СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… .3

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………….6   1.1 Эволюция системы налогообложения……………………………………6

1.2 Виды прямых налогов и механизм их взимания………………………...10

1.3 Роль прямых налогов в формировании государственного

бюджета страны ………………………………………………….....................21

 

2. АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН………..........................................…..26

2.1 Анализ структуры прямых налогов в государственном бюджете Республики Казахстан………………………………………………………...26

2.2 Анализ поступления прямых налогов в республиканский бюджет Республики Казахстан…………………...……………………………………36

2.3 Анализ поступления прямых налогов в местные бюджеты

Республики Казахстан………………………………………………………...42

 

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН……………………...........................……………...…………...47                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  3.1 Проблемы налогообложения в Казахстане……………………………....47

3.2 Основные направления совершенствования методов взимания

прямых налогов в современных условиях…………………………………...52

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...66

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..68

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшее место среди источников поступлений в государственный бюджет любой страны занимают налоги. На их долю приходится до 90% всех поступлений.

Налоговые системы прошли многолетний путь развития: от личного подоходного и поимущественного обложения до разветвленной системы региональных и местных налогов. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Однако надо отметить, что, помимо сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Как сказал Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» 28 февраля 2007 года на совместном заседании палат Парламента: «Мы обязаны выйти и надежно закрепиться на внешних рынках, чтобы обеспечить достойное место Казахстана и казахстанцев в современном мире, рост благосостояния, существенное повышение уровня жизни всего населения страны». Последовательное выполнение Стратегии «Казахстан – 2030» обеспечило надежную  основу для дальнейшего прогресса нашего государства. Для этого был избран путь всесторонней ускоренной модернизации Казахстана /1/.

Также в февральском Послании Главы государства народу Казахстана  отмечено, что: «Конкурентоспособность – ключ к успешной интеграции Казахстана в мировую экономику и сообщество. Поэтому еще в прошлом году мы сформулировали и начали работу над общеказахстанским проектом». Это – ускоренное продвижение в сообщество пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира и укрепление позиций Казахстана в качестве его постоянного члена. И необходимое условие для этого – выход казахстанских товаров и услуг на качественный уровень передовых международных стандартов. Для этого у Казахстана есть все предпосылки. Имеется огромная территория, выгодное географическое коммуникационно – транспортное расположение, наличие значительных природных ресурсов /1/.

В Послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана от 1 марта 2006 года "Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира" Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии отмечено, что: «…необходимо провести реформу налогового и таможенного администрирования, переориентацию государственной помощи отечественным производителям, привести внутренние стандарты технического регулирования в соответствие с международными стандартами ВТО». Реформирование налоговой и таможенной политики должно стать важным инструментом всей политики экономической модернизации. Важно использовать гибкую налоговую и бюджетную политику в целях стимулирования диверсификации и развития новых отраслей нашей экономики, привлечения в эти сферы иностранного капитал и ноу-хау /2/.

В целях реализации Послания Главы государства народу «Казахстан на пути ускоренной, экономической, социальной и политической модернизации» от 18 февраля 2005 года для развития промышленности, а также дальнейшего стимулирования развития информационных технологий, введен отдельный режим налогообложения организаций, осуществляющих деятельность на территориях специальных экономических зон /3/.

В Стратегии «Казахстан – 2030» на новом этапе развития Казахстана сказано, что: «…нужно также совершенствовать налоговое законодательство, чтобы оно в полной мере стимулировало развитию предпринимательства, а также способствовало выходу бизнеса «из тени», кроме того, необходимо совершенствовать бюджетное планирование, направленное на обеспечение эффективности, результативности, подконтрольности и прозрачности». Ежегодно должен проводиться анализ межбюджетных отношений. Необходимо соблюдать жесткую бюджетную и налоговую дисциплину /4/.

В Стратегии национальной безопасности на 2006-2010 годы Глава государства отмечает: «…Мы постоянно работаем по борьбе с коррупцией и улучшаем ситуацию, но непрозрачность денежных потоков некоторых финансово-промышленных групп и их незаконное обогащение за счет сокрытия прибыли, вывод финансов и имущества в зарубежье, уклонение от налогов, а также теневая экономика становятся серьезными ограничителями нашего развития». Необходимо внести изменения и дополнения в законодательство, обеспечивающие прозрачность деятельности и финансовых потоков национальных компаний и государственных предприятий, а также крупных частных компаний. Это обеспечение прозрачности процесса приватизации, принятия решений в области налоговой политики, недропользования и земельных отношений /5/.

В Налоговый кодекс Республики Казахстан постоянно вносятся существенные изменения и дополнения с целью дальнейшего стимулирования развития некоторых отраслей экономики Казахстана, и снижения налоговой нагрузки налогоплательщиков, что сделали Кодекс более разносторонним и систематизированным. То есть с уверенностью можно сказать, что введением нового Налогового кодекса будут созданы все условия для дальнейшего благоприятного развития Казахстана. В Налоговом кодексе Республики Казахстан прямые налоги рассматриваются в разделах в 4, 6, 10-14 /6/.

Поэтому вопросы совершенствования налоговой системы, рассматриваемые в данной работе, представляют определенный интерес, чем обосновывается актуальность и выбор данной темы исследования. Кроме того, происходящие серьезные перемены в экономике страны стимулируют рост общественного интереса к налоговым отношениям. Этому способствует и прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений, которая сделала налоговый метод государственного управления одним из главных в системе управления рынком и социально-экономическим развитием общества.

Роль прямых налогов в формировании бюджетов разных уровней рассмотрено в Бюджетном кодексе Республики Казахстан /7/.

Цель данной работы рассмотреть место и роль прямых налогов в государственном бюджете Республики Казахстан. Для достижения данной цели необходимо поставить следующие задачи:

- определить роль прямых налогов в формировании государственного                   бюджета;

- проанализировать динамику поступлений прямых налогов в  республиканский и местный бюджеты;

- предложить пути совершенствования методов взимания прямых налогов в государственный бюджет в современных условиях.

Предметом исследования выступают прямые налоги государственного бюджета Республики Казахстан.

Объектом исследования является государственный бюджет Республики Казахстан.

Непосредственно повышению роли прямых налогов посвящены труды многих авторов. Так, данную тему рассматривали д.э.н. Мельников В.Д. в своей работе «Основы финансов», Худяков А.И.  в учебном пособии «Налоги», а также к.э.н. Ермекбаева Б.Ж. в статье «Налоговые стимулы роста конкурентоспособности экономики Казахстана», Мустафина А.К. в статье « Место и роль налогов на собственность в формировании доходов государственного бюджета» и др.