СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 4
1 КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ 7
1.1 Сущность и содержание качества продукции 7
1.2 Показатели качества продукции 15
1.3 Подходы к управлению качеством и оценке эффективности и уровня конкурентоспособности продукции 29

2 ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ ТОО «ЦЕСНА -АСТЫК» 34
2.1 Характеристика деятельности ТОО «Цесна -Астык» 34
2.2 Показатели качества хлеба и хлебобулочных изделий
ТОО «Цесна- Астык» 39
2.3Сертификация качества хлебобулочных изделий в РК 46

3 3 УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ИСО 9001:2000 НА ТОО «ЦЕСНА-АСТЫК» 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60








ВВЕДЕНИЕ



Обеспечение выпуска высококачественной, а потому конкурентоспособной продукции, во всем мире рассматривается как важная проблема национальной экономики, от которой зависят темпы промышленного развития страны и ее национальный престиж.
В рыночной экономике основным фактором коммерческого успеха предприятия с любой формой собственности является качество и конкурентоспособность его продукции, т.е. насколько лучше она аналогов-продукций выпускаемой конкурирующими предприятиями.
Понятие «обеспечение качества и конкурентоспособности» появилась в начале 70-х годов ХХ века на Западе. Примерно в то же время проблемой начали заниматься и в СССР. К началу 80-х годов глубокое исследование конкурентоспособности машинотехнической продукции привело к созданию методики оценки уровня качества конкурентоспособности промышленной продукции. Она была опубликована в 1984 году издательством стандартов СССР. Именно эта методика до сих пор служит основой для оценки конкурентоспособности всех видов продукции. Сейчас появилось множество методик оценки качества и конкурентоспособности как промышленной так и не промышленной продукции. Несмотря на это, все они базируются на методологии разработанной в 1984 году.
Одним из направлений решения данной проблемы представляется изучение зарубежного опыта в области управления качеством продукции. Об этом было отмечено и в Послании Президента народу Казахстана: «Казахстан должен в кратчайшие сроки перенять почти полувековой опыт стран Запада по управлению качеством продукции»[1, с.23].
В промышленно развитых странах во многих фирмах и компаниях функционируют системы контроля качества, успешно обеспечивающие высокое качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции. Состав и сущность систем качества регламентируется рядом международных и национальных стандартов по управлению качеством продукции. Для потребителей наличие таких систем у изготовителей продукции является гарантией того, что им будет поставлена продукция требуемого качества в полном соответствии с договорами. Поэтому нередко потребитель при заключении контрактов требует проверки имеющейся у изготовителя системы обеспечения качества на соответствие её требованиям международных стандартов.
Качество – это совокупность свойств продукции обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Конкурентоспособность можно определить как сравнительную характеристику товара, содержащую комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств аналогичного товара.
Это некая относительная и интегральная характеристика, отражающая отличие товара/фирмы-конкурента и, определяющая его/ее привлекательность в глазах потребителя.
Качество- это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка конкретным требованиям потребителей не только по своим экономическим, техническим, эстетическим, эргономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (сроки поставки, цена, каналы сбыта, сервис, реклама). Конкурентоспособной считается такая продукция, которая имеет не только высокие потребительские свойства, но и соответствует требованиям международных стандартов по экологической безопасности.
Объектом дипломной работы является продукция одного из предприятий Концерна «Цесна -Астык» - хлебопекарного предприятия ТОО «Цесна -Астык».
Целью дипломной работы является определение качества и повышения конкурентоспособности продукции ТОО «Цесна -Астык».
В процессе работы выполнены следующие исследования:
- Определено место и роль предприятия на рынке хлебопекарных изделий;
- Проведена оценка качества и конкурентоспособности продукции;
- Рассотрены показатели качества хлебопекарной продукции;
- Раскрыты методические аспекты оценки качества.
Наравне с основной целью работы, определяются следующие подцели:
- исследование качества продукции и представление результатов механизма оценки конкурентоспособности продукции;
- оценка состояния конкурентоспособности товара в сравнении с аналогичной продукции;
- предложение путей решения некоторых проблем в области повышения качества и совершенствования конкурентоспособности продукции ТОО «Цесна -Астык».
Для их достижения необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущность качества товаров; рассмотреть показатели качества в системе ее оценки, показать основные подходы к оценке конкурентоспособности продукции;
-рассмотреть понятие уровня конкурентоспособности продукции и ее зависимость от качества продукции;
-изучить методы оценки качества продукции;
-провести оценку качества ТОО «Цесна -Астык»;
-дать характеристику предприятия, указать перспективы в области повышения качества;
-выявить какие недостатки затормаживают повышение конкурентоспособности продукции.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические основы качества продукции, показатели, характеризующие качество продукции и используемые для оценки качества как в международных и так и в национальных системах качества, рассмотрены показатели качества и конкурентоспособности продукции.
Во второй главе анализируется хозяйственная деятельность АО ТОО «Цесна -Астык», проведен анализ их продукции и основных технико- экономических показателей. В третьей главе на основе анализа качества продукции, изготавливаемой анализируемым предприятием, предложены пути повышения качества продукции и мероприятия по совершенствованию деятельности объекта исследования.
В данной дипломной работе проводится исследование экономической эффективности качества продукции на базе теоретического материала ученых-экономистов Мейрбекова К., Дюсембаева К.Ш., Грибова В.Д., Грузинова В.П., Сергеева И.В., Волкова Д.И., Скляренко В.К., а также материалах предприятия показываются и рассматриваются структуры предприятия, его проблемы, а также пути решения его проблем с использованием мирового опыта. В процессе написания дипломной работы использовалась литература по экономике и менеджменту, маркетингу, управленческому учету. Кроме того, были изучены публикации в периодической литературе, статистические отчеты, в работе использована документация предприятия - внутренние отчеты и другие источники информации о работе предприятия. Полный список использованной литературы приведен в конце дипломной работы.