контроля при осуществлении экспортных и импортных операций.

Предметом дипломной работы является совокупность отношений, возникающих в процессе осуществления государственными органами валютного контроля мероприятий по регулированию валютных отношений. Объектом дипломной работы выступают органы валютного контроля, механизм экспортно-импортного валютного контроля.

Теоретической базой послужили работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные различным аспектам формирования и функционирования механизма валютного регулирования: А.Б. Альтшулер, Н.И. Химичева, Е.Ю Грачева, А.И. Худяков, М.К. Бункина, JI.H. Красавина и т.д.

В качестве аналитической базы были использованы законодательные акты, нормативные правовые документы Правительства Республики Казахстан, Министерства финансов и Национального банка Республики Казахстан, Агентства Таможенного Контроля Республики Казахстан и зарубежных стран, регламентирующих процесс валютного регулирования, а также статические данные Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью.