СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

 

Глава  I

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

УПРАВЛЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

 

1.1. Становление и развитие  системы

государственного управления в Казахстане . . . . . . . . . . .9

1.2. Нынешний этап  реформирования системы

государственного управления в Казахстане . . . . . . . . . . .   29

1.3. Повышение эффективности государственного управления в рамках  реформирования системы государственной службы   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   55

1.4. Борьба  с коррупцией

как  фактор  повышения эффективности

системы  государственного управления  . . . . . . . . . . . . . .60

1.5. Развитие местного  самоуправления в рамках  реформирования системы

государственного управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   74

 

Глава  II

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ . . . . . .84

 

2.1. Система  государственного управления

в развитых странах  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   84

2.1.1. Система государственного управления в США  . . . . .   84

2.1.2. Система государственного управления

в Великобритании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126

2.1.3. Система государственного управления в Германии . . . 144

2.1.4. Система государственного управления в Канаде . . . . . 164

2.1.5. Система государственного управления в Японии . . . . . 174

 

2.2. Реформирование системы  государственного управления в транзитных странах   . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.2.1. Реформа системы государственного управления

в Болгарии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.2.2. Реформа системы государственного управления

в Венгрии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.2.3. Реформа системы государственного управления

в Латвии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.2.4. Реформа системы государственного управления

в Литве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.2.5.  Реформа системы государственного управления

в Польше . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.2.6. Реформа системы государственного управления

в Чехии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.2.7. Реформа системы государственного управления

в Эстонии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

Глава III

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

К РЕФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

 

189

 

190

 

193

 

199

 

203

 

207

 

212

 

215

 

 

 

 

 

222

 

266

 

268

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

С момента обретения государственной независимости Казах- стан, наряду с осуществлением системных экономических и по- литических преобразований, взял курс на широкомасштабное реформирование всей системы государственного управления в стране.

Начавшийся в Казахстане в начале 1990-х годов процесс госу- дарственного строительства сопровождался становлением новых государственных структур и изменением характера деятельно- сти органов государственной власти в новых условиях. Стреми- тельный переход к рыночной экономике и всесторонняя либера- лизация хозяйственной деятельности оказали значительное влия- ние на функции и структуру государственного управления.

В результате проведенных широкомасштабных реформ в Ка- захстане была сформирована система государственного управ- ления, адаптированная к требованиям современной рыночной экономики, был начат процесс передачи центральными органа- ми государственной власти функций и полномочий, а также от- ветственности в решении большинства вопросов территориаль- ного развития местному уровню государственного управления.

В настоящее время Казахстан продолжает масштабное ре- формирование своей системы государственного управления. Этот процесс является составной частью комплекса меропри- ятий, направленных на создание сильного, благополучного, ус- тойчивого и процветающего государства. Целями данной ре- формы являются: реальное, быстрое и неуклонное повышение эффективности государственного управления на всех уровнях; создание независимого и профессионального государственного управления и центральной государственной службы, штат кото- рых комплектуется на основе квалификации и деловых качеств сотрудников; повышение качества обслуживания и создание системы государственного управления, ориентированной на ко-

 

нечного потребителя услуг; совершенствование взаимодейст- вия между государством и частным сектором.

Современная эффективная система государственного управ- ления необходима Казахстану для того, чтобы сделать более бла- гоприятными условия для развития отечественного крупного бизнеса, малого и среднего предпринимательства, которые долж- ны стать главным двигателем экономического роста. Это, в свою

очередь, позволит нашей стране успешно конкурировать на ми-

ровых рынках, создать у себя инвестиционный климат, привле- кательный для отечественного капитала и инвесторов, сущест- венно увеличить прямые иностранные инвестиции. Только так можно не только значительно ускорить общий рост казахстан- ской экономики, но и обеспечить ее диверсификацию в направ- лении индустриально-инновационного развития.

Ориентиры развития системы государственного управления определены в долгосрочной Cтратегии развития нашего госу- дарства «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучше- ние благосостояния всех казахстанцев». Одной из ключевых задач государства в данном документе определено создание эф- фективной современной государственной службы и структуры государственного управления.

Успешное решение этих задач предполагает, что государст- венное управление должно стать системным, для каждого уровня управления должны быть четко определены функции и полномо- чия, подкрепленные финансовыми ресурсами, обеспечена меж- ведомственная координация, создана законодательно-правовая база для эффективного функционирования всех уровней власти.

На современном этапе развития нашей страны, исходя из не- обходимости дальнейшего повышения эффективности государ- ственного управления, приоритетными становятся вопросы бо- лее четкого разграничения функций между всеми уровнями вла- сти, переноса центра проведения реформ на нижние уровни ме- стного государственного управления.

Отставание реформ в системе государственного управления от перемен в общественном устройстве страны, от бурно разви- вающихся принципиально новых экономических и политичес- ких отношений может стать преградой на пути преобразования

 

Казахстана в экономически развитое, социально и политически стабильное демократическое государство.

Принимая во внимание всю значимость указанной проблема- тики, в представляемой книге приводится поэтапный обзор ста- новления и развития системы государственного управления в Казахстане, проводится анализ зарубежного опыта функциони- рования этой системы, а также обрисованы основные подходы

к дальнейшему реформированию этой сферы в нашей стране.

Авторы книги отдают себе отчет в том, что она не может пре- тендовать на всеохватное представление такой сложной и много- гранной проблематики, как реформирование системы государст- венного управления. Тем не менее они сделали попытку дать пре- дельно объективную и максимально комплексную оценку проис- ходящим изменениям в этой сфере, а также выявить существую- щие проблемы и обозначить возможные пути их решения.

Думается, что такой подход позволяет авторам книги наде- яться, что она не только будет оценена по достоинству специа- листами, но и окажется интересной и полезной для всех читате- лей, так или иначе, интересующихся проблемами государствен- ного управления.

 

Глава  I

 

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

 

 

 

Развитие системы государственного управления в суверен- ном Казахстане неотрывно связано с историей построения его государственности, в ходе которой страна в начале 1990-х годов столкнулась с множеством трудностей и препятствий.

Особенностью становления государственно-административ- ной системы независимого Казахстана стало то, что процесс ее реформирования на начальном этапе шел параллельно с осуще- ствлением коренных рыночных реформ и политических преоб- разований.

В начале 1990-х годов Казахстан имел старую систему ко- мандно-административного управления, неэффективную в но- вых условиях. Экономическое положение страны также нельзя было назвать устойчивым, а с разрывом старых экономических связей, вызванных распадом бывшего СССР, экономика Казах- стана оказалась в глубоком кризисе. Более того, в Казахстане на тот момент не было даже зачатков рыночной экономики, что лишь осложнило начало системных преобразований.

С течением времени становилось очевидным, что существо- вавшая ранее система государственного управления перестала справляться с непрерывно возникающими проблемами, особен- но в экономике. Появилась объективная необходимость пере- стройки всего механизма управления государством, создания новой системы, способной оперативно реагировать на вызовы и контролировать экономические и политические процессы.

Таким образом, на заре независимости вопросы государствен- ного строительства имели для страны первостепенное значение. После распада бывшего СССР Казахстан был вынужден начи- нать строить государственность на базе старой Конституции и союзных законов, которые, отражая принципы прежней систе- мы, абсолютно не отвечали новым реалиям и не могли служить правовой основой государственного строительства. В связи с

 

этим были предприняты неординарные усилия для формирова- ния пусть и далеко несовершенного, но первого поколения са- мостоятельных законодательных актов.

 

 

1.1. Становление и развитие

системы  государственного управления в Казахстане

 

Условно процесс развития системы государственного управ- ления в Казахстане с момента обретения им своей независимо- сти можно разделить на несколько этапов.

Первый этап становления и развития системы государствен- ного управления пришелся на 1990–1993 годы и проходил под знаком перехода Казахстана к самостоятельному развитию, ста- новления в стране основ суверенной государственно-админист