СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

 

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ...........................................................6

 

1.1 Сущность, направления и функции социальной защиты населения............6

1.2 Финансовая поддержка социальной защиты населения..............................16

1.3 Зарубежный опыт социальной защиты населения.......................................23

 

2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ  СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН.................................................32

 

2.1 История становления и развития системы социальной защиты

населения в РК.......................................................................................................32

2.2 Анализ современного состояния социальной защиты населения в РК......45

2.3 Основные проблемы социальной защиты населения как фактор экономического роста...........................................................................................57

 

3 ПУТИ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ.........................................................................66

 

3.1 Основные направления совершенствования социальной защиты населения................................................................................................................66

3.2 Меры совершенствования социальной защиты населения.........................73

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................81

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................................85

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Наиболее масштабной задачей  социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве Казахстана является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда  и, как следствие, увеличения национального дохода.

Изменения казахстанского общества в последние десятилетия ХХв. имели следующие последствия: появление новой, весьма противоречивой структуры общества, где одни непомерно вознесены, а другие находятся в самом низу социальной лестницы. Речь идет прежде всего о появлении таких уязвимых в социальном плане категориях населения как безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, а также о тех категориях граждан, которые на современном этапе не находят надлежащей поддержки со стороны государства и общества, а это инвалиды, пенсионеры, дети, подростки. В стране в целом постоянно растет число людей, нуждающихся в защите, маргиналов, алкоголиков, наркоманов, бездомных и т. д.

В свою очередь обострились проблемы регулирования социальной сферы, так как с началом экономических преобразований человек со своими проблемами был оставлен на произвол рыночной стихии. Этот процесс совпал с профессионализацией социальной работы в Казахстане, ставшей феноменом цивилизованного общества.

Все эти обстоятельства обусловили тот факт, что изучение формирования и функционирования системы социальной защиты  в Республике Казахстан, пока не имеющей ясной, эффективно действующей модели, становится с каждым годом все более и более актуальным.

Таким образом, рост социальной напряженности, изменения во всей социальной структуре общества, потребовали резкого перехода от системы государственного обеспечения здравоохранения, культуры, образования, отдыха к платным услугам, к необходимости самому обеспечить себя, свою жизнь. Все это привело к необходимости создания в Казахстане новой системы социальной защиты населения, которая определяется как организация службы личностной помощи людям.

Сегодня государственное регулирование социальной сферы  должно играть не только роль социальной компенсации бедным, но и служить определенным противовесом быстро растущему имущественному неравенству. Важной проблемой становится защита всего населения от прогрессирующего обнищания.

В сложившихся экономических и социально-политических условиях роль, значение системы социальной защиты населения  существенно возросло. Нередко органы и учреждения социального обслуживания оказываются единственными структурами, обращение к которым оставляет человеку надежду на получение поддержки и помощи в разрешении его жизненных проблем.

Актуализация социальной защиты населения состоит в том, что понятие «социальная защита» ассоциируется с понятием «социальная забота» государства, когда индивидуальная помощь человеку, группам людей, организованная профессионально подготовленными людьми и выражаемая понятием «социальная работа», своей конечной целью будет иметь поддержку уверенности человека в своих силах, своих возможностях. Именно поэтому в последнее время большинство специалистов социальной защиты населения отказываются от такого широкого, но неконкретного понятия как «государственное регулирование социальной сферы», а все больше пользуются термином «социальная поддержка населения со стороны государства».

Одна из конечных целей всей социальной политики населения, связана с концепцией независимой жизни, которая рассматривает человека и его проблемы в свете его гражданских прав, а не с точки зрения его личностных и социальных трудностей, и в обществе необходима ориентация на преодоление физических и психологических барьеров в окружающей среде с помощью социальных служб, методов и средств.

Необходимость специализации форм, совершенствования методов социальной защиты, возникающие вопросы финансирования социальной сферы обусловили повышенный интерес к разрешению данных проблем многих специалистов.

Существуют некоторые проблемы, связанные с регулированием  занятости и обеспечения социальной защиты населения. В данной работе рассмотрены такие немаловажные проблемы, как  нестабильность на рынке труда и невозможность охватить социальной защитой  все слои населения, обусловленные отсутствием нормативно-законодательной базы и прочими трудностями, которые  на сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося в зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации общества, которая усугубилась кризисом государственной власти. Этим и обусловлена актуальность данной темы  на сегодняшний день.

Именно поэтому целью данного исследования является анализ системы социальной защиты населения в Казахстане и основных путей ее совершенствования.

В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:

– изучить теоретико-методологические основы социальной защиты населения;

– проанализировать современное состояние системы социальной защиты населения  в РК;

– предложить направления совершенствования системы социальной защиты населения.

Правовую базу социальной защиты определенных категорий населения разрабатывают следующие законы РК -  «О занятости населения в Республике Казахстан», «О социальной защите инвалидов в РК», «О безопасности и охране труда», «О государственной адресной социальной помощи» и т. д.

Интерес к формированию и функционированию системы социальной защиты населения на современном этапе проявляют многие исследователи современного казахстанского общества. Так основы организации социальной защиты населения рассматриваются в трудах казахстанских ученых Есентугелов А., Притворова Т., Карагусова Г., Белиспаев А., Наубетова Р, Пантелеева Т.С., Червякова Г.А и др.

Эмпирической базой исследования являются статистические данные, предоставленные Министерством труда и социальной защиты населения РК и Агентством РК по статистике.

Поставленные цели и задачи достигаются при помощи изучения документов, нормативно-правовых актов, сравнительного анализа, наблюдения, обобщения.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней определяются достоинства и недостатки в формировании и функционировании системы социальной защиты населения, а также вносятся предложения по ее оптимизации.

Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в разработке социальных программ, а также в учебном процессе, в профессиональной подготовке специалистов.

Работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка использованных источников.