Геноцид как явление политики (социально-философский анализ)

 

 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Проблема геноцида в социально-философской литературе (критический анализ)

§1. Анализ геноцида как категории социальной философии, ее становление и современное содержание 14

§2. Трактовки причин геноцида в социально-философской мысли 47

§3. Последствия политики геноцида для судеб

различных народов 75

Глава 2. Актуальность проблемы геноцида в условиях глобализации

§ 1.Возникновение тенденции перехода от прямого к косвенному геноциду в последние десятилетия XX века. 91

§ 2.Формы и способы косвенного геноцида 107

§ 3. Противодействия косвенным формам политики геноцида: возможности и ограничения

129

144

Заключение 141

Библиография 

Введение

Актуальность темы исследования:

Актуальность темы диссертации обусловлена рядом обстоятельств и, прежде всего, ростом в мире самых разнообразных политических практик, так или иначе причастных к тому, что может быть квалифицировано как геноцид. Есть все основания говорить, что проблема геноцида возникла с возникновением человечества. Однако конкретные обвинения в геноциде как отдельном преступлении впервые были выдвинуты лишь в XX в., а сам термин "геноцид" появился в научной литературе в 1943 году. Политика геноцида становится практически неотъемлемой частью военных действий. Кульминацией же геноцида в XX веке, по мнению диссертантки, является Холокост — гибель значительной части еврейского населения Европы в результате организованного преследования и планомерного уничтожения евреев нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-1945 годах. В связи с этими событиями мировое сообщество назвало геноцидом истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде.

Изучение проблем геноцида, в первую очередь, тесно связано с изучением места и роли войны в истории человечества. Войны всегда были частью человеческого взаимодействия, не сводимой к простому захвату территории или порабощению населения. И вместе с возникновением войн начинают предприниматься попытки теоретического осмысления сущности и последствий войны, ее различных аспектов.

В связи с этим появляются «правила ведения войны» - гуманитарное право (методы и средства ведения военных действий, защита жертв войны, соблюдение нейтралитета и т.д.). Войны же в последние века стали наиболее полномасштабными, захватывающими не только большую часть мирового сообщества, но и инфраструктуру, мировую экономику, природные ресурсы. Они становятся частью политико-силовых взаимоотношений отдельных государств между собой.

Постепенно правила ведения войн перестают соблюдаться, и, возможно, с первой мировой войны по отношению к противнику не соблюдаются вообще. Государства не столько заботятся о своем авторитете, моральности своих действий, последствий их для всего мирового сообщества, сколько о собственной выгоде, и все чаще можно наблюдать осуществление политики геноцида при разрешении возникающих межгосударственных конфликтов.

В современных условиях, в условиях глобализации геноцид как явление политики трансформируется, приобретает различные формы, усиливается тенденция к появлению косвенных форм геноцида, которые важно научиться определять на ранних стадиях. Из-за роста масштабности, глобальности этой проблемы, геноцид может перерасти в войну всех против всех, т.е., превратиться в самогеноцид человечества.

В настоящее время становится важной задачей не только обнаружение мутантных форм геноцида, но и разработка новых механизмов урегулирования возникающих конфликтов в условиях глобализации. Трудность решения подобных задач усугубляется отсутствием четкого понятия геноцида, а потому принятием за геноцид действий, им не являющихся, а также непризнанием государствами в этих условиях своих действий как политики геноцида.

Здесь возникают острейшие вопросы моральности политики. Нужны новые способы разрешения противоречий, новые способы взаимоотношений, которые должны быть основаны на ненасилии, на сотрудничестве, взаимных уступках.

Таким образом, актуальность темы исследования заключается в том, что, несмотря на достаточную степень разработанности правовых и исторических аспектов проблемы, необходимо всестороннее философское осмысление проблемы геноцида, что позволит создать теоретическую базу для выработки комплексных мер по его вытеснению из современной политической практики.

Степень разработанности проблемы.

Изучение политики геноцида, первоначально сложившееся в рамках юридической и исторической науки, в наши дни активно выдвигается на одно из центральных мест в современном обществознании, и становится предметом исследования в философии, социологии, политологии и т.д. В диссертации дается анализ отечественной и зарубежной литературы, среди которой:

а) философские труды, в том числе работы по социальной философии, истории философии, философской антропологии, философии политики (Х.Арендт, И.А.Гобозов, М.Н.Громов, И.И.Кравченко, И.К.Лисеев, В.М.Межуев, Н.В.Мотрошилова, А.П.Назаретян, А.С.Панарин, А.М.Руткевич, В.Г.Федотова, А.Н.Чумаков, В.Н.Шевченко, К.Ясперс);

б) теоретические разработки по юриспруденции - международному праву, международно-правовые документы, поскольку термин геноцид впервые появился в юридической литературе (Е.В.Аграновская, М.Н.Андрюхин, Ю.Г.Барсегов, Н.Т.Блатова, С.В.Бородин, В.М.Вартанян, И.И.Лукашук, Е.А.Лукашева, О.И.Макаров, В.С.Нерсесянц, Л.Н.Шестаков);

в) литература по этике, психологии, истории, важная для анализа причин возникновения геноцида, динамики его развития, отражения последствий геноцида в судьбах различных народов (И.Арад, Р.Г.Апресян, Р.Ардри, А.А.Галкин, А.А.Гусейнов, У.Джеймс, К.Клаузевиц, Г.В.Клокова, З.А.Крахмальникова, Ж.Котек, П.Ригуло, З.Фрейд, Э.Фромм);

г) комплекс работ по политологии, экологии, культуре, в которых нашли отражение новые мутантные формы геноцида, в том числе публицистические работы (В.Г.Бабаков, М.Г.Делягин, И.Ф.Кефели, Э.Г.Кочетов, М.Я.Лемешев, Р.В.Рывкина, В.П.Торукало, Ф.Фукуяма, М.Хардт и А.Негри, С.Хантингтон, А.П.Цыганков);

д) специализированная литература по Холокосту, геноциду армян и другим фактам прямого геноцида.

Проблемы Холокоста затронуты в работах: Н.Кона, И.Бауэра, М.Я.Гефтера, Д.И.Полторака, И.А.Альтмана, А.Е.Гербер, А.А.Галкина, Т.И.Ревяко, П.Рассинье, Р.Форриссона, Д.Ирвинга, С.Фридлендера, Э.Визеля, Р.Пфистерера, Х.Арендт, З.Баумана, Э.Хильдесхаймера, А.Люстингера, И.Трунка, Р.Вайнгартена, Р.Хильберга, И.Г.Эренбурга, М.Броссата, С.Гордона, Х.Моммзена, Г.Хайзона и др. (в частности Г.Хайнзон возглавляет Институт по изучению проблем ксенофобии и геноцида им.Рафаэля Лемкина в Бремене). Исследователи Холокоста согласны в том, что геноцид был частью Холокоста. Однако многие ученые также считают, что совершенное нацистами по отношению к еврейскому народу по ряду причин выходит далеко за рамки геноцида. Попытка обесчеловечить и уничтожить каждого еврея для истории беспрецедентна, а убежденность нацистов в том, что евреи должны быть уничтожены ради блага человечества, является мотивом, неизвестным по другим случаям геноцида, произошедшим как до, так и после Холокоста.

Термин "геноцид" появился в книге американского юриста Рафаэля Лемкина (Raphael Lemkin), изданной в Вашингтоне в 1944 году, «Основное правило в оккупированной Европе» («Axis Rule in Occupied Europe» ), который пытался найти вербальное обозначение, соответствующее масштабам происходившего в Европе истребления евреев. Он, а также румынский юрист В.Пелла (подчеркивавший, что государство является "действующим субъектом уголовного права"  и не может совершать преступлений, за которые оно обвиняет отдельных личностей) и др. разрабатывали эту проблему в теории международного права.

При анализе трактовки причин геноцида в политико-философской мысли можно выделить следующие направления: классическое понимание войны, не включающее геноцид, геноцид как следствие агрессивной природы человека, геноцид как обоснование расового превосходства, геноцид - последствие или неизбежная сторона войны, связанный с ее неискоренимостью из истории человечества.

Классическое понимание войны рассматривали китайский мыслитель Сунь-цзы, голландский мыслитель Гуго Гроций и др. Так Сунь-цзы пытался доказать, что война не является скоплением случайностей, а имеет объективные основы существования, познав которые можно обеспечить себе победу или исключить поражение, уклоняясь от вооруженной борьбы. Можно предположить, что классическое понимание войны не подразумевает геноцида как возможного способа быстрого достижения цели, как то уничтожение противника либо расправа с инакомыслием. В древности, средние века войны велись по особым правилам, подобно дуэлям. Здесь можно говорить об искусстве войны. И если они отличались жестокостью, то это была предопределенная жестокость, оговоренная, «справедливая». Лишь впоследствии геноцид становится практически неотъемлемой частью войны.

Коллективное насилие войн, по одной из версий, является следствием агрессивной природы человека. Этой проблемой занимались Р.Ардри, У.Джемс, А.Сторр, Ф.Ницше, Э.Фромм, этологисты. Ими формулируется тезис о неискоренимости агрессивной природы, свойственной человеку и ее проявлениях. Согласно этой концепции агрессивная природа человека порождает насилие, в том числе и геноцид. В век новых технологий агрессия имеет возможность сублимироваться, но одновременно с этим совершенствуется техника и орудия убийства.

О связи геноцида с расовой теорией говорится в работах Ж.А. де Гобино, Ж.Ляпужа, Х.С.Чемберлена, О.Аммона, Л.Вольтмана. Идеологическое обоснование расового геноцида в третьем рейхе содержится в книге «Майн Кампф». Насилие, в том числе и геноцид, основанное на расовом превосходстве, не оставляет жертве выбора, т.к. человек обладает врожденными физическими и духовными свойствами, строго присущими той расе, представителем которой он является. Их нельзя изменить ни воспитанием, ни отказом от собственного мировоззрения или рода занятий, ни принятием другой веры. И если речь идет о геноциде, основанном на расовом неравенстве (какой проводила Германия во время второй мировой войны), то «расово- неполноценным» не останется никакого шанса на выживание. Политика уничтожения групп людей в зависимости от их расовой, национальной и религиозной принадлежности получила теоретическое обоснование и была возведена в ранг государственной политики в нацистской Германии.

Идея о неискоренимости войн в истории человечества (и как следствие этого идея повторяемости политики геноцида) прослеживается еще в законах Ману (древнеиндийский сборник наставлений VI в. до н.э.). Приверженцы милитаризма (Б.Муссолини и др.), реализма (Генрих фон Трейчке, Н.Спайкмен и др.) воспринимали войну как необходимость, оценивая ее возможные выгоды и потери.

В трудах большого числа философов, среди которых Платон, Аристотель, Демокрит, Эпикур, Тит Лукреций Кар, Августин, Т.Гоббс, Г.-В.Лейбниц, Ж.¬Ж.Руссо, Д.Дидро, Ф.Бэкон, Н.Г.Чернышевский и т.д., имеются размышления о проблеме источников войн, их происхождении, характере войн, связи войны с политикой. Как раньше, так и сейчас в истории человечества продолжают существовать представления о неискоренимости войн, которые становятся неотъемлемыми сторонами государственных взаимоотношений. Оцениваются не только ужасы войны, но и ее выгоды. Войне отводится определенная политическая роль, устанавливаются правила, дается моральная оценка военных действий, но обязательно подчеркивается ее неизбежность. Также оценивается и геноцид, занимающий свою «графу» в военных действиях, который можно осуждать, бояться или искать выгоды в массовом уничтожении людей, но всегда осознавать, что это часть истории (война часто сопровождается геноцидом), неизбежная часть нашего прошлого и настоящего.

Отдельные аспекты современных форм геноцида исследуются в работах таких известных ученых, как А.С.Панарин, Ю.В.Шишков, А.И.Уткин, В.А.Лисичкин, Л.А.Шелепин, С.Ю.Глазьев.

Объект предмет и исследования

Объектом исследования являются те отношения взаимодействия в обществе, основанные на неравенстве, подчинении, конфликтности, решение которых может вести в результате к геноциду.

Предмет исследования - геноцид как явление политики, формы и способы политики геноцида в современном мире.

Цели и задачи исследования

Основная цель работы - показать, что геноцид в современную эпоху приобретает все более значительные масштабы, несмотря на общемировое признание прав человека, прав любой этнической, религиозной и т.п. группы, любого меньшинства на жизнь и достойное существование и, тем более, несмотря на уголовное наказание за любое проявление геноцида в политике (даже за призывы к нему) как за преступление перед человечеством. Необходимо выявить объективные тенденции трансформации геноцида, который начинает носить по преимуществу косвенный характер. Поэтому исключительно важной проблемой становится обнаружение косвенных форм геноцида и возможностей их предотвращения. Целью работы является также описание и объяснение конкретных проявлений косвенного геноцида, таких как направленное изменение природных условий жизни, преднамеренное экономическое вмешательство, биологическое вмешательство, изменение культурно-исторической среды. Все это ведет к необратимым негативным последствиям в существовании тех или иных этносов (народов). Нередко косвенный геноцид обнаруживает себя как подготовка условий для проведения прямого геноцида.

Реализация цели исследования предполагает решение следующих задач:

1) выделить конкретно-научные подходы в изучении явлений геноцида и раскрыть на этой основе философский смысл понятия «геноцид»;

2) исследовать вопрос об эволюции геноцида как явления политики - его становлении в истории, развитии, трансформации;

3) показать на конкретном материале тенденцию роста масштабов и форм проявления геноцида в современную эпоху;

4) сформулировать адекватные сегодняшнему времени подходы для понимания сущности новейших проявлений геноцида;

5) обосновать способы, с помощью которых можно отличить косвенные формы геноцида как явления политики от иных действий, наносящих ущерб жизни конкретного этноса (народа);

6) доказать, что некоторые направления современных процессов глобализации способствуют усилению тенденции перехода к косвенному геноциду как к способу разрешения возникающих в мире противоречий, и что для своего выживания человечеству необходимо искать пути решения возникающих конфликтов ненасильственными методами и способами, найти надежные преграды, препятствующие распространению все более трудно выявляемых форм косвенного геноцида.

Научная новизна исследования заключается в следующем: - дано философское определение понятия «геноцид» в виде совокупности взаимодополняющих определений. Итак, геноцид есть одновременно или последовательно примененные национально-культурные, биологические, экономические, природно-экологические, физические, любые иные предварительно спланированные виды насильственного вмешательства (или умышленного невмешательства) политического режима в различные сферы жизни этнической, национальной, расовой, религиозной либо иной общности людей (при отсутствии индивидуального подхода). Предсказуемым и совокупным результатом такого вмешательства является уничтожение или повреждение основ существования общности (группы) людей, приводящее к ее вымиранию или массовой деградации.

- показана необходимость дальнейшей разработки проблематики косвенного геноцида, его тенденций, появления все более скрытых и неотчетливых форм и соответственно их осмысления в современном философском дискурсе;

- обосновано, что в результате перехода ряда политических режимов в современных условиях от политики прямого геноцида к политике косвенного геноцида необходимо в методологии научного исследования перейти от принципа политической преднамеренности к принципу системного подхода при анализе насильственных политических, экономических и социальных изменений в жизни какой-либо группы. Проведенный анализ этих изменений в своей совокупности может свидетельствовать о наличии конкретного политического преступления в форме косвенного геноцида;

- раскрыты возможности практической борьбы на возможно более ранних стадиях с косвенным геноцидом, а также возникающие при этом реальные трудности и ограничения.

Теоретико-методологическая основа исследования. Методологической основой исследования является системный анализ различных аспектов проблемы геноцида как явления политики, дополненный принципом историзма, сравнительным методом и цивилизационным подходом. Использованы также отдельные философско-методологические подходы, разработанные в трудах современных философов, правоведов, историков, политологов, культурологов, в частности, методология решения глобальных проблем, анализа экономических и социальных взаимодействий в обществе, диалога культур и ряда других. Эмпирическая база включает официальные материалы (конвенции, декларации), исторические факты, документальные свидетельства очевидцев. Для выявления сущности идей и теоретических взглядов отдельных авторов, занимавшихся в разные времена теми или иными аспектами проблемы геноцида, применялся метод исторической реконструкции.

На защиту выносятся следующие положения

1. установлено, что все более опасной чертой современного этапа развития человеческого общества становится тенденция трансформации прямого геноцида в косвенный геноцид;

2. в связи с тем, что некоторые современные процессы глобализации способствуют усилению тенденции перехода от прямого к косвенному геноциду как к способу разрешения возникающих конфликтов, утверждается необходимость дальнейшей разработки философского содержания понятия геноцида, соотношения прямого геноцида и косвенного геноцида;

3. обоснована важность разработки современных способов обнаружения явлений косвенного геноцида, как можно более ранних его этапов для ведения с ним эффективной борьбы;

4. показана сложность обнаружения явлений косвенного геноцида, отграничения их от других действий власти или конкретных лиц, наносящих ущерб самому существованию отдельных этнических общностей (народов);

5. подчеркнута важность перехода в методологии научного исследования от принципа политической преднамеренности при определении явлений геноцида, к системному подходу при анализе насильственных политических, экономических и социальных изменений, делающих невозможным существование определенной группы. Такой анализ позволяет квалифицировать конкретные действия политических сил как косвенный геноцид, т.е. как преступление против человечества.

Теоретическая и практическая значимость диссертации

Разработка темы диссертационного исследования способствует расширению научных представлений о природе и специфике политики геноцида, открывает дополнительные возможности для использования потенциала философской науки в этом сегменте познания. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейших разработках философских, политологических, исторических, юридических аспектов проблемы современной политики геноцида в настоящее время, а также могут найти применение в учебном процессе - в преподавании спецкурсов.

Апробация работы. Некоторые положения диссертации нашли свое отражение в докладе «Холокост - преступление против человечества» на Четвертой Международной Молодежной Конференции по Иудаике (Москва, 7-9 июля 1999 года). Основные положения отражены в научных публикациях автора. Диссертация обсуждена на заседании сектора философских проблем политики Института философии РАН и рекомендована к защите по специальности - социальная философия.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.