СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 4

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТОВАНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 9

1.1 Социально-экономическая роль аграрного сектора экономики 9

1.2 Особенности кредитования в аграрном секторе экономики 14

1.3 Принципы управления рисками при кредитовании 16

2 АНАЛИЗ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 25

2.1 Состояние и динамика развития аграрного сектора в РК 25

2.2 Анализ финансового состояния  и совершенствование механизмов кредитования агарного сектора 30

2.3 Лизинг в аграрном секторе 35

3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕДИТОВАНИЯ  АГРАРНОГО СЕКТОРА 48

3.1 Проблемы кредитования агарного сектора 48

3.2 Опыт кредитования аграрного сектора в коммерческих банках за рубежом и возможности использования опыта в деятельности коммерческих банков в Казахстане 53

3.3  Совершенствование финансово-кредитного, налогового и страхового механизмов в АПК. 61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Становление и развитие рыночных отношений в Казахстане связано с возникновением, функционированием и тесным взаимодействием всех видов предпринимательства в сфере производства, торговли, финансов и страхования. В переходных условиях при ограниченности финансовых возможностей государства по подъему экономики, тотальном кризисе неплатежей, фактическом банкротстве многих предприятий (при формальном непризнании таковыми) существуют определенные предпосылки дальнейшего развития частной инициативы.

Казахстан и другие страны СНГ, признавая роль и важность развития малых и средних предприятий (МСБ) для успеха проводимых экономических реформ, ищет собственный путь стимулирования, укрепления данного сектора экономики, расширения возможностей эффективной работы предпринимателей в условиях свободной конкуренции, где каждый хозяйствующий субъект действует в условиях риска и неопределенности.

Согласно Посланию Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 1 марта 2009 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии» «Фундаментом процветающего и динамично развивающегося общества может быть только современная, конкурентоспособная и открытая рыночная экономика, не ограниченная рамками только сырьевого сектора. Это экономика, основанная на уважении и защите института частной собственности и контрактных отношений, инициативе и предприимчивости всех членов общества» [1,c.1]

Вместе с тем на общем фоне экономического кризиса усиливается диспропорция в уровне жизни городского и сельского населения, значительны региональные различия в доходах. В сельской местности проживает 43% населения страны, из них около одной трети, по данным официальной статистики, имеют доход ниже прожиточного минимума. Дальнейшая консервация этого состояния усиливает дифференциацию населения страны по уровню жизни, негативно сказывается на социально-политической атмосфере общества, отражается на показателях человеческого развития и инвестиционном имидже страны.

С учетом особенностей развития агропродовольственного сектора и роста доходов от сельскохозяйственной деятельности имеющийся переизбыток сельского населения является одной из причин сдерживания роста уровня жизни населения и превращается в серьезную проблему при планировании устойчивого развития страны.

Проблема еще больше усугубляется нерациональными схемами расселения, сохранившимися со времен административной экономики, в результате чего при формировании инвестиционных программ продолжается неэффективное вложение средств, направляемых на развитие социальной инфраструктуры села, миграционные процессы носят стихийный, неуправляемый характер.

Отличие сельскохозяйственного производства от других отраслей и его специфика состоят в том, что сельское хозяйство - это не только сфера производства, но и сфера жизни большой массы населения страны. Сельская экономика и сельское поселение неразрывно связаны: сельские поселения исторически формировались на основе сельскохозяйственной деятельности и переставали существовать с прекращением последней. Новейшая история только подтверждает эту закономерность: кризис в сельхозпроизводстве повлек за собой отток населения и развал систем жизнеобеспечения сельских населенных пунктов. Этот процесс продолжается и сегодня. Только за 2003-2005 годы самоликвидировались около 300 населенных пунктов. По данным акиматов, сегодня насчитывается 136 неупраздненных СНП, где нет населения.

Процесс реформирования агропроизводства, перевод его на рыночные рельсы, применение маркетинговых стратегий для оценки роста сельскохозяйственного потенциала обнажили проблему переизбытка сельского населения. Емкость внутреннего рынка недостаточна для сбалансированного потребления производимой в стране сельскохозяйственной продукции. Доходы, получаемые от ее производства, не обеспечивают минимальные стандарты жизнеобеспечения сельских жителей. Расчеты показывают, что для достижения среднедушевого уровня, равного величине прожиточного минимума (4,6 тыс. тг.), численность сельского населения должна составлять 5,6 млн. чел., т.е. необходимо высвободить около 900 тыс. чел., а при уровне среднедушевого денежного дохода по РК, равного 7,7 тыс. тг, численность сельского населения должна сократиться почти в 2 раза и составлять около 3,5 млн. человек.

Аграрный сектор, несмотря на последние благоприятные по погодным условиям годы, остается высокорисковой и низкоприбыльной сферой экономики. С учетом емкости внешних и внутренних рынков прогнозируемый прирост продукции сельхозпроизводства по оптимистическому сценарию составит к концу 2009 г. чуть более 10% (57 млрд. тг. без учета инфляции). Можно констатировать, что возможности для увеличения роста доходов в аграрном секторе являются ограниченными. Низкий уровень агротехнологий и технологий переработки сельхозпродукции является основной причиной неконкурентоспособности отечественной продукции на мировых и внутренних рынках, сокращает потенциальные доходы в агросекторе. Поэтому в Государственной агропродовольственной программе на 2006-2008 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан, предусмотрены меры по интенсификации аграрной экономики, сокращению издержек за счет использования научно обоснованных агротехнологий, что в перспективе неизбежно приведет к дополнительному высвобождению занятых в отрасли. В свете этого актуализируется проблема сельского перенаселения и обеспечения достойных условий жизнедеятельности сельских сообществ. Проблема подъема аула не должна решаться старыми затратными методами, когда каждое ведомство или орган местной власти, ответственные за отдельные вопросы государственного регулирования, пытались их решить на своем уровне целесообразности. Привлекались значительные государственные ресурсы на решение текущих задач без должного осознания проблемы в целом. Таким образом ситуация оставалась прежней, а имеющиеся средства использовались неэффективно.

В Послании Президента особо подчеркивается необходимость государственной политики, направленной на поддержку сельских территорий, перспективных с позиций жизнедеятельности человека и функционирования рынка.

Мировой опыт государственного регулирования развития сельских территорий также показывает, что в основе госрегулирования развития сельских регионов большинства стран лежат показатели уровня доходов (ВВП на душу населения, душевой доход, доля безработных), которые напрямую связаны с экономикой сельских территорий.

По классификации Всемирного Банка, Казахстан относится к группе стран с низким уровнем дохода по показателям производства ВВП на душу населения. Уровень ВП сельского хозяйства на 1 сельского жителя в Казахстане в 1,8 раза ниже, чем в России, в 1,3 раза ниже, чем в Украине, в 3 раза ниже, чем в Турции, в 7,5 раза ниже, чем в Южной Корее, Германии, в 8,8 раза ниже, чем во Франции, в 43 раза ниже, чем в Бельгии.

На основании изложенного сделан вывод, что концептуальной основой государственной политики развития сельских территорий является обусловленность ее перспективами развития сельской экономики.

Объектом Государственной программы развития сельских территорий (далее – Программа) определен сельский населенный пункт - поселение на компактно заселенной территории, где население занято преимущественно сельским хозяйством. Понятие "сельский населенный пункт" отличается от понятия "аул (село)", обозначенного в Законе Республики Казахстан "Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан". Так, в соответствии с положениями Закона отличительными признаками аула (села) являются:

а) учет и регистрация населенного пункта в установленном порядке;

б) управление им местными представительными и исполнительными органами;

в) численность не менее 50 человек, из которых занятые в сельскохозяйственном производстве работники и члены их семей составляют не менее половины населения.

В то же время в ст. 2 Закона говорится о том, что "к городским населенным пунктам относятся города республиканского, областного и районного значения, а также поселки; к сельским - все остальные населенные пункты независимо от их административной подчиненности".

Существующая сегодня реальность отличается от определений, данных в Законе, что требует внесения в него изменений и дополнений.

Из 7660 сельских населенных пунктов, официально представленных областными акиматами, в более 500 проживает менее 50 человек, существуют многочисленные станции и разъезды (257), села, включенные в территориальные границы городов (317), где население практически занимается сельскохозяйственной деятельностью. Численность населения, проживающего в них, составляет 579 540 чел., оно считает себя сельским и надеется на внимание государства к проблемам села.

В Программе дается классификация сельских населенных пунктов по группе критериев, характеризующих уровень социально-экономического развития, среди которых приоритетным является оценка экономического потенциала. Меры государственной поддержки будут направляться на развитие инфраструктуры жизнеобеспечения прежде всего в сельские населенные пункты с высоким потенциалом социально-экономического развития, обеспечивающим необходимый уровень доходов сельских жителей.

Масштабы и новизна решаемых в рамках Программы проблем, необходимость координации разрабатываемых мер с возможностями республиканского и местных бюджетов обусловливают ее реализацию в два этапа.

На первом этапе (2007-2009 гг.) предполагается решение первых трех задач. Необходимо также подготовить и утвердить национальные стандарты социальной и инженерной обеспеченности сельских жителей для формирования на их основе сбалансированной по доходам и стоимости услуг модели оптимального сельского расселения, наметить программу мер государственного регулирования оптимизированных миграционных потоков и поддержки сельских мигрантов, провести ревизию имеющейся законодательной базы и разработать необходимые нормативные правовые документы.

На втором этапе (2007-2010 гг.) произведена оценка потенциальной емкости каждого СНП*, реализованы меры по оптимизации сельского расселения, обеспечению более высокого уровня жизни сельских жителей, созданы основы устойчивого развития сельских территорий.

На нынешнем этапе перехода к рыночной экономике забота о создании гарантии предпринимателям, решение проблем нахождения и обеспечения возвратности финансовых средств приобретают еще большую актуальность.

Объектом исследования является аграрный сектор экономики в Республике Казахстан.

Предметом исследования  кредитование аграрного сектора экономики в  РК

Целью исследования является анализ проблем кредитования аграрного сектора экономики.

Для достижения поставленной цели наша работа была направлена на решение следующих задач:

- изучить теоретические вопросы кредитования аграрного сектора экономики в, определить рисковую природу предпринимательства, значение методологии управления проектами при рассмотрении данного вопроса;

- раскрыть принципы управления рисками при финансировании, вытекающие из стратегических направлений развития аграрного сектора экономики;

- исследовать проблемы, препятствующие развитию аграрного сектора экономики, специфику функционирования в отдельном регионе Казахстана;

- исследовать особенности развития страхования рисков кредитования в Казахстане,  проблемы  финансовых  взаимоотношений  страховщиков, кредиторов и страхователей;

Информационной основой данной работы послужили концепция развития малого и среднего предпринимательства в РК, труды зарубежных классиков, статьи и публикации периодической печати.