СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                      3

ГЛАВА 1  СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

ГОСУДАРСТВА                                                                                                              8

1.1 ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

ГОСУДАРСТВА

1.2 ПОЛИТИКА ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ                                           15

1.3 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ                            22

ГЛАВА 2  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИОРИТЕТЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ                                            32

2.1 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПРОВЕДЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ

ПОЛИТИКИ И ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ

2.2 ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В РАЗРЕЗЕ РЕГИОНОВ СТРАНЫ                                                                            48

2.3 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В РАМКАХ

СТРАТЕГИЧЕСКОГО  ПЛАНА-2020                                                                       65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                             73

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                                    79

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В широком смысле слова социальным принято называть все, что непосредственно относится к обществу, людям, их жизни. Так как   экономика – это система жизнеобеспечения людей и общества (по определению многих экономистов в научной литературе), то по своей целевой направленности все экономические процессы в той или иной степени одновременно имеют социальную окраску. Поэтому правомерно задуматься над тем, в какой мере и каким образом качество нашей жизни связано с состоянием и развитием экономики страны. Заодно разобраться в том, как экономика способна улучшить жизнь, как государство регулирует социальную сферу, с помощью каких рычагов и механизмов. И какие задачи перед собой государство при этом ставит и с какой целью.

Итак, вмешательство государства в экономику преследует определенные цели. Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных на-учных разработок. Это необходимо, потому что для предпринимате-лей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует права на труд, государству приходится регулировать рынок тру-да, принимать меры по сокращению безработицы.

В целом государство реализует политические и социаль-но-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно ак-тивно участвует в формировании макроэкономических  рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:

а) создание правовой основы для принятия экономических решений; Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан.

б) стабилизация экономики;

Правительство использует бюд-жетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты.

в) социально-ориентированное распределение   ресурсов;

Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.

г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии.

Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи  малоимущим и т.д.

Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Поэтому существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль за ценами и др.). Это не означает, что государство снимает с себя ответствен-ность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от пла-нирования. Рыночная система не исключает планирования на уров-не предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правда, в последнем случае оно обычно является "мягким", ограниченным по срокам, масштабам и другим параметрам, и выступающим в виде национальных целевых программ. Также следует отметить, что ры-нок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует только косвенными, экономическими мето-дами. Однако в ряде случаев, по мнению многих зарубежных экономистов, применение административных мето-дов не только допустимо, но и необходимо. Нельзя уповать толь-ко на экономические либо только на административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого известного экономического метода, как ставка по кредитам центрального банка не раньше, чем будет принято адми-нистративное решение. С другой стороны, в каждом администра-тивном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая, скажем, к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования, инвестиций и т.д. Среди методов государственного регулирования не существу-ет совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те си-туации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйствен-ные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам. Нельзя забывать и о том, что самими экономическими регу-ляторами следует пользоваться предельно осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы, не думая, как их действие отразится на механизме рынка, последний начинает давать сбои. Ведь денежная или налоговая политика по силе своего воз-действия на экономику сравнима с централизованным планировани-ем. Социальная экономика – главный мост, соединяющий экономику с политикой, основной возбудитель политических сил и течений – считают российские  ученые.

Вместе с тем, по их же мнению, существует и более узкая область экономики, непосредственно связанная с социальными явлениями и именуемая социальной сферой. К социальной сфере принято относить экономические объекты и процессы, виды экономической деятельности, непосредственно связанные и касающиеся образа жизни людей, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллективов, групп, общества в целом. Как видим, социальная сфера экономики имеет большое значение в развитии государства, и поэтому очень важно проводить эффективную социальную политику. Сегодня, когда все мировое сообщество переживает непростые перипетии масштабного экономического кризиса, Казахстан стремится преодолеть кризис и встать на путь обновления и развития. В конце прошлого века, во время азиатского кризиса, независимость Казахстана уже подвергалась одному серьезному испытанию. Благодаря правильным и выверенным решениям, страна не только благополучно вышла тогда из трудного положения, но и извлекла из него правильные уроки, обрела опыт и окрепла. Как сказал Глава государства, с учетом пережитого Казахстан определил  новые направления в развитии страны, страны открытой и процветающей. На сегодняшний день концепция государственной социальной политики в Республике Казахстан претерпела радикальные изменения. По-новому определено её место в системе проводимой государственной политики на современном этапе, изменены принципы формирования приоритетов и основных направлений социальной политики.

Проводя всестороннюю экономическую, социальную и политическую модернизацию, государство ставит своей основной целью – повышение благосостояния граждан. Социальная политика является наиболее важной государственной задачей современного Казахстана. Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев определил основные приоритеты поступательного движения в Стратегии «Казахстан 2030» и в последующих ежегодных Посланиях подводились итоги и конкретизировались тактические задачи развития страны. Реформы и модернизация, проводимые в стране – адекватно отвечают глобальным вызовам и проблемам XXI века. Успешная реализация Стратегии развития Казахстана – 2030, реальные успехи страны и повышение имиджа Республики Казахстан  в мировом сообществе свидетельствуют о правильности выбранного пути нашим государством. Однако, несмотря на огромную работу, проделанную в рамках демократизации нашего общества и в социальной сфере, всё же остается  немало вопросов, требующих всестороннего исследования и осмысления, и  улучшения данной работы с учетом мирового опыта. Поэтому цель настоящей диссертационной работы – исследование государственной социальной политики в Республике Казахстан, определение основных направлений и приоритетных задач, стоящих перед государством на современном этапе, и изучение состояния  их реализации.

Актуальность диссертационной работы заключается в том, что в ней рассматриваются  задачи и проблемы государственной социальной политики  в  Республике Казахстан, механизмы ее реализации, а также изучается международный опыт  с целью сравнения, выявления и определения возможности приложения передового опыта зарубежных стран к казахстанским условиям для совершенствования социальной политики. Рассматривается роль государства и его управленцев в проведении эффективной социальной политики в республике на современном этапе.

В диссертационной работе затронуты различные аспекты, связанные с формами и методами государственного управления в социальной сфере. В ней мы исследуем как теоретические, так и  практические вопросы, связанные с процессом реализации социальной политики в  Республике Казахстан.

Для наиболее полного изучения и представления  выбранной темы, мы прибегнем к помощи имеющейся научной литературы в данной области, а также к Стратегиям и Государственным  программам республики по вопросам социальной политики, ежегодным Посланиям Президента Н.А.Назарбаева к народу Казахстана.

Каковы, с наших позиций, основные направления и приоритеты государственной социальной политики также будут рассмотрены в  данной магистерской работе.

Для достижения данной цели в работе,  нами  поставлены следующие задачи:

-исследовать сущность социальной политики, роль государства и приоритеты  в перераспределении доходов;

-проанализировать основные элементы системы социальной защиты населения;

-рассмотреть особенности социальной политики Казахстана в условиях рыночной экономики и на современном этапе;

-выделить основные направления и приоритеты социальной политики в Республике Казахстан.

Новизна данной работы заключается в том, что автором  уделяется особое внимание изучению и анализу социально ориентированных задач в стратегических и государственных программах Казахстана; исследованию мер, предпринимаемых государством в рамках преодоления кризиса и развития социальной сферы. По данной проблематике  даются критические замечания и рекомендации для улучшения работы по социальной защите  населения, особенно в регионах, а также по совершенствованию работы управленцев и специалистов государственных аппаратов местных исполнительных органов.

Работа состоит из двух глав, введения и заключения.  В главе 1  определяются сущность государственной социальной политики, ее задачи и функции; исследуются политика перераспределения доходов и роль государства в ней; изучается международный опыт социальной политики. В главе 2  указываются  основные направления и приоритеты социальной политики в Казахстане, рассматриваются механизмы и процессы их реализации с упором на изучение социальной защиты населения, на проведение социальной политики в разрезе регионов страны, а также в рамках реализации Стратегического плана  2020.

К работе прилагается список  использованных источников.