СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

I.МЕЖДУНАРОДНО ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

1.1 Современное состояние и новые ориентиры торгово- экономических связей Казахстана в укреплении международно- правовых позиций страны на мировой арене

1.2 Международные организации и их роль в правовом регулировании международной торговли

1.3 Правовые основы регулирование торговых отношений Казахстана со странами СНГ

II.ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРАЦИЙ В РАМКАХ СНГ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СТРАНАМИ СНГ

2.1 Международно-правовое регулирование торговых отношений со странами СНГ

2.2 Правовые аспекты казахстанско-российского сотрудничества в торгово- экономической сфере

2.3 Торгово-экономическое соглашение между правительствами Республики Казахстан и Украиной

III.СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЗАХСТАНА

3.1 Внешнеторговая политика Казахстана: проблемы и перспективы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Поиск и освоение оптимальных форм финансовой и экономической интеграции – одна из основных задач каждого государства в XXI веке. Следуя мировой тенденции развития регионализации национальных экономик, страны постсоветского пространства поступательно осваивают различные интеграционные формы сотрудничества. В настоящий момент на постсоветском пространстве существуют такие экономические интеграционные группы как Содружество Независимых Государств (далее СНГ). [11.c.12-15]

Внешнеэкономические связи играют важную и все возрастающую роль в развитии казахстанской экономики. Доля экспорта товаров в ВВП Казахстане составила в 2008 г. 32%, доля импорта - 23,9%.

От взаимодействия с зарубежными партнерами в решающей мере зависит модернизация российской экономики, развитие ряда базовых отраслей и экономики в целом. Поэтому оптимизация внешнеэкономических связей, обеспечение максимально возможных выгод от участия в международном разделении труда, повышение эффективности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности выдвигаются ныне в число ключевых задач, стоящих перед страной.

Особое место во внешнеэкономических связях Казахстана занимает взаимодействие со странами СНГ, объявленное ныне приоритетным направлением ее внешней политики.

Значение сотрудничества с партнерами по Содружеству определяется не только тесной взаимозависимостью экономик Казахстана и стран-партнеров (в том числе наукоемких высокотехнологичных отраслей и производств) и важностью рынка СНГ для подъема казахстанской экономики, но и тем, что успешное развитие сотрудничества и развертывание интеграционных процессов в отношениях со странами Содружества должно способствовать более эффективному включению Казахстана в мировое хозяйство, уменьшению негативных последствий глобализации и упрочению международных позиций Казахстана.

Важной чертой торгово-экономических отношений в рамках СНГ является их преференциальный(льготный)характер по сравнению с отношениями с государствами «дальнего зарубежья».

При этом, наряду с таможенно-тарифными преференциями, предоставляемыми на взаимной основе странами СНГ в соответствии с подписанными в рамках Содружества соглашениями о свободной торговле,

Казахстан как экономически наиболее мощное государство СНГ предоставляет странам-партнерам и иные льготы с целью активизации торгово-экономического сотрудничества с ними, имеющего для нашей страны жизненно важное значение.

В законах Республики Казахстан, Российской Федерации, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан под внешнеторговой деятельностью понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

В законе Республики Казахстан внешняя торговля (деятельность) связана с вывозом из Республики Казахстан и/или ввозом товаров в Республику Казахстан.

Закон Республики Узбекистан дает определение как внешнеэкономической, так и внешнеторговой деятельности. Существует необходимость правового исследования законодательства и договорной практики стран СНГ для выявления особенностей правового регулирования внешнеэкономических сделок, оформляющих внешнеэкономическую деятельность.

И как следствие этого - выявление особенностей разрешения споров между хозяйствующими субъектами этих государств.

Актуальность комплексного исследования и сравнительного анализа норм международных договоров в рамках СНГ и норм внутреннего законодательства стран СНГ вызвана необходимостью совершенствования нормативно-правовой базы в сфере выбора права, применимого к отношениям между субъектами из стран СНГ в области внешнеэкономической деятельности.

Нормы национального права стран СНГ по ряду вопросов определения применимого права различаются между собой и предусматривают иное по сравнению с межгосударственными соглашениями регулирование.

Механизм правового регулирования внешнеэкономических сделок весьма сложен. Сложность его обусловливается, с одной стороны, наличием множества различных источников, на основе которых осуществляется правовое регулирование внешнеэкономических сделок. С другой стороны, коллизионные нормы, имеющиеся в праве каждого государства, в определенной степени препятствуют надлежащему правовому регулированию сделки, потому, что, несмотря на стремление государств СНГ к унификации, они могут не совпадать.

В связи с этим представляется обязательным условием эффективного развития СНГ унификация нормативно-правовой базы, отвечающей национальным интересам каждого государства-участника.

В современных условиях проблема унификации правового регулирования международной торговли, несмотря на определенные достижения в этой области, актуальна.

Различия в нормах национальных правовых систем, применяемых к внешнеторговым сделкам, весьма серьезно осложняют договорные отношения, особенно если стороны сами не выбрали a priori определенное право, подлежащее применению.

Устранение же этих различий путем создания единообразного правового режима неизбежно будет способствовать и успешному развитию международной торговли в целом.

Актуальность темы исследования определяется растущей и меняющейся ролью развивающихся стран в мировой экономике.

Выработка экономической поли­тики в отношении и для развивающихся стран становится на современном этапе важной для всех государств, в том числе и для Казахстана.

Основные источники и степень изученности темы.

При решении ряда методических вопросов, непосредственно касающих­ся внешнеэкономической политики были использованы труды А.Т. Ашимбаевой, А.А. Арупова, Э.С. Карибджанова, М.Б. Кенжегузина, А. Киреева, В.КЛомакина, В.А.Мельянцева, Л.В. Пакуш, С.С. Сатубалдина, Б.Д. Хусаинова.

Важные оценки общей социально-экономической ситуации в подсистеме развивающихся стран и их политики содержатся в работах П.М. Мозиаса, Дж. Сакса, А. Тируола, Ф. Хабергера, Г. Хаберлера, А.Эльянова, А. Эммануэля.

Среди отечественных монографий, посвящен­ных вопросам формирования внешнеэкономической политики следует отметить работы Е. Арынова, А. Есентугелова, Н. Исингарина, А. Кошанова, М. Лаумулина, Д.Мадьяровой, О. Сабденова, К.А. Сагадиева, К. Токаева и др. Вместе с тем среди этих работ, посвященных проблематике общего и специфичного во внешнеэкономической сфере развивающихся стран и Казахстана, а также опыта для последнего особо выделяются рабо­ты С.Сатубалдина.

Исключительно велик вклад, вносимый в теорию и прак­тику построения внешней и внутренней экономической политики развива­ющихся стран в переходный период трудов Н.А. Назарбаева. Основополага­ющей для Казахстана является предложенная им стратегия "Казахстан 2030", представляющая практический интерес и для других государств.

Обширна научная литература по экономике отдельных регионов развивающихся стран. К сожалению, охватить ее на сколько-нибудь репрезента­тивном уровне невозможно.

Цель и задачи дипломной работы.

Рассмотреть значение внешнеэкономической политики Казахстана, правовое регулирование торговых отношений Казахстана со странами СНГ, разработка рекомендаций по совершенство­ванию формирования правового регулирования внешнеторговой политики Республики Казахстана

Задачи дипломной работы:

- рассмотреть сущность международного правового регулирования внешнеэкономической политики

- правовые основы регулирование торговых отношений Казахстана со странами СНГ

- рассмотреть правовые аспекты казахстанско-российского сотрудничества в торгово- экономической сфере

- торгово-экономическое соглашение между правительствами Республики Казахстан и Украиной

Теоретическую и методологическую основу дипломной работы составили научные труды зарубежных и отечественных экономистов, внесших большой вклад в анализ проблем внешнеэкономической политики РК.

Что касается юридических исследований, то они практически отсутствуют. В лучшем случае рассмотрение законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности осуществляется на базе сравнительно-правового анализа каких-нибудь двух государств.

Нет монографий, исследующих проблемы регулирования выбора права в рамках стран СНГ. В большинстве публикаций по СНГ отсутствует сравнительно-правовой анализ механизма регулирования отношений, связанных с применением права в пределах СНГ, не исследуются вопросы разрешения внешнеэкономических споров в судах стран СНГ.