СОДЕРЖАНИЕ

 

ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 3

ВВЕДЕНИЕ 4

1 НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО  БИЗНЕСА……….9

1.1 Туристский бизнес: сущность,  виды и подходы 9

1.2 Становление  рынка туристских услуг, особенности и направления их развития 23

1.3 Предпосылки и проблемы использования зарубежного опыта организации туристского бизнеса в Казахстане 34

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  КАЗАХСТАНСКОГО РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ   48

2.1 Анализ современного состояния туристского бизнеса в РК……...................48

2.2 Влияние экологии на развитие туристкого бизнеса……………………….…61

2.3 Основные показатели туристких кластеров в регионах РК………………………………………………………………...………………….70

2.4 Механизм регулирования развития туристского бизнеса…………………...83

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН…..............................................................................93

3.1  Пути повышения эффективности развития туристского бизнеса……………………………………………………………............................93

3.2 Концептуальная модель стратегического планирования развития туристского бизнеса в Республике Казахстан......................................................105

3.3  Перспективы расширения социальной базы потребителей услуг туристского бизнеса................................................................................................115

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......127

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 131

 

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...136

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. В современных условиях туризм стал важным социальным и экономическим явлением, оказывающим решающее влияние на экономику многих стран. Являясь выгодной и высокодоходной отраслью, туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, активизации внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения. Туризм также оказывает стимулирующее воздействие на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, то есть выступает своеобразным катализатором социально - экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.

Туризм -  одна из отраслей экономики, которая быстро отреагировала на происходящие реформистские процессы и оказалась более восприимчивой к экономическим преобразованиям, что предопределило формирование рынка туристских услуг, появление  новых частных туристских фирм альтернативных государственным. Вместе с этим намечается процесс монополизации туристского рынка, так как процесс концентрации производства привел к созданию крупных компаний, оказывающих влияние на развитие туристского бизнеса [1].

Казахстан стремится к созданию нового туристского продукта, который будет отличаться от западного и российского туристского рынка. С этой целью для повышения эффективности функционирования данной отрасли необходимо определить наиболее оптимальную в условиях Казахстана траекторию развития туристского бизнеса и действенные рычаги внедрения на рынок.

Интерес предпринимателей к туризму объясняется следующими факторами: туристскому бизнесу не требуется больших инвестиций; в данной сфере вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые фирмы, что позволяет быстро оборачивать капитал; возможности в сфере международного туризма извлекать выгоды за счет валютных операций; решение важных социальных задач, как обеспечение отдыха и укрепление здоровья населения республики. В связи с этим Президент в своем Послании народу Казахстана от 18 февраля 2005 г. одним из семи кластеров, определяющих долгосрочную специализацию экономики страны в несырьевых отраслях, выделил туризм, который будет способствовать созданию современной инфраструктуры и развитию регионов республики[2].

Для повышения эффективности туристской предпринимательской деятельности требуются профессиональная, основанная на запросах потребителя туристских услуг, организация производства и реализации туристского продукта, хорошее знание международных правовых норм и правил, практики туристского менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристского рынка.

Таким образом, изучение социально - экономического аспекта туристского

бизнеса в Казахстане приобретает исключительную актуальность и нуждается в глубоком теоретическом исследовании, комплексном анализе и выработке на этой основе обоснованных рекомендаций.

Степень разработанности проблемы. В рыночных условиях хозяйствования проблемам формирования и  развития туристского бизнеса посвящены работы  многих зарубежных и отечественных ученых. Значительный вклад в изучение проблем развития туристского бизнеса внесли такие российские ученые - экономисты, как:  В. С. Боголюбов, М.Б. Биржаков,  Б. Л. Ви-но-ку-ров, М. А. Жу-ко-ва, И. В. Зорина, Г. В. Кабак, В. А. Квар-таль-нов, Е. А. Кот-ля-ров, В.С.Ордовская, Г. А. Папирян,  Б. П. Ра-китский, В. С. Сенин, В. С. Скля-ренко, Ю. Г. Фетисов, А. Д. Чудновский и другие. Отдельные аспекты рынка туристских услуг нашли свое отражение и в трудах казахстанских ученых – экономистов: Р. А. Асанбаевой, У. Б. Бай-муратова, Э.А. Вуколова, Г. М. Дуйсена, С. Р. Ер-дав-ле-това, М. К. На-зарчука, Е. С. Никитинского,  С.К.Сурагановой, У. К. Шеденова и других.

В  трудах отмеченных ученых-экономистов обобщены теория и практика экономического механизма создания и эффективного функционирования субъектов туристского бизнеса. Однако, современная ситуация на рынке туристских услуг республики требует выявления социально-экономических аспектов туристского бизнеса, основных черт нового потребителя, его мо-тиваций и поведенческих особенностей, анализа причин и факторов, сдер-живающих развитие туристского бизнеса. Также решающее значение имеют разработка и использование научных подходов к изучению рынка туристских услуг, реформированию рычагов экономического регулирования и совершенствованию форм и методов управления туристской предпринимательской деятельностью. Все это диктует необходимость исследования социально-экономических аспектов туристского бизнеса на современном этапе, что, в свою очередь, предопределило выбор темы, постановку целей и задач исследования.

Цель и задачи исследования. На основе подробного анализа формирования и функционирования туристского бизнеса выявить основные перспективные пути его социально-экономического развития.

Для достижения поставленной цели диссертации ставились и решались следующие основные задачи:

- конкретизировать социально-экономическое содержание понятий «туризм», «предпринимательство», «индустрия туризма», «туристские услуги», «туристский бизнес» и выделить их специфические особенности  для  более полного  понимания их сущности;

-  уточнить  социально - экономические аспекты рынка туристских услуг и оценить  его эффективность с позиции формирования конкурентной среды на основе исследования зарубежного и отечественного опыта;

-  изучить кластерную модель развития туризма, определить ее основные элементы и выявить  их перспективные  параметры;

- исследовать состояние и тенденции развития туристской предпринимательской деятельности  и выявить основные пути стимулирования  ее развития и адаптации в современных условиях;

- исследовать правовые и организационно-экономические механизмы управления социально- экономическими аспектами туристского бизнеса;

- дать оценку использованию туристского потенциала Республики Казахстан и разработать комплексную модель развития и поддержки туризма и определить перспективы развития рынка туристских услуг.

Объектом исследования являются субъекты туристского бизнеса Республики Казахстан.

Предметом исследования выступает совокупность организационных,  экономических и социальных отношений, складывающихся при становлении и развитии туристской предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.

Теоретической и методологической основой диссертации явились труды отечественных и зарубежных ученых, их концепции и положения по проблемам развития рынка туристских услуг. В качестве инструментария в ходе исследования применялись методы логического  и экономико-статистического анализа, расчетно-конструктивный метод, методы экономико-математического моделирования и прогнозирования, анкетирование. Обработка данных проводилась с применением вычислительной техники на базе персональной ЭВМ IBM PC с использованием программы EXCEL.

Информационная база. Информационную базу исследования образуют материалы Агентства РК по статистике, Министерства туризма и спорта, Министерства труда и социальной защиты населения РК, а также материалы научных конференций, форумов и семинаров, документы Правительства РК, отраслевых министерств и ведомств. Также статистические данные, опубликованные в научной литературе и в периодических изданиях,  другие материалы, отражающие правовую и хозяйственную стороны деятельности туристских организаций.  В качестве правовой основы для решения данной проблемы использованы нормативно - правовые акты, регламентирующие туристскую предпринимательскую деятельность, Указы Президента, Постановления Правительства  Казахстана, Закон «О туризме», «О туристской деятельности в Республике Казахстан» [3,4].

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- уточнены существующие подходы к определению понятий «туризм», «предпринимательство», « рынок туристских услуг» с целью выявления их сущности, принципов и условий  развития;

- дана комплексная оценка туристского потенциала Казахстана, определены потенциальные преимущества отдельных территорий и объем инвестиций  для развития  туристского бизнеса;

- обоснованы  основные пути формирования и развития рынка туристских услуг с учетом его особенностей и структурных изменений;

- даны предложения по совершенствованию правового, организационно-экономического механизма поддержки социально-экономических аспектов туристского бизнеса;

- разработаны основные положения комплекса мероприятий для эффективного развития кластерной модели туризма и выявлены основные факторы успешной  его реализации;

- дана концептуальная модель стратегического планирования развития туризма в целях  совершенствования  механизма управления туристским бизнесом;

- выявлены основные пути повышения эффективности  и перспективы  развития рынка туристских услуг.

Основные положения, выносимые на защиту:

- обобщенные научные основы формирования и формы развития туристского бизнеса;

- современное состояние развития туристского бизнеса в Казахстане и предложения по совершенствованию организационно-экономического и правового механизма поддержки  эффективного использования туристского потенциала республики;

- основные положения комплекса мероприятий для формирования и эффективного развития кластерной модели туризма и  группировка концептуальной модели стратегического планирования развития туризма в основные блоки;

- основные пути повышения эффективности  социально - экономических аспектов туристского бизнеса.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в теоретическом обосновании концепции развития туризма в Казахстане. Научные и практические положения работы могут служить основой для дальнейшего становления и развития туристских кластеров в Казахстане, а полученные результаты диссертационного исследования могут быть рекомендованы Министерству туризма и спорта РК, Казахстанской Туристской Ассоциации. Материалы, теоретические и прикладные положения диссертации могут быть использованы при выработке стратегии развития туризма с учетом экономического состояния регионов, для подготовки специалистов экономического профиля в вузах республики, в практике преподавания базовых и специальных курсов по развитию туризма в Казахстане.