СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3

1 ПОНЯТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИХ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ    6
1.1 Понятие исполнительных органов Республики Казахстан    6
1.2   Правовые основы организации и деятельности исполнительных органов Республики Казахстан    10

2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ    19
2.1   Конституционно-правовые основы формирования системы центральных исполнительных органов Республики Казахстан, их классификация и структура    19
Компетенция центральных исполнительных органов Республики Казахстан    26
2.2 Акимат как местный орган представительной власти в Республике Казахстан    32
2.3  Взаимоотношения центральных исполнительных органов Республики Казахстан с другими органами государства    48

3 СПЕЦИФИКА В ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН    54
3.1 Особенности в организации и деятельности отдельных министерств Республики Казахстан    54
3.2    Особенности в организации и деятельности отдельных агентств Республики Казахстан    73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    87

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    89
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность дипломного исследования. В современных ус-ловиях, в условиях рыночной экономики в Республике Казахстан, органы государственной власти, в том числе органы исполнитель-ной власти Республики Казахстан играют большую роль. Исполнительные органы осуществляют непосредственное руководство в соответствующих отраслях управления и направляют деятельность мест-ных отраслевых исполнительных органов.
Конечно, роль этих органов существенно изменилась по сравнению с той, которую выполняла она в условиях советского государства. Значи-тельно сузилась сфера их управленческой деятельности в виду того, что вопросы экономического характера решаются в основном в сфере ры-ночных отношений. Изменился и характер регулирования - нет бывшего администрирования на основе централизованного планирования. Тем не менее, как и в других государствах с рыночными отношениями остались и исполнительные органы и от умения их во многом зави-сит нормальная жизнедеятельность во всех областях жизни государства и общества. Этими органами в Республике Казахстан являются министер-ства и агентства, которые осуществляют исполнительную и распоряди-тельную функцию государства и играют важную роль во всей политиче-ской, социально-экономической жизни государства. Эти органы, как ор-ганы отраслевого управления, а также как органы межотраслевой коор-динации призваны обеспечить проведение глубоких экономических со-циальных и политических преобразований, выполнение политического курса, определяемого Президентом, Законов и Постановлений Прави-тельства. Исполнительные органы осуществляют стратегию главы государства "Казахстан - 2030й.
В настоящее время совершенствуется и улучшается государственное управ-ление, вместе с тем, необходимо теоретически и научно практически даль-ше разработать вопросы улучшения деятельности этих органов, а также взаимоотношения министерств, агентств с другими органами государства, в том числе и между собой, в свете задач, поставленных перед ними.
Как указано в стратегии "Казахстан - 2030"отсутствие координации ме-жду этими органами - одна из основных причин кризисных явлений в соци-ально-экономической жизни государства. Несоответствие объемов ответст-венности за решение конкретных задач и функций, приводит к неэффектив-ности, дублированию и безответственности этих органов. Каждое мини-стерство и агентство должно освобождаться от тех функций и задач, кото-рые не свойственны им /1/. Все это приводит к тому, что организация, ком-петенция и деятельность исполнительных органов должны со-вершенствоваться дальше.
Следует отметить, раньше в советское время государственный аппарат был разбухшим, этот недостаток в какой-то мере сохранялся еще до недав-него времени в Республике Казахстан. В соответствии с курсом Президента по упрощению, сокращению государственного аппарата, в том числе в структуры Правительства было произведено сокращение центральных ис-полнительных органов. Некоторые министерства были упразднены, а часть их была реорганизована и слита в большие министерства. В связи с этим необходимо изучить опыт слитных центральных исполнительных органов с тем, чтобы определить наиболее оптимальные для них структуру и компе-тенцию.
Все изложенное свидетельствует о том, что попытка анализа, рассмот-рения и раскрытия организации, компетенции центральных органов испол-нительной власти на этапе рыночных отношений по нашему мнению явля-ется весьма актуальной,
В частности, актуальными являются исследования порядка формирова-ния системы, структуры, а также компетенции исполнитель-ных органов и их деятельности на современном этапе, изучение взаимоот-ношений центральных исполнительных органов с другими органами госу-дарства.
Задачей исследования является теоретическое обоснование путей дальнейшего совершенствования правовых основ организации и деятельно-сти центральных исполнительных органов на основе анализа законодатель-ства и практики этих органов и сопоставительного его изучения с опытом других стран.
Обобщается опыт деятельности центральных исполнительных органов и закреплении их компетенции в конституционных нормах.
Цель работы состоит в том, чтобы на основе научно-теоретического ис-следования вопросов организации, деятельности и взаимоотношений органов исполнительной власти Республики Казахстан внести на наш взгляд важные предложения по их совершенствованию.
1. Обоснование необходимости совершенствования ряда норм Консти-туции Республики Казахстан о статусе исполнительных орга-нов.
2. Исследование правовой базы, регулирующей деятельность исполнительных органов для восполнения на этой основе пробелов в
законодательстве.
3. Исследование порядка формирования исполнительных
органов и внесение предложения по этому вопросу.
4. Обоснование необходимости предоставления исполни-
тельным органам более широких прав в области законопроектной деятель-ности.
5. Определение статуса исполнительных органов Рес-публики Казахстан в современный период.
Практическая ценность работы состоит в том, что предложения и ре-комендации дипломного исследования могут быть использованы для практической работы исполнительных органов для уточнения их структуры, вопросам их организации и деятельности. Выводы данного исследования могут быть использованы в разработке и преподавании курса
"Административное право", а также специального курса "Центральные ор-ганы исполнительной власти".
Теоретические выводы и предложения могут быть использованы в дея-тельности Правительства, Парламента и администрации Президента.
Научная новизна. Впервые в данном дипломном исследовании комплексно рассмотрен правовой статус исполнительных ор-ганов, подробно исследованы правовые основы организации и деятельности исполнительных органов Республики Казахстан. Отдельные вопросы, освещенные в работе, ранее также служили предметом изучения в юридической литературе, поэтому при их изложении детально рассматри-вались лишь те, которые носят проблемный характер на данный период. Вопросы, освещенные в дипломном исследовании, имеют важное значение в государственном управлении.
Впервые рассмотрены особенности государственно-правового механиз-ма взаимодействия исполнительных органов с другими орга-нами государственной власти.
Методология и методика исследования. Теоретической и методиче-ской основой исследования послужили труды ученых, занимавшихся по проблемам государственного управления. В процессе работе применялись общенаучные методы: системный анализ, конкретно-социологический, а также частные методы: историко-правовой, логико-юридический метод обобщения.
При обосновании и решении методологических вопросов исследуемой проблемы автор опирался на диалектический метод познания сущности яв-лений и процессов, руководствовался его основными принципами и поло-жениями.
В работе проанализировано законодательство Республики Казахстан в области государственного управления, конституционного и административ-ного права, а также подготовка настоящей работы базировалась на анализе Конституции, Конституционного Закона "О Правительстве" и Положений министерств и агентств.
В работе были использованы труды А.П. Алехина, Э.Д. Бейшембиева, В.А. Власова, С.З. Зиманова, В.А. Ким, Ю.М. Козлова, В.М. Манохина, В.В. Мамонова, Н.Т. Михайленко, К.Д. Мухамедшина, Н.А. Назарбаева, B.C. Прониной, С.Н. Сабикенова, Г.С. Сапаргалиева, С.С. Сар-таева, В.И. Семенкова, А.А., Таранова, В,Н. Уварова, А.А. Чернякова, В.И. Шабайлова и др.