СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИДЕИ
1.1. Основополагающие идеи первых «евразийцев»
1.2 Трансформации идеи евразийства в историческом времени
1.3. Трактовка Л.Гумилевым идеи евразийства
1.4 Геополитические притязания радикальных «неоевразийцев»

ГЛАВА 2. ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ
2.1. Обоснование Н.А.Назарбаевым необходимости создания Евразийского Союза (1994г.)
2.2. Проект документа о формировании ЕАС
2.3. Реакция в СНГ в 1994 г. на проект создания ЕАС

ГЛАВА 3. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ. СОЗДАНИЕ ЕврАзЭС
3.1 Интеграционные процессы на евразийском пространстве
3.2 Таможенный союз

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА



 ВВЕДЕНИЕ

Идеи, как и люди, имеют свою судьбу - парадоксальную и противоречивую. Они вспыхивают на небосклоне истории, словно звезды, гаснут и неожиданно появляются вновь, обнаруживая необычайную яркость сияния. Это относится и к идее Евразии - возникшей в 20-е годы нынешнего столетия, затем забытой, но вновь властно заявившей о себе в конце столетия - прежде всего, в работах и выступлениях Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Не сразу идея Н. Назарбаева была принята главами государств на постсоветстком пространстве, прошло долгих 6 лет пока воплотились в жизнь предложения Президента Республики Казахстан. Президент настойчиво и целеустремленно предпринимает энергичные действия по вопросам интеграции государств в Евразийском пространстве. «У нас есть все усилия, -говорит Нурсултан Абишевич, - чтобы сохранить основу нашего сотрудничества при соблюдении интересов суверенитета, полном уважении принципов невмешательства во внутренние дела и права каждого народа, самому определять правила собственного общественного устройства» .
Актуальность темы исследования.
Исследование проблем развития идеи Евразии и ее воплощение в жизнь актуальна в современных условиях, что обусловлено рядом факторов:
 во-первых, ренессанс евразийской идеи вызвал к жизни необходимость комплексного научно-теоретического анализа проблематики, связанной с евразийством, философское основание, исторические, политологческие аспекты этого феномена;
 во-вторых, сутью современных процессов, происходящих на мировой арене, является взаимодействие или противоборство стран, входящих в современный мирохозяйственный оборот, поэтому изучение интеграционных процессов, дающих положительный эффект, очень важно;
 в-третьих, на постсоветском пространстве сейчас функционируют несколько международных правительственных организаций: СНГ, Центрально-Азийский Союз, ГУУАМ, Союз Беларуси и России, Евразийское экономическое сообщество. Исследование роли и значение этой молодой организации необходимо, поскольку она доказала свою эффективность и, очевидно, станет одной из важнейших Международных правовых организаций (МПО), в которую вошли республики бывшего СССР;
 в-четвертых, Евразийское ЭС во многом использует опыт многолетнего сотрудничества европейских стран - ЕС; целесообразно исследовать, какой механизм ЕС наиболее применим для государств на Евразийском пространстве; целесообразно проанализировать причины, побудившие Н. Назарбаева, предложившего идею создания Евразийского ЭС;
 в-пятых,    выявление    в    работе    альтернативных    подходов    к   идее евразийства в различные периоды, их актуальность в связи с созданием в 2000 году Евразийского Экономического Сообщества.
Представляет интерес анализ евразийской идеи. Казахстану активно и безуспешно навязывается одними учеными восточная модель развития, как соответствующая менталитету народа, другие выдвигают западную модель, выдаваемую за общечеловеческую цивилизацию, поэтому важно рассмотреть вопросы евразийской цивилизации, как особой географической, социально-исторической и социально-культурной общности.
Цель и задачи исследования.
Основная цель дипломной работы состоит в целостном исследовании евразийства как мыслительного и культурно-исторического феномена, и показ воплощения в жизнь идеи Н.Назарбаева о Евразийском Союзе. Эта цель определила постановку следующих задач:
 исследуется  история евразийства,  определяются этапы  его развития, прослеживается эволюция евразийских идей;
 рассмотреть эволюцию идеи евразийства, возникшего в конце 19- начала 20 вв., определить общее и различия в подходе к этой идеи;
 обосновать  причины  возрождения  евразийской  идеи  в  современный период;
 проанализировать проект Евразийского Союза, предложенный Н.Назарбаевым;
 наследовать     политические     процессы     создания Евразийского Экономического Сообщества и прогнозировать будущее этой организации.
Объект исследования. Идеи евразийства в геополитическом измерении.
Предмет исследования. Проблемы евразийства и роль Н.Назарбаева в создании Евразийского Экономического Сообщества.
Методология исследования. Методология исследования данной проблемы строится на двух уровнях.
Первый из них связан с изучением сущности, общих черт, характеристики и особенностей Евразийского Экономического Сообщества как международной организации. На этом уровне наибольшее значение имеют международно-правовые документы, труды Н.Назарбаева, обосновавшего необходимость создания Евразийского Союза и предложившего свой проект по его созданию .
На втором уровне при методологическом подходе исследования нами были проанализированы конкретные аспекты функционирования этой организации: ее специализация, компетенция, характер членства, географическая сфера деятельности, степень конкретного значения и влияния на развитие международных отношений, на политику отдельных государств. Изучение этого вопроса потребовало анализа, учета внутриполитических, экономических, военных, геополитических факторов, рассмотрение Евразийского ЭС в контексте международных отношений.
В работе использованы проблемно-исторические и сравнительно-исторические методы исследования, которые позволили показать, как в переломные периоды истории появляются и трансформируются идеи Евразийства.
В качестве основного метода выступил системный подход, целостное рассмотрение Евразийского ЭС, выявление принципов организации, определение связей и отношений с другими системами. Использованы такие конкретные методы как анализ, синтез, аналогия, экспертный опрос, метод сценариев.
Источниковой базой исследования были следующие группы источников:
Первая группа - это труды Н.Назарбаева, в которых обоснована концепция создания Евразийского союза; эти труды были и методологической основой работы, и источниковой базой. Взгляды Назарбаева по данному вопросу нашли отражение в таких его трудах, как «Евразийский союз: идеи, практика, перспективы. 1994-1997» и «Стратегия трансформации общества и возрождения евразийской цивилизации», а также в документах, разработанных в целях воплощения стратегического плана Н.Назарбаева «Казахстан - 2030».
Вторая группа - это труды ученых геополитиков западного мира, Х.Маккиндера, К.Хаусхофера, Н.Д.Спикмена, в которых изложены их видение положения Евразии, их труды в теоретическом аспекте использовались нами при исследовании корней евразийства. К этой же группе мы относим труды русских евразийцев Н.С.Трубецкого, П.Н. Савицкого, Г.В.Флоровского, Л.Н.Гумилева, которые, наряду с анализом Евразии, изложили свое видение, свои предложения программного характера о возможных путях будущего развития степной цивилизации. Данные труды исследуются в главе 1 «Генезис и эволюция евразийской идеи», а также выступают и как источник для анализа
проблем эволюции евразийских идеи*1.
К третьей группе источников мы относим те документы, которые были разработаны в рамках СНГ, Таможенного союза, Евразийского Экономического Сообщества и позволили сделать выводы о путях развития ЕврАзЭС*2.
Четвертая группа источников - это публикации в печати, позволяющие судить о реакции в СНГ на проект Назарбаева о создании ЕАС, этому вопросу посвящен раздел 2.3 /с. 43-47/, а также материалы, которые были опубликованы в прессе по вопросу ЕврАзЭС.
Пятая группа источников - статистические данные, которые мы смогли обобщить в виде графиков, таблиц, схем /с. 72,78-83,88- 90, 97/.
Кроме того, одним из видов источников были воспоминания видных политических деятелей, которые являлись участниками рассматриваемых событий: создания Таможенного Союза и ЕврАзЭС. Среди этих источников, прежде всего, надо отметить статьи и книги К.Токаева, М.Исингарина, М.М.Тажина3.
Степень исследованности проблемы.
Истоки евразийства следует искать в трудах геополитиков Европы и Америки, живших в конце 19- начале 20 вв. Так, Хэлфорд Джон Маккиндер (1861-1947), британский ученый и политический деятель, 25 января 1904 года выступил на заседании Королевского географического общества с докладом «Географическая ось истории». Маккиндер изложил геополитическую концепцию, согласно которой определяющим моментом в судьбе народов и государств является их географическое положение.
Суть основной идеи Маккиндера состояла в том, что роль осевого региона мировой политики и истории играет огромное внутреннее пространство Евразии, и что государство над этим пространством может явиться основой для мирового господства» . «Обширное пространство Евразии, недоступные морским судам, но в древности открытые для полчищ кочевников, покрываемые сегодня сетью железных дорог, - не являются ли именно они осевым регионом мировой политики? Россия заменила монгольскую империю. В мире в целом она занимает центральную стратегическую позицию, сравнимую с позицией, занимаемой Германией в Европе»  - писал он.
В книге «Демократические идеалы и реальность», Маккиндер развил дальше свою теорию осевого региона. Он считал, что Россия находится в центре Евразии и поэтому должна играть ведущую роль в этом регионе .
Американец голландского происхождения Николас Джон Спикмэн (1893-1943), социолог, которого можно назвать наследником идей Маккиндера. Но если Маккиндер считал, что тот, кто доминирует над Хартлендом, сухопутным центром Евразии, тот доминирует над Мировым Островом, то Спикмэн предложил свою геополитическую формулу: «Тот, кто доминирует над римлендом, доминирует над Евразией, тот, кто доминирует над Евразией, держит судьбу мира в своих руках» .
К концу войны стало ясно, что в действительности «хартленд» может быть приравнен к СССР. Поражение Германии в войне с СССР усилило репутацию теории Маккиндера. С этого момента и далее существовала модель мира «хартлент-римленд», ставившая материковую державу из «хартленда» (СССР) против морской державы из «внешнего полумесяца» (США), разделенных зоной соприкосновения «римленд»). В соответствиии с этой моделью Спикмэна и формулировалась политика США - политика сдерживания.
Немецкий геополитик Карл Хаусхофер (1869-1946) в статье «Континентальный блок» писал: «Евразию невозможно задушить, пока два самых крупных ее народа - немцы и русские - всячески стремятся избежать международного конфликта, подобного Крымской войне или войне 1914 года: это аксиома европейской политики» .
Истоки евразийства в России следует искать в споре различных направлений российской общественной мысли, возникшей во второй половине 19-ого века, - западников, славянофилов и панславистов. Очень кратко их характеризует Д.А. Назарбаева в книге «Содружество Евразия» .
Одним из предшественников идей евразийства 20-х годов XX века был Н.Л. Данилевский, который рассматривал положение России в Европе и на евразийском пространстве в своей книге «Истории России» .
Идеи евразийства сформировались как самостоятельное идейно-политическое и философское течение в среде русской иммиграции в 1920-1930 годах. Началом движения стал выпуск сборника «Исход к Востоку» (София, 1921 г.) молодых философов и публицистов Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Г.В. Флоровского и П.П. Сувчинского.
Евразийская идентичность или общеевразийский национализм способен на социально-психологическом уровне цементировать единство народов Евразии. К такому выводу приходил еще в 20-х годах Н.С. Трубецкой, который подчеркивал, что факторы и рожденные под их влиянием идеи, работающие на объединение, не могут быть абстрактными, вневременными. Объединяющую идею для будущего Н.С. Трубецкой видел в том, что «национализм каждого отдельного народа Евразии... должен комбинироваться с национализмом евразийским. Отторжение одного народа может быть произведено только путем искусственного насилия над природой и должно привести к страданиям» . Н.С. Трубецкой в своих работах обосновывал общность исторических судеб евразийцев, общая географическая среда сформировала особые общие качества и евразийское братство. В работе «Европа и человечество» он обосновал идею русско-мусульманского единства на территории двух больших империй .
Интересен труд евразийца Г.В. Вернадского «Начертания русской истории». Мы считаем, что он очень правильно отметил исторические ритмы организации евразийского пространства. Характеризуя ритмы истории, он показывает, как единая государственность евразийского пространства приводит в итоге к образованию системы государств. Историческая практика свидетельствует, что 4-й этап, который характеризовал Вернадский как Единую государственность (Российская империя, затем СССР) снова распалась: это прогнозировал в своей книге Г.В. Вернадский.
Л.П. Карсавин в статьях «Церковь, личность и государство» (1927г.), «Основы политики» (1928г.), «О личности» (1929г.) указывал, что евразийская проблематика требует понимания культур, народов, сословий и классов как личностей. Каждое из этих образований есть симфоническая соборная личность, для которой характерно достижение личного многообразия и личного единства индивидуума только через общение с другими людьми, т.е. через самоотдачу» .
Географ, экономист П.Н. Савицкий в одной из статей «Географические и геополитические основы евразийства» (1933) пишет, что Россия имеет гораздо больше оснований, чем Китай, называться «Срединным государством». Для Савицкого Россия - самостоятельная и особая духовно-историческая геополитическая реальность, которую Савицкий называет «Евразией». Евразия простирается от Хингана до Карпат, с юга она ограничена полосой пустынь, а с севера - морем, с запада - позитивной изотермой, то есть - самодовлеющий, самодостаточный «континент» .
Особо следует отметить труды Л.Н. Гумилева - представителя современного евразийства и в то же время по его образному выражению «последнего евразийца». Говоря об Евразии, Гумилев имеет в виду не столько континент, сколько сформированный в его центре суперэтнос с таким же названием: «Этот континент за исторически обозримый период объединялся 3 раза. Сначала его объединяли тюрки, создавшие коганат, который охватывал земли от Желтого моря до Черного моря. На смену тюркам пришли из Сибири монголы. Затем, после периода полного распада и дезинтеграции, инициативу взяла на себя России...
Новая держава выступила, таким образом, «наследницей» Тюркского коганата и Монгольского улуса» . В своей работе «Тысячелетие вокруг Каспия», которая посвящена историко-этнологическому исследованию ойкумена Евразии за 1500 лет - с III в. до н.э. по XII в. н.э. Ее историческим центром, точкой пересечения этнических, исторических, политических и культурных интересов был Каспий. Автор рассказывает о рождении и гибели этносов на огромном околокаспийском пространстве, которое в течение долгих веков было ареной драматических событий, о рождении и развитии особой, сложившейся вокруг Каспия цивилизации, ее истоках и ее роли в общемировом историческом процессе. Увы, в условиях тоталитарности режима, идеи Гумилева не получили официального признания и, казалось, евразийская доктрина, едва возродившись, вновь сошла на нет .
В девяностые годы столетия евразийство вновь бурно расцветает в различных своих вариантах, в том числе в проекте Евразийского союза государств, который был выдвинут Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым .
В чем же причина такой стойкости евразийства? Ведь при трезво-критическом взгляде на евразийскую идею в ее исторических перипетиях она оказывается полной противоречий, множества не сводимых друг к другу смыслов и интерпретаций, — а значит, она обладает большой долей неопределенности. Так, если говорить о первых русских евразийцах, то евразийство так и не стало у них в доктринальном плане синтезом Европы и Азии, Запада и Востока. Европоцентризм был попросту заменен ими на противоположный «центризм» - азиатский, как справедливо заметил Н. А. Бердяев. Кроме того, евразийцы, несмотря на их собственные заявления, все же не смогли положить в основу своей программы объединяющее духовное начало, что дало право Г. В. Флоровскому упрекнуть своих бывших единомышленников: «Не от Духа, а от плоти и от земли хотят набраться они силы». Да и сам менталитет евразийского человека, живущего между Востоком и Западом, таков, что его характеризует, по выражению В. В. Розанова, «колеблющаяся психология».
Возможно, именно эта психология, а также сугубо, политическая подоплека первоначального евразийства привели к тому, что часть евразийцев открыто поддержала в двадцатые годы русский и итальянский фашизм, чем дискредитировала саму идею. Сегодня эта дискредитация продолжается силами российских радикальных неоевразийцев, идейным вдохновителем которых является Александр Дугин. Евразийство здесь принимает вид, и наименование «континентализма», чья задача - всемерно противостоять «атлантизму» (западному типу культуры и геополитики), вытеснять его с мировой арены, дабы он, со своей стороны, не стер с лица земли «континентализм». Поэтому, по мнению неоевразийсцев-радикалов, нужны решительные меры по установлению сначала континентально-евразийской, а в перспективе - мировой империи.
Учитывая все эти крайности, парадоксы и известную размытость евразийской идеи, мы вправе поставить вопрос: что же она может дать новой эпохе? И почему ее ренессанс приходится как раз на конец тысячелетия?
Многоплановость и противоречивость евразийской идеи объясняются не в последнюю очередь тем, что за прошедший век она пока только шлифовалась, оттачивалась, выкристаллизовывалась - и не могла не пройти долгого и сложного пути. К сегодняшнему дню она должна предстать и уже предстает не просто многоплановым феноменом, но в своей конкретности, единством многообразных определений. И в этом внутреннем, сущностном плане евразийство необходимо понять как особый тип отношения человека к миру.
В своем ядре и глубинном смысле евразийство подразумевает разрешение противоречия между Западом и Востоком - наболевшей проблемы человечества. Иными словами, евразийскую идею надо понять как попытку синтеза не столько Европы и Азии (этногеополитических реалий), сколько Запада и Востока (в философском смысле этих терминов).
Из числа казахстанских авторов нам хотелось бы отметить, прежде всего, новую книгу Д.Н. Назарбаевой «Содружество Евразия» . В книге анализируется общественно-политическое и экономическое развитие Евразии в различные исторические эпохи, истоки и изменения евразийской идеи. Особенно подробно исследуются основные направления трансформации Советского Союза в Содружество Независимых государств:
реформирование директивной экономики в рыночную, замена тоталитарной политической формы правления демократическими системами; коренные преобразования законодательных органов; замена диктата КПСС многопартийностью и плюралистическими общественными движениями;
ликвидация монополии государственных и создание независимых средств массовой информации.
Это, по существу, первое столь фундаментальное научно-практическое исследование коренных общественно-экономических преобразований на постсоветском пространстве в последнее десятилетие уходящего века и тысячелетия.
В 1996 году и опубликована в начале 1997 года, авторы не имели возможности показать, как идея Назарбаева претворилась в жизнь на практике.
Следует отметить современные трактовки евразийства, разрабатываемые учеными Казахстана. Казахстан, как и Россия, является евразийским, политическим, полирелигиозным государством, нуждающимся в идеологической идентичности. Нынешние реалии, географическое положение Казахстана, полиэтнический состав его населения диктуют необходимость многополюсной ориентации на Запад и Восток. Но и независимо от географического положения Казахстан обращается к евразийству, поскольку он «в силу добрых и родственных отношений между разными народами, его населяющими, стал в последние годы прообразом и живой моделью Евразийского сообщества».
Усилившийся поток научных публикаций свидетельствует о том, что проблема осознана и изучается гуманитариями во всей ее глубине и всеохватности. Особенно весомый вклад в научную копилку вносят обществоведы Казахстана. Можно отметить две важнейшие публикации истекшего года: «Евразийская интеграционная политика Республики Казахстан: проблемы и перспективы» (Алматы, 1998) и «Проблемы евразийства» (Астана, 1998). Первая работа подготовлена сотрудниками Института Философии Министерства науки и высшего образования Республики Кзахстан под руководством директора института, член-корреспондента HAH PK А.Н.Нысанбаева. В ней рассматриваются проблемы генезиса и эволюции евразийской идеи, ее актуальность и значимость в современных условиях, реализация идеи евразийства в контексте интеграционной политики Казахстана. Вторая монография написана сотрудниками научно-исследовательского центра «Евразия» и Евразийского университета им. Л.П. Гумилева (ответственный редактор член-корреспондент НАА РК С.А.Каскабасов). Авторы монографии исследуют идейные истоки и социально-политическую доктрину евразийства, трансформационные процессы на постсоветском пространстве в контексте Евразийского проекта.
Солидный научный задел, подготовленный указанными публикациями, позволил собрать и провести в Астане в Евразийском университете Валихановские чтения «Исторические корни и перспективы евразийства как социокультурного и социополитического феномена». Здесь встретились не только авторы упомянутых монографий, но и ученые Казахстана, России, Узбекистана: философы, историки, востоковеды, экономисты, политологи. В трех секциях: «Феномен евразийства в исторической ретроспективе», «Евразийское единение и Казахстан: исторические основы и современные реалии», «Евразийство и мировая интеграция как ответ вызову XXI века» активно и заинтересованно обсуждались комплексные проблемы евразийства, велись научные дискуссии, острая полемика.
Но мнению казахстанского политолога А.К.Султангалиевой, на этапе независимого развития формирование казахстанской государственной идентичности возможно только на основе интеграции, взаимодополняемости различных этнических культур. «Не случайно в этом плане возникновение идеи евразийства в преломлении к Казахстану как попытки найти «третий путь» между отставанием этнического самоопределения и государственной общностью. Возможно, эта идея могла бы стать политической и культурной основой казахстанской общности, исходящей из реальности сосуществования народов в смешанном культурно-языковом пространстве Евразии» . Следуя этой мысли, авторы коллективного труда «Евразийская интеграционная политика Республики Казахстан: проблемы и перспективы» приходят к выводу, что «концепция общеказахстанской евразийской идеи - это идея общенациональной соборности, социальной справедливости, символ формирования нового духовно-нравственного пространства и возрождения на его основе национального самосознания каждого народа, созидания сильной государственности как гаранта мира и благополучия» .
Большой вклад в исследование проблемы Евразийства внес и доктор экономических наук, председатель Интеграционного комитета ЕврАзЭС, Н.Исингарин. Его труды «Проблемы интеграции в СНГ», «10 лет СНГ», «Таможенный союз: дела и планы»  представляют собой интересный материал для изучения современных проблем на постсоветском пространстве.
Б.В.Межуев в своей статье «Понятие «национальный интерес» в российской общественно-политической жизни» рассматривает версии евразийства в России и приходит к выводу, что подобно панславизму 19 века ее отличает стремление максимально сблизить политику и культуру . Складывается впечатление, что многие позитивные стороны евразийства остаются невостребованными, проскальзывает идея воссоздать СССР в новом варианте Евразии. Некоторые политологи России (К.Мело, Н.Нарочицкая, М.Назаров и др.) приводят многочисленные доказательства того, что принятие доктрины евразийства в сегодняшней сложной геополитической ситуации будет неизбежно означать подыгрывание исламскому сепаратизму, что приведет к ослаблению России и особенно ее русского ядра, а в перспективе может привести к распаду страны .
Анализ трудов по проблемам евразийства в России и Казахстане показал, что в это понятие вкладывается различный смысл и различное толкование, в зависимости от политических воззрений авторов. К чему должна тяготеть современная Россия? К тому, чтобы стать империей, или к тому, чтобы войти в состав коалиции государств на евразийском пространстве.
В трудах американских авторов развиваются идеи Мэхэна, Маккиндера, Спикмена о хартленде и римленде. Среди ученых атлантистской линии в геополитике после 1945 года в основном развиваются тезисы Спикмена.
В 1956 году ученик Спикмена Д.Мейнинг опубликовал текст «Хартленд и римленд в евразийской истории» . Он считает, что есть страны, тяготеющие к хартленду и образующие Евразию, другая группа стран являет собой римленд, и третья группа - нейтральные.
Другой последователь Спикмена У.Кирк выпустил книгу воспроизводящую название знаменитой статьи Маккиндера «Географическая ось истории» . У. Кирк считал, что прибрежные цивилизации более развиты и поэтому их влияние должно сказываться на хартленде, на евразийском континенте.
Современный неоатлантист С.Хантингтон в своей известной книге «Столкновение цивилизаций» не использует термин «евразийство», но подчеркивает разницу цивилизаций и потому неизбежность их будущего столкновения. Он пишет о семи-восьми крупных цивилизациях. К ним относятся западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, православно-славянская, латиноамериканская и, возможно, африканская цивилизации . Назарбаев в своей книге «На пороге XXI века» спорит с Хантингтоном, так как считает, что столкновения цивилизаций можно избежать, благодаря усиливающимся интеграционным связям, глобализации и заинтересованности людей в развитии экономики, технологий .
Известный американский политолог З.Бжезинский в книге «Великая шахматная доска» тоже пишет о Евразии. Он считает, что на значительной части этого пространства образовалась «черная дыра» и здесь возможны крупные конфликты, воины .
Научная новизна работы заключается в том, что мы рассматриваем евразийство не просто как некую новую идею среди других новых идей, не просто как историко-культурную, политическую или социальную идею. Евразийство в его глубинной сути и практических интенциях есть не что иное, как, на наш взгляд, идея и модель нового типа культуры - культуры, которая в следующем тысячелетии будет главенствующей. Русские евразийцы, а до них и помимо них Н.Л. Данилевский, О. Шпенглер, Н.А. Бердяев и др., предвидели наступление этой новой культурной эпохи, и называли этот тип культуры «русско-сибирский», или «евразийский». Ныне их предвидение начинает сбываться.
Новизна нашей работы и в том, что идея Н.А. Назарбаева о Евразийском Союзе рассматривается в контексте международных отношений и обосновывается мысль о том, что концепция Президента не просто продолжение идей евразийства, а новый концептуальный подход к обоснованию необходимости объединения государств на евразийском пространстве, что это новый тип интеграции, обусловленный общностью исторического прошлого, хорошего взаимодействия государств и народов евразийского пространства в политическом, экономическом и социальном аспектах.
Практическая значимость работы заключается в том, что она может быть использована студентами при подготовке к семинарам по таким дисциплинам, как ТМО, многосторонняя дипломатия, современные проблемы международных отношений. Работа может быть полезна и членам клуба «Международник-дипломат».
Апробация работы. Результаты работы автор дважды докладывал на научных конференциях факультета и университета, выступал по теме исследования на заседаниях «круглого стола»  в клубе     «Международник-дипломат» и на пресс-конференциях в период производственной практики.
Структура работы. Работа по структуре состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. В первой главе рассматриваются вопросы генезиса и эволюции евразийской идеи, вторая глава посвящена концепции Президента РК Н.А, Назарбаева о Евразийском Союзе, в третьей главе «Евразийское экономическое сообщество: история, проблемы, перспективы» рассматриваются вопросы истории создания и анализ перспектив Евразийского экономического сообщества.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Ренессанс Евразийской идеи вызван объективными факторами, связанными с необходимостью объединения на постсоветском пространстве после распада СССР;
2. Идея евразийского Союза Президента РК Н.А. Назарбаева не является прямым продолжением концепции евразийцев: Н.С. Трубецкого, Г.В. Вернадского, Л.П. Гумилева, Г.В. Флоровского и др., поскольку в 90-е годы данная проблема переносится в практическую плоскость создания Евразийского Экономического Сообщества;
3. Конкретными фактами и статистическими данными обосновывается эффективность Таможенного Союза и Евразийского экономического сообщества;
4. Формирование Евразийского экономического сообщества показано как длительный процесс, сопоставление Евразийского экономического сообщества с Европейским Союзом свидетельствует, что пока Евразийское Экономическое Сообщество находится в начале 2-ого этапа интеграционного процесса;
5. Евразийство - это прообраз, идея и модель нового типа культуры, синтез европейской и азиатской цивилизации;
6. Евразийское Экономическое Сообщество и в будущем Евразийский Союз основан на общности исторического прошлого, культуры, экономической жизни на установившихся дружеских отношениях народов, населяющих Евразийское пространство.