СОДЕРЖАНИЕ

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ3

ВВЕДЕНИЕ5

1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ.10

1.1 Экономическая сущность транспортно-логистических систем и классификация методов их оценки.10

1.2 Теоретические предпосылки исследования конкуренции на рынке транспортно-логистических услуг. 19

1.3 Зарубежный опыт развития транспортно-логистических систем доставки грузов.30

2 МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ТРАНЗИТНОСТИ ГРУЗОПОТОКОВ47

2.1 Анализ стратегических приоритетов создания транспортно-логистических систем доставки грузов47

2.2 Основные направления развития транзитности грузопотоков в условиях конкурентоспособности рынка транспортно-логистических услуг 60

2.3 Методика формирования транспортно-логистических систем и структуры их обеспечения 76

3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ91

3.1 Экономическая оценка эффективности информационного обеспечения процесса доставки грузов.91

3.2 Модель расчета цены готовой продукции и логистических издержек при транспортировке грузов.94

3.3 Обоснование парадигмы коммерческого обеспечения и оценки риск-факторов при оказании транспортно-логистических услуг.103

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ116

 

 ПЕРЕЧЕНЬ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ

 

АО «НК «КТЖ» - Акционерное общество «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» 

Интегрированная логистика – объединение видов деятельности в единый потоковый процесс

Интермодальные перевозки – система доставки грузов в международном сообщении несколькими видами транспорта по единому документу и передачи грузов в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой без участия грузовладельца в единой грузовой единице

Качество ТЛС – это совокупность характеристик транспортно-логистической системы, относящаяся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности (стандарт ИСО 9000:2000)

КЖД – Китайские железные дороги

Логистика – наука о системе организации и управлении цепью потоковых процессов

Логистический менеджмент- система эффективного управления  потоковыми процессами 

Международная перевозка - транспортировка товаров, пассажиров, багажа, почты с территории на  территорию  любого государства, а также транзит, кроме перевозки между пунктами одного государства

Международный транспортно-логистический центр (МТЛЦ) - совокупность функциональных и обеспечивающих подсистем с сосредоточением в них представительств международных перевозчиков, транспортных компаний, международных транспортных организаций, совместно пользующихся материальными активами транспортно-логистических центров, по рациональному продвижения товароматериальных и сопутствующих сервисных, информационных и финансовых потоков

РЖД – Российские железные дороги

РФ – Российская Федероация

Транспортная логистика – базируется на концепции интеграции транспорта, снабжения, производства и сбыта, на проведение оптимальных решений по всему процессу движения материального потока в сфере обращения и производства при минимальных  затратах  на транспортировку, снабжение, сбыт, производство и т.д.

Транспортно-логистическая система (ТЛС) – новая форма транспортного  процесса более эффективного использования транспортных средств, перегрузочного складского оборудования, в рамках которой достигается максимально возможная скорость бесперегрузочной доставки грузов от грузоотправителя к грузополучателю на основе  логистики погрузочно-разгрузочных  и складских работ, снижение удельных транспортных  издержек 

ТЛЦ - Транспортно-логистический центр

ТЛЗ - Транспортно-логистические затраты 

АО - акционерное общество

АО «КЖДТ» - акционерное общество «Казжелдортранс»

АРЕМ РК - Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции

ВВП - валовой  внутренний продукт

ВТО - Всемирная торговая организация

ГЦБ - государственные ценные бумаги

ЕКИОВД - Единый комплекс  интегрированной обработки дорожный ведомостей

ЕС - Европейское сообщество

ЕТСНГ - Единая тарифная статистическая номенклатура грузов

ИКАО СУАР - Или-Казахский округ Синьцзян-Уйгурского Автономного Района (административный центр г.Инин /Кульджа/)

КНР – Китайская Народная Республика 

ЛС – логистическаясистема

МПП - международный пункт пропуска

МЖС - магистральная железнодорожная сеть

МТК – международный транспортный коридор

МТЛЦ – мультимодальный  транспортно-логистический  центр

МТ и К  РК - Министерство транспорта и коммуникаций РК

МЦПС - Международный центр приграничного сотрудничества

НДС – налог на добавленную стоимость

НК «КТЖ» - национальная компания «Казақстан темiр жолы»

ПП - пограничный пост

ПТО - пункт технического осмотра

РГП - республиканское государственное предприятие

РГП «АММТП»- Республиканское государственное предприятие «Атырауский международный  морской торговый порт»

РИВЦ - Республиканский информационный вычислительный центр

РТЛЦ - региональный транспортно-логистический центр

СВХ - склад временного хранения грузов под таможенным присмотром и соответствующей охраной

СУАР КНР - Синьцзян-Уйгурский Автономный Район Китайской Народной Республики

ТП - таможенный пост

Юань - денежная единица КНР

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. В условиях экономических преобразований к транспортному обеспечению предъявляются новые, более повышенные, требования. Надежность, бесперебойность, высокая скорость доставки продукции из пунктов производства в пункты потребления в строго обусловленные сроки и без потерь, порчи и повреждения товара с минимальными издержками — важнейшие условия эффективности и качества транспортного обслуживания. 

Современная транспортная индустрия стремится соответствовать предъявляемым к ней требованиям со стороны пользователей. Это выражается в разработке и практическом применении концепции логистики как науки об управлении транспортом во взаимосвязи со сферами производства, сбыта и распределения продукции. Актуальность исследования заключается в необходимости разработки прогрессивных транспортно-логистических систем, эффективном применении смешанных перевозок, во внедрении в транспортное обеспечение научных достижений, а также  активизации деятельности международных и специализированных организаций по выработке документов регулирующих транспортное обеспечение.

В транспортном комплексе единая функция управления сквозным материальным потоком до сих пор отсутствует, низка согласованность звеньев в вопросах  продвижения информации и финансов в большинстве грузоперевозок на территории Казахстана. Применение логистики на транспорте превращает контрагентов из конкурирующих сторон в партнеров, взаимодополняющих друг друга на основе обеспечения технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса. Согласованность  экономических интересов позволяет применять логистику модальных перевозок, работать с контейнерами и грузовыми пакетами, она подразумевает применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, бесперегрузочное сообщение. 

На современном этапе,  перед субъектами транспортного рынка стоит  вопрос о комплексном подходе в оказании услуг, так называемой интегрированной логистики, иначе говоря,  подборки оптимальной технологической схемы доставки  грузов  с точки зрения безопасности и экономии средств и способов перевозки, транзитного времени  и стоимости. Для решения этой проблемы привлекается опыт европейских стран по формированию транспортных коридоров, развивается сотрудниче-ство международных организаций и национальных транспортных адми-нистраций.

По своей сути транспортная логистика как новая методология оптимизации и организации рациональных грузопотоков посредством специализированных логистических центров позволяет обеспечивать повышение эффективности транспортных потоков, снижение непроизводительных издержек и затрат производителей и потребителей транспортных услуг. Преимущества получают отечественные транспортные предприятия, использующие логистику в своей практике, по сравнению с теми, кто продолжает функционировать в прежнем режиме. Они достигают большей стабильности, предсказуемости, конкурентоспособности, технологичности во внутренних и международных перевозках. В перспективе конкурентные преимущества логистики предоставляют возможность транспортным компаниям достичь финансовой стабильности на внутреннем и внешнем рынках, повысить рейтинг  и объемы перевозок.

На современном этапе развития в Республике Казахстан произошли коренные изменения конкурентной среды на рынке транспортных услуг, связанных с ослаблением государственного регулирования этой отрасли экономики. Постепенно утверждаются новые транспортно-логистические системы, как движения, так и распределения товаров, что ярко проявляется в изменении роли каждого вида транспорта в обслуживании внутреннего и внешнего грузооборота. Роль мульти- и интермодальных (смешанных) перевозок в обслуживании международного грузооборота возрастает, усиливается значение экспедиторского предпринимательства в формировании спроса и предложения на транспортные услуги. 

Для эффективного использования транспортной логистики необходимо совершенствовать законодательную и нормативно-правовую базу, обеспечить «зеленую улицу» логистике на отечественном рынке, уточнить и скорректировать транспортно-таможенные механизмы и процедуры оформления грузов при пересечении границ, а также механизмы обеспечения оптимальных сквозных тарифных ставок перевозок. Кардинальных изменений требуют терминальные технологии и техническая база, используемые при обслуживании современных международных транспортных потоков. Речь идет об идентификации функций главного звена «коридорной» системы грузопотоков в современной логической концепции транспортно-логистических систем всех уровней и грузовых терминалов.

 Задачами вновь создаваемых «коридорных» транспортно-логистических центров   остаются информационное обеспечение и координация информации о грузопотоках, информационная поддержка управленческих решений по оптимизации грузопотоков.

 Именно эти соображения  определили актуальность и  выбор темы диссертационного исследования. Востребованность научных подходов  и практических методов системной логистики совпали с широкомасштабной реструктуризацией железнодорожной отрасли Казахстана, одной из первой ощутившей потребность в конкретном теоретическом аппарате и практическом инструментарии логистического менеджмента. 

Несмотря на определенную разработанность теоретико-практических проблем дальнейшей реструктуризации железнодорожного транспорта, проблемы развития логистики транспортной деятельности требуют более глубокого экономического анализа,  научного обобщения и систематизации. Используя опыт развития и реформирования системы железнодорожного транспорта развитых стран, а  также накопленный опыт преобразований в Казахстане, необходимо углубить научно-теоретические подходы, воздействующие на дальнейшее   развитие  транспортно-логистической системы управления технологии железнодорожных перевозок  в  свете  современных направлений логистических исследований. 

В работе сделан  акцент на организацию транспортно-логистических систем  в сфере грузовых перевозок  национальной компании АО «НК «Казахстан темір жолы», раскрыта  роль и значение логистики, от деятельности которой во многом зависят стратегия и перспективы развития транспортного комплекса республики в целом.

Степень разработанности темы. Решению проблем развития теории логистики способствовали, связанные с эволюцией рыночных отношений труды американских исследователей М. Портера, М.Д. Бауэрсокса, М. Линдерса, Х. Фирона, Дж. Джонсона, Д.Вуда,   французских специалистов Э. Мате и Д. Тиксье, российских ученых-экономистов в области функционирования транспортно-логистических систем: Л.Б. Миротина,  П.В. Куренкова,  А.Ф. Котляренко,  Ф. Николайчука, В.М. Николашина, Г.А. Левикова, В.И. Сергеева, О.А.Новикова, Ю.М. Неруш, С.А. Уварова и других. Определенный вклад в развитие вопросов логистики внесли труды казахстанских  ученых Б. Айтбекова, С.А. Алпысбаева, А.Б. Батырова, Т.М. Бергалиева, Н.К. Исингарина, Е.Е. Карсыбаева, Ю.И. Лавриненко, Н.В. Никифоровой,  М.С. Ордабаева,   А.С. Сабетова, Р.К. Сатовой, Л.Ф. Суховой, А.Ш. Шабанова, А.Л. Шалабековой и др.

Цель и задачи исследования.Целью диссертационной работы является разработка теоретических и практических рекомендаций по развитию транспортно-логистических систем доставки грузов железнодорожным транспортом.

Поставленная цель достигается решением комплекса взаимосвязанных задач:

- уточнение и конкретизация теоретических положений формирования транспортно-логистических систем и их классификация;

- разработка теоретических подходов к определению экономической эффективности формирования транспортно-логистических систем;

- обоснование необходимости и целесообразности создания транспортно-логистических систем в рамках международных транзитных грузовых перевозок;

- разработка требований к транспортно-логистическим системам и экономико-математическим моделям их оценки;

- обоснование модели расчета цены готовой продукции в месте ее потребления и логистических издержек при транспортировке грузов.

 Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, связанные с оценкой эффективности транспортно-логистических систем доставки грузов. 

Объектом исследования выступает транспортно-логистическая система доставки грузов железнодорожным транспортом.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по изучаемой проблеме, а также достижения мировой экономической науки. В работе использованы результаты исследований казахстанских и российских ученых специалистов по развитию транспортно-логистических систем управления последовательностью поставок грузов различными видами транспорта.

При решении конкретных задач применены методы сравнительного и экономического анализа, математической статистики, графического метода исследования, экспертных оценок, а также материалы, собранные в ходе личных исследований автора, их анализа и обобщения.

Научная новизна полученных результатов диссертационного исследования заключается в следующем:

- систематизированы теоретические положения формирования транспортно-логистических систем и их классификация;

- выявлены факторы, определяющие объективные предпосылки создания транспортно-логистических систем;

- разработаны методические подходы к формированию транспортно-логистических систем;

- обоснована методика исследования рынка транспортно-логистических услуг в конкурентных условиях;

- предложена методика оценки экономической эффективности доставки грузов железнодорожным транспортом в условиях функционирования транспортно-логистических систем;

- выработаны рекомендации и требования к транспортно-логистическим системам и экономико-математическим моделям их оценки;

- на основе анализа научных подходов определены расчетные показатели цены готовой продукции и логистических издержек при ее доставке.

Основные положения, выносимые на защиту:

- авторская трактовка категории транспортно-логистическая система; 

- методические подходы к формированию транспортно-логистических систем;

- методика оценки экономической эффективности доставки грузов железнодорожным транспортом в условиях функционирования транспортно-логистических систем;

- рекомендации и требования к транспортно-логистическим системам и экономико-математическим моделям их оценки;

- анализ научных подходов определения расчетных показателей цены готовой продукции в месте потребления и логистических издержек при транспортировке грузов.

Информационной базой работы стали: законодательные акты Республики Казахстан; Указы Президента Республики Казахстан; постановления Правительства Республики Казахстан и другие нормативно-правовые документы в области развития деятельности железнодорожной отрасли; монографические исследования; диссертационные работы; данные Агентства Республики Казахстан по статистике, материалы департаментов Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, отчетные данные национальной компании «Қазақстан темір жолы», данные и экспертные оценки, опубликованные в научной литературе и в периодических изданиях.

Практическая значимость исследования состоит в обосновании и разработке конкретных рекомендаций, которые могут быть использованы в практической деятельности, направленной на совершенствование работы предприятий, осуществляющих транспортировку грузов железнодорожным транспортом. Многие выводы и предложения, содержащиеся в работе, применимы при реализации инфраструктурных проектов республиканского и регионального масштабов.   

Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались на трех международных научно-практических конференциях. Теоретические положения и выводы, сформулированные в работе использованы в КазАТК им. М. Тынышпаева при разработке проекта «ТЭО на строительство железнодорожной линии Сарыозек-Коргас до государственной границы Республики Казахстан».  

Публикация результатов исследования. По теме диссертации опубликовано 6 научных работ общим объемом 2 п.л.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников, включающих 108 наименований, содержит 21 таблиц и 13 рисунков.