Содержание

 

Нормативные ссылки

Определения

Обозначения и сокращения

Введение 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

1.1 Историко-генетический аспект проблемы подготовки педагогов профессионального обучения

1.2 Техника и технология в естественнонаучной подготовке педагогов профессионального обучения

1.3 Естественнонаучная подготовка педагогов профессионального обучения как социальный заказ педагогическому образованию

2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

2.1 Концепция естественнонаучной подготовки педагогов профессионального обучения

2.2 Модель образовательного пространства современного профессионально-педагогического образования 

2.3 Методические и дидактические аспекты фундаментализации и профессионализации содержания естественнонаучных дисциплин в вузе

2.4 Теоретические основы фундаментализации естественнонаучной подготовки педагогов профессионального обучения 

3 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

3.1 Педагогическая сущность прикладной направленности математики

3.2 Опыт взаимосвязи естественнонаучной и педагогической подготовки будущих педагогов на примере математики

3.3 Методика оценки специальной компетентности педагогов профессионального обучения

3.4 Опыт разработки и внедрения системы естественнонаучной подготовки по физике

Заключение 

Список использованных источников

Приложение А Экспериментальная учебная программа по физике для подготовки педагогов профессионального обучения

Приложения

 

 Нормативные ссылки

В настоящей работе использованы ссылки на следующие нормативные документы:

Закон РК «Об образовании»;

ГК РК – «Классификатор специальностей высшего профессионального образования». Приказ МОН РК № 117 от 23.04.2001;

ГК РК – 04.00 Классификатор специальностей начального и среднего профессионального образования. Астана

ГОСО РК 3.07.274 – 2002 специальность 03040 – Технология труда и предпринимательство;

ГОСО РК 3.01.274 – 2004 специальность 050727 – Технология продовольственных продуктов

ГОСО РК 3.07.273 –2002 специальность 031300 – Профессиональное обучение; 

ГОСО РК 3.08.120 –2004 специальность 050120 – Профессиональное обучение;

ГОСО РК 3.08.270 – 2006 специальность 050120 – Профессиональное обучение

ГОСО РК 2.05.005 – 2002 специальность 4301001 – Мастер строитель широкого профиля; 

ГОСО РК 2.05.019 – 2002 специальность 3001001 – Автомеханик

 

 Определения

Профессиональное обучение - процесс и результат целенаправленной подготовки в вузе специалиста, необходимое для образовательной деятельности по направлениям подготовки кадров начального и среднего звена для отраслей производства.

Методология - совокупности методов и принципов организации теоретической и практической деятельности в педагогической науке, с целью познания профессионального образования.

Методология профессионального образования — область педагогической науки, представляющая собой совокупность принципов и способов получения научных знаний в области профессионального образования, а также система практических процедур организации и реализации профессионального обучения.

Профессионально-педагогическое образование – область педагогического образования, где объектом выступает педагогический процесс современного педагогического образования, а предметом – специальная организация средств, приемов и методов подготовки педагогов профессионального обучения. 

Современное педагогическое образование – многофункциональный институт педагогического образования в содержании которой нашли отражение основные положения современных образовательных парадигм, концепций, подходов, а деятельность осуществляется в соответствии с требованиями нормативных и законодательных актов об образовании РК настоящего времени.

Подготовка, как процесс - это специализированная деятельность в учебном процессе, где объектом выступает личность будущего специалиста, а предметом - дидактическая система и педагогический процесс образовательного учреждения.

Статические характеристики личности - сложившаяся к конкретному моменту времени в определенной точке пространстве, система качеств человека. 

Готовность педагога профессионального обучения – это сложная интегральная характеристика личности педагога профессионального обучения, которая отражает меру компетентности к практической реализации своей профессиональной деятельности. 

Специальная компетентность педагога профессионального обучения - это сложная система внутренних состояний и свойств личности педагога: его готовность к организации и осуществлению педагогической деятельности по управлению образовательным процессом и способности (умения и возможности) выполнять необходимые для этого действия. 

Специальная компетентность педагога профессионального обучения - интегративная характеристика личности, результат профессионально- педагогической подготовки выпускника в совокупности мотивационно-ценностного, когнитивного, операционно-деятельностного слагаемых, направленных на решение задач обучения, воспитания и развития учащихся системы профессионального образования.

Содержание образование - это то, что реально образуется у будущего специалиста в результате освоения особым образом спроектированного образовательного процесса. 

Содержание образования - это результат, который возникает, накапливается в процессе его рефлексии в учебном процессе, и потому, оно индивидуально и его качество обусловлено характером этого процесса. 

Содержание профессионального обучения включает различные виды опыта, которые будущий педагог профессионального обучения осваивает в результате деятельности, сознательно направленного на предметное изучение, представляющее для него личностный смысл, и переводу, таким образом, содержания профессионального обучения в личное достояние, достижение будущего специалиста.

 

 Обозначения и сокращения

ТСО – технические средства обучения;

ОТД – общетехнические дисциплины;

СИПИ – Свердловский инженерно-педагогический институт;

ППИ – Павлодарский педагогический институт;

ПГПИ - Павлодарский государственный педагогический институт;

ПШ – профессиональные школы;

ГПТУ – государственное профессионально-техническое училище;

ПТУ - профессионально-техническое училище;

СПТУ – сельское профессионально-техническое училище;

СМИ – средства массовой информации;

ГОСО – государственный общеобязательный стандарт образования;

МПС – межпредметные связи;

КВ – компонент по выбору;

ООД – общеобразовательные дисциплины;

БД – базовые дисциплины;

ПД – профессиональные дисциплины;

СД – специальные дисциплины;

СРС – самостоятельная работа студентов;

СРСП - самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя;

БСЭ – Большая советская энциклопедия;

СИ – система интернациональная (единиц измерения физических величин);

ТНМ – теория нечетких множеств;

ЛПР – лицо, принимающее решение;

ФП – функция принадлежности;

ППК – психолого-педагогическая компетентность;

ПЗЛК – профессионально-значимые личностные качества;

ГОКК – групповая оценка компетентностных качеств;

ГЭ – государственный экзамен;

ДР – дипломная работа;

ГАК – государственная аттестационная комиссия.

 Введение

 

Масштабы общественного развития в Казахстане свидетельствуют о том, что республика продвигается по пути реформирования всех сторон общественных отношений, в том числе и в образовании. Развитие системы образования стало одним из приоритетных направлений в деятельности всех слоев общества. Как сказал Президент республики Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана: «Реформа образования – это один из важнейших инструментов, позволяющих обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана» [1, с.32].

В этом процессе «человек – главное богатство страны» [2]. Необходима большая работа по развитию человеческих ресурсов, обеспечению непрерывности образования, формированию корпуса конкурентоспособных кадров с широкой компетенцией и фундаментальными знаниями для прорывных проектов государства, бизнеса, сферы услуг. Поэтому, для «создания эффективной системы развития трудовых ресурсов», и «разработки и реализации программы дальнейшего развития профессионального технического образования [3,с.53] необходима серьезная работа, как в организационном, так и в содержательном плане [3,с.64]. «Профессиональное техническое образование должно быть основано на профессиональных стандартах и тесно взаимосвязано с потребителями, экономикой» [2].

Многое делается в республике в этом направлении. Вопросы совершенствования системы профессионального образования нашли отражение в ряде стратегических документов. Принят новый Закон «Об образовании», регулирующий организационные и структурные элементы профессионального образования в изменившихся условиях [4]. 

Концептуальным документом, рассматривающим вопросы подготовки специалистов технического и технологического направлений, стала «Государственная программа развития технического и профессионального образования в Республике  Казахстан на 2008-2012 годы» [5]. Она является частью большой работы, проводимой государством и вызванной необходимостью качественного прорыва в подготовке кадров технического и обслуживающего труда. В ней нашли отражение цели, задачи, принципы, содержание и формы работы в области профессионального образования, было уделено должное внимание образовательному потенциалу технического и профессионального образования, обозначены ожидаемые результаты и индикаторы реализации Программы.

Среди нерешенных проблем Программа указывает: низкий уровень учебно-методического обеспечения в учреждениях профессионального образования, дефицит современной учебной литературы, не эффективные методы преподавания, не стимулирующие развитие компетентности, навыков самостоятельности и т.д.

Их решение во многом зависит от качества подготовки педагогов профессионального обучения, «основным направлением деятельности которого является теоретическая и практическая подготовка будущих специалистов по профилю трудовой и профессиональной деятельности» [6,с.38]. Именно педагогам профессионального обучения новой формации предстоит строить новую школу профессионального мастерства, готовить специалистов, способных к конкуренции на рынке труда, реализовать обозначенные в Программе цели и задачи в области профессионального образования. Для этого нужен специалист «новой формации, обладающего широким кругом фундаментальных знаний, инициативного, адаптивного к меняющимся требованиям рынка труда и технологий, умеющего работать в команде» [7, с.11]. 

В этой связи необходимы серьезные изменения вузовской подготовки педагогов профессионального обучения. Как сказал в своем Послании Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев: «Качество высшего образования должно отвечать самым высоким требованиям»[2]. Она должна быть не только профессионально, но и личностно ориентированной, формирующей целостную личность, способную вобрать в себя все многообразие и единство профессионального мира. 

Подготовка педагогов к такой деятельности осуществлялась раньше под разными названиями, в разных вузах и системах подготовки, в форме курсовой подготовки, как дополнительная специальность и т.д. Содержание такого инженерно-педагогического образование было ориентировано на различающуюся по направлениям и уровням профессионально-техническую сферу начального профессионального образования.

В настоящее время специальность «Профессиональное обучение» вошла в группу «Образование» классификатора специальностей высшего профессионального образования и начала рассматриваться как педагогическая специальность и реализовываться в условиях педагогического образования. 

Статус педагога профессионального обучения, как педагогической специальности, требует, во-первых, соответствующей концептуализации: исследования новых условий ее эффективного функционирования в составе педагогического образования, выявление путей и средств, обеспечивающих ее развитие. Во-вторых, идет речь о новом типе педагогов для профессионального образования – педагогов профессионального обучения, подготовка которого осуществляется в новых для него условиях – современного педагогического образования. 

Главным противоречием такой системы подготовки педагогов профессионального обучения является наличие в составе педагогического (гуманитарного) образования инженерного содержания, связанного с различными производствами. Проблему преодоления выявленного дидактического противоречия мы связывает с активизацией естественнонаучной подготовки будущих специалистов в контексте будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, противоречие между потребностью общества в педагогах новой формации – педагогов профессионального обучения и неразработанностью теоретических и практических основ его подготовки в новых для него условиях – современного педагогического образования, обусловила выбор темы исследования: «Теория и практика естественнонаучной подготовки педагогов профессионального обучения в условиях современного педагогического образования». 

Цель исследования – теоретически выявить, научно и практически обосновать содержание и структуру естественнонаучной подготовки педагога профессионального обучения в составе педагогического образования. 

Объект исследования – современное педагогическое образование в единстве его содержательных и процессуальных сторон. 

Предмет исследования – процесс и результат естественнонаучной подготовки педагогов профессионального обучения в контексте будущей профессиональной деятельности.

Гипотеза: 

если в основу естественнонаучной подготовки педагогов профессионального обучения будут положены научные принципы аксиологического и онтологического подходов в контексте будущей профессиональной деятельности, включающие:

– разработку теоретико-методологических основ подготовки педагогов для профессионального образования;

– моделирование естественнонаучной подготовки: дидактического процесса, образовательного пространства современного педагогического образования как среды, в которой этот процесс реализуется и личности педагога профессионального обучения, как норма, к которому необходимо обязательно этот процесс приведет;

– проектирование вариативного компонента содержания естественнонаучной подготовки;

– характеристику профессионально-важных качеств будущего специалиста,

то тогда появится возможность подготовки педагогов профессионального обучения к многопрофильной фундаментальной практико-ориентированной деятельности, 

так как в вузе будут созданы для этого эффективные педагогические условия более полного освоения педагогического и отраслевого содержания подготовки будущих педагогов.

Исходя из указанной цели исследования, основными задачами являются: 

1. Охарактеризовать подготовку педагогов профессионального обучения как теоретические и практические проблемы педагогического образования.

2. Разработать Концепцию естественнонаучной подготовки педагогов профессионального обучения.

3. Произвести моделирование основных элементов естественнонаучной подготовки педагогов профессионального обучения.

4. Обосновать место естественнонаучных дисциплин в общей системе подготовки педагогов профессионального обучения в вузе.

5. Произвести интеграцию математики с другими дисциплинами подготовки педагогов профессионального обучения.

6. Выявить и разработать дидактический потенциал физики для подготовки педагогов профессионального обучения.

7. Разработать и обосновать структуру и содержание специальной компетентности педагогов профессионального обучения, методику их измерения. 

8. Экспериментально проверить эффективность моделей естественнонаучной подготовки педагогов профессионального обучения в условиях современного педагогического образования.

Ведущей идей, которая стимулирует наше исследование, является разработка проекта естественнонаучной подготовки в контексте будущей профессиональной деятельности, реализация которой в условиях современного педагогического образования, по нашему замыслу, обеспечит более полное освоение педагогического и отраслевого содержания подготовки будущих педагогов.

Методологической базой исследования послужили исследования по проблемам методологии наук: 

– единство диалектики, логики и теории познания (М. Ж. Абдильдин [8], Б. М. Кедров [9], З. А. Мукашев [10], А. Н. Нысанбаев [11] и др.); 

– системный подход к изучению явлений окружающего мира (И. И. Блауберг [12], К. Я. Вазина [13], К. Маркс [14], Э. Г. Юдин [15]);

– общепсихологическая теория деятельности развития личности (А. В. Ананьев [16], А. А. Вербицкий [17], Л. С. Выготский [18], П. Я. Гальперин [19], А. Н. Леонтьев [20]). 

При разработке основных положений диссертации мы опирались на результаты научных исследований:

– методологических, научно-методических и дидактических аспектов организации образовательного процесса (С. И. Архангельский [21], Б. С. Гершунский [22], В. В. Краевский [23], В. С. Леднев [24 ], И. Я. Лернер [25], В. В. Краевский [26] и др.);

– методов и средств реализации дидактических принципов в процессе изучения естественнонаучных и технических дисциплин (Н. А. Бердяев [27], В. Б. Бондаревский [28], Л. Я. Зорина [29], И. Я. Ланина [30], Б. Ф. Ломов [31], А. В. Усова [32], Л. М. Фридман [33] и др.)

– аспектов педагогической интеграции в различных элементах образовательного процесса (В. С. Безрукова [34], А. П. Беляева [35], М. Н. Берулава [36], Н. К. Чапаев[37]);

– концепция квалиметрии человека и образования (Р. П. Абельсон [38], Л. А. Заде [39], А. Кауфман [40], А. В. Кумбс [41], П. Лазерсфельд [42], В. В. Михеев [43], А. И. Субетто [44] и др. 

Теоретическую основу исследования составили научно-обоснованные положения и практические результаты отечественных ученых по ряду направлений:

– актуальные проблемы педагогического процесса, педагогического образования (К. А. Дуйсенбаев [45], Т. Т. Галлиев [46,47], К. М., Кертаева [48], Н. Э. Пфейфер [49], Б. С. Сарсекеев [50,51], Ш. Т. Таубаева [52], А. Н. Тесленко [53,54], Н. Д. Хмель [55], В. Г. Храпченков [56], Н. Р. Юсуфбекова [57]);

– теории и практики профессионального образования (Б. А. Абдыкаримов [58,59], В. В. Егоров [60-62], А. П. Сейтешев [63-67], Б. К. Моминбаев [68], К. Устемиров [69-71]);

– путей и средств активизации естественнонаучных дисциплин дисциплин (А. В. Ахаев [72], М. А. Лигай [73-76], М. Курманов [77], Г. К. Нуртаева [78]);

– вопросы оценки результативности подготовки специалистов (Ж. Р. Баширова [79], М. Жадрина [81,82], Б. Т. Кенжебеков [83-87], Г. Мутанов [88], Г. К. Нуртаева [89,90], А. Сатмурзаев [91], Н. Р Шаметов [92], Л. А. Шкутина [93]). 

Источниками исследования являются труды философов, педагогов и психологов по изучаемой проблеме, официальные и нормативные документы, регламентирующие деятельность в области образования РК, научные издания по общей и профессиональной педагогике и психологии, учебно-методическая документация по подготовке педагогов профессионального обучения, практическая деятельность автора в должности преподавателя вуза.

Методы исследования. Для достижения исследовательской цели, решения поставленных задач применялись общие и специальные методы научного анализа: 

– методы теоретических исследований (контент-анализ документов, анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, анализ продуктов деятельности);

– методы эмпирических исследований (педагогический эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование); 

– статистические методы и средства формализации педагогических явлений (математическая обработка и анализ, синтез данных педагогического эксперимента, моделирование процессов и явлений, измерение параметров, классификация и систематизация множеств, семантическое описание научных результатов, свертывание, развертывание научной информации в форме графиков, таблиц, диаграмм).

Базой исследования выступили Павлодарский государственный педагогический институт, Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова, Инновационный Евразийский университет, Карагандинский государственный технический университет, учреждения общего и профессионального образования Павлодарской области. 

Этапы исследования 

На первом этапе (2002–2004) изучалось состояние проблемы подготовки педагогических кадров для профессионального образования в историко-генетический аспекте, анализировалось современное состояние теории и практики ее организации в Казахстане. На основе ретроспективного анализа практики подготовки педагогических кадров для профессионального образования, анализа психолого-педагогической и методической литературы, нормативных документов по образованию, опыта работы в области высшего профессионального образования были выявлены проблемы и противоречия подготовки педагогов профессионального обучения. Они определили объект и предмет, исходные теоретические положения, понятийный аппарат, гипотезу исследования.

В процессе уточнения исследовательских задач был проведен констатирующий эксперимент, который обозначил исходное состояние естественнонаучной подготовки педагогов профессионального обучения. 

На этом этапе применялись разнообразные методы исследования: анализ научно-педагогических публикаций по направлению исследования, беседа с практическими работниками, студентами вузов, учащимися учреждений профессионального образования, анализ вузовской документации, включенное участие в учебном процессе вуза, анкетирование, наблюдение, тестирование исходной позиции состояния естественнонаучной подготовки педагогов профессионального обучения.

На втором этапе (2004-2008) проводился формирующий эксперимент по естественнонаучной подготовке педагогов профессионального обучения в реальных условиях современного педагогического образования. Для этого была проведена предварительная работа по выработке концептуальных положений естественнонаучной подготовки педагогов, создана основная исследовательская конструкция – концепция и модель естественнонаучной подготовки педагогов профессионального обучения в условиях современного педагогического образования. Исследовательские положения претворялись в модели, схемы технологии естественнонаучной подготовки будущих специалистов. Одновременно разрабатывалось методическое сопровождение для экперимента: пособия, новые курсы и методики, отрабатывались отдельные приемы и методы естественнонаучной подготовки. Ход исследования обсуждался на различного уровня семинарах и конференциях, результаты исследования публиковались в научных изданиях. Одновременно с педагогическим экспериментом велась систематичекая первичная обработка фактического материала.

На этом этапе эффективными оказались методы анализа занятий, включенный педагогический эксперимент, анализ учебных документаций, беседы, анкетирование студентов и преподавателей, обработка данных методами математической статистики. 

Третий этап (2008-2009) был результирующим, где была поставлена задача систематизации результатов, их интерпретация и изложение. По выделенным критериям и показателям быди получены контрольные срезы. Валидность и репрезантивность предлагаемых технологий и средств проверялся обработкой данных с привлечением коэффициента Стьюдента, на уровне достоверности α = 0,95. Для установления связей отношений между варьируемыми элементами экперимента использовался коэффициент корреляции Пирсона. На данном этапе активно применялись методы включенного наблюдения, контроля и диагностирования состояния и уровня к концу обучающего эксперимента по естественнонаучной подготовке педагогов профессионального обучения. Данные, полученные методами математической обработки, анализировались, происходили апробацию печати, обсуждались педагогической общественностью. В конечном счете формулировались выводы, заключения и рекомендации. 

Научная новизна исследования заключается в следующем:

– выявлены основные предпосылки научного познания сущности естественнонаучной подготовки педагогов в условиях современного педагогического образования:

а) наличие главного дидактического противоречия – функционирования в составе педагогического образования инженерного содержания, связанного с производством;

б) вопросы подготовки рассматриваются в аспекте их генетически взаимосвязи с естествознанием.

– разработана Концепция естественнонаучной подготовки как научно-теоретическая конструкция, задает основные направления развития подготовки педагогов профессионального обучения.

– произведено системное моделирование процесса естественнонаучной подготовки, в совокупности всех ее основных элементов: дидактического процесса, образовательного пространства современного педагогического образования, личности будущего специалиста.

– обоснована естественнонаучная подготовка как многоуровневый процесс, элементы которой находятся в определенных связях и отношениях между собой.

– произведена интеграция естественнонаучной подготовки с опорой на курс математики дисциплинами с педагогического цикла;

– произведена интеграция естественнонаучной подготовки с опорой на курс физики с дисциплинами отраслевого цикла;

– разработан компетентностный подход к оценке результативности естественнонаучной подготовки педагогов профессионального обучения.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

– разработана концепция и модель естественнонаучной подготовки, которая способствуют эффективной работе современного вуза по подготовке специалистов новой формации;

– выявлены внутренние противоречия и сформулированы задачи, которые указывают необходимую динамику развития дидактического процесса высшего образования по подготовке специалистов новой формации в современных условиях;

– обоснован личностно-ориентированный подход к естественнонаучной подготовке специалистов, который при активном деятельностном режиме ее реализации обеспечивает развитие специальных компетенций, как показателей ключевых качеств современных специалистов;

– обоснована естественнонаучная подготовка в контексте будущей профессиональной деятельности как методологическая основа включения будущих специалистов в активное познание содержания профессионального образования; 

– обоснован интегративный подход, как средство придания свойств целостности и системности дидактическому процессу современного вуза;

– выявлены эффективные педагогические условия, реализация которых способствует совершенствованию профессионального образования современных специалистов.

Практическая значимость исследования состоит в реализации теоретических идей и сформулированных положений естественнонаучной подготовки педагогов профессионального обучения в учебный процесс вузов: 

1) Концепции и модели естественнонаучной подготовки педагогов профессионального обучения;

2) внедрения научно-обоснованной структурно-логической схемы естественнонаучной подготовки педагогов профессионального обучения в составе педагогического образования; 

3) учебно-методического сопровождения для естественнонаучной подготовки педагогов профессионального обучения:

а) по физике: 

– экспериментальной программы курса «Основы естественнонаучных дисциплин (физика);

– учебника «Физика» (Павлодар : Кереку, 2009 – 370 с.), рекомендованного РУМС МОН РК для подготовки педагогов профессионального обучения; 

– Пособия по физике (для студентов специальности 050120 Профессиональное обучение) : Учебное пособие. – Павлодар : РИО ПГПИ, 2008 – 109 с.

– учебного пособия «Организация и планирование производственного обучения в профессиональном образовании» (Павлодар : РИО ПГПИ, 2008 – 110 с.);

– учебного пособия «Контроль учебных достижений обучающихся как фактор внедрения кредитной системы обучения в условиях модернизации казахстанского общества» (Павлодар: Кереку, 2009 – 173 с.);

– учебного пособия «История казахского костюма» (Павлодар : РИО ПГПИ, 2008 – 90 с.);

– учебного пособия «Организация и планирование производственного обучения в профессиональном образовании» (Павлодар : РИО ПГПИ, 2008 – 112 с.);

– Дидактического комплекса к элективному курсу «Избранные вопросы современной физики» – Павлодар : Кереку, 2010 – 94 с. 

б) спецкурса по математике «Дополнительные разделы и вопросы математики»;

в) элективного спецкурса «Основы педагогические контроля».

4) выявлены состав специальных компетенций и методика их оценки. 

Достоверность и обоснованность проведенного исследования и его результатов обеспечивается 

– логикой проведенного исследования;

– всесторонней методологической обоснованностью теоретических положений;

– использованием совокупности различных диагностических методик, адекватных задачам, предмету и объекту исследования, подтверждающих гипотезу исследования;

– продолжительностью исследования, позволившей провести глубокий качественный и количественный анализ хода и результатов эксперимента;

– использованием результатов исследования в педагогической практике. 

Основные положения, выносимые на защиту: 

1. Результат педагогического анализа историко-генетической и современного состояния подготовки педагогов профессионального обучения в форме: 

а) характеристика отраслевой подготовки: определение понятия «отраслевая подготовка», характеристика направлений отраслевой подготовки, цели и задач, принципов формирования содержания отраслевой подготовки;

б) педагогические условия, активизирующие естественнонаучную подготовку педагогов профессионального обучения: 

– формирование интереса и положительной мотивации к изучению естественнонаучных дисциплин; расширение структуру и содержания естественнонаучной подготовки системой спецкурсов; 

– включение будущих педагогов в квазипрофессиональную деятельность на всех этапах обучения в вузе через интеграцию естественнонаучной подготовки с дисциплинами отраслевой и педагогической подготовки с целью развития специальных компетенций будущего специалиста; 

– научно-методическое обеспечение естественнонаучной подготовки.

2. Концепция естественнонаучной подготовки педагогов профессионального обучения, которая  

а) определяет сущность и содержание естественнонаучной подготовки педагога профессионального обучения 

б) включает элементы:

– содержание естественнонаучной подготовки педагогов профессионального обучения.

– формы организации естественнонаучной подготовки будущих педагогов. 

– систему дифференцированной естественнонаучной подготовки педагогов профессионального обучения.

– условия реализации естественнонаучной подготовки педагогов профессионального обучения в вузе.

– результативность естественнонаучной подготовки педагогов профессионального обучения.

3. Система моделей процесса естественнонаучной подготовки:

– модель дидактического процесса естественнонаучной подготовки будущих педагогов в вузе;

– модель образовательного пространства современного педагогического образования как среды, в которой этот процесс реализуется;

– модель личности педагога профессионального обучения, как норма, к которому необходимо обязательно этот процесс приведет.

4. Структурно-логическая схема естественнонаучной подготовки в условиях вуза, которая определяет место естественнонаучных дисциплин в общей системе подготовки педагогов профессионального обучения.

5. Трехуровневая модель естественнонаучной подготовки с опорой на курс математики; 

– спецкурс «Дополнительные главы и вопросы математики»;

– спецкурс «Основы педагогического контроля»;

6. Двухуровневая модель естественнонаучной подготовки с опорой на курс физики; 

– экспериментальная программа по физике;

– спецкурс «Избранные вопросы современной физики»;

– дидактический комплекс к спецкурсу «Избранные вопросы современной физики»;

7. Структура, состав специальных компетенций педагогов профессионального обучения по естественнонаучным дисциплинам; 

– методика выявления специальных компетенций;

– технология оценки специальных компетенций;

8. Результаты опытно-экспериментальной работы по естественнонаучной подготовке педагогов профессионального обучения в условиях современного образования.

Апробация и внедрение основных положений и результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной работы и обсуждались:

– на международных конференциях: София (Болгария) 2009; Черниговск, Полтава (Украина) 2009; Россия: Москва, 2008; Новосибирск, 2008; Тула, 2008; Липецк, 2008;Ульяновск, 2009; Астана, 2005 2007, 2009; Алматы, 2005, 2008;. Семипалатинск 2005, 2006; Караганда, 2005; Павлодар, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009; Тараз,  2006; 

– на научно-практических конференциях: Павлодар, 2004, 2005; Челябинск, 2004; Костанай, 2005; Уральск, 2007;

– в публикациях научных журналов: Вестник ПГУ, Вестник Евразийского университета им. Л. Гумилева, Менеджмент в образовании, Педагогический вестник Казахстана, Вестник Карагандинского университета; Вестник КазНУ, Вестник Евразийского гуманитарного института, Вестник университета «Кайнар», Ұлт тағылымы, Актуальные проблемы современности (Болашак–Баспа), Білім–Образование, Профессионал Казахстана, Поиск, изданиях дальнего зарубежья (София).

Структура диссертации. Структура диссертации состоит из введения, трех разделов, заключения, содержит 41 таблиц и 34 рисунка, списка использованных источников в количестве 223 наименований, приложений.