СОДЕРЖАНИЕ

 Нормативные ссылки..................................................................................

Определения, обозначения и сокращения……………………………..

Введение…………………………………………………………………….

1. Теоретические основы формирования специальной компетентности   будущих учителей музыки в процессе инструментальной подготовки…………………………………………..

1.1 Анализ состояния проблемы формирования специальной компетентности будущих учителей музыки в педагогической теории и практике…………………………………….…………….............................

1.2 Структурно-содержательная модель специальной компетентности будущих учителей музыки в процессе инструментальной подготовки……………………………………………………..……………

1.3 Педагогические условия формирования специальной компетентности будущих учителей музыки в процессе инструментальной подготовки……………………………………............

2 Опытно-экспериментальная работа по формированию в процессе инструментальной подготовки специальной компетентности будущих учителей музыки…………………………... 

2.1 Цель и методика опытно-экспериментальной работы.……………...

2.2 Реализация педагогических условий формирования специальной компетентности будущих учителей музыки в процессе инструментальной подготовки…………………………………………....

2.3 Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы………………………………………………...……………………..

Заключение…………………………………………………………………

Список использованных источников…………………………………...

Приложение А……………………………………………………………...

Приложение Б………………….…………………………………………..

Приложение В……………………..……………………………………….

Приложение Г…………………….…………………………………..........

Приложение Д…………………………….………………………..............

Приложение Е……………………………………………………………...

Приложение Ж……………………...……..………………….....................

Приложение И…………………………….…………..…………………....

Приложение К……………………………………………………………...

 

 

НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

 

В настоящей диссертации использованы ссылки на следующие стандарты:

– Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Образование высшее профессиональное. Бакалавриат, Специальность 050106 – Музыкальное образование. 3.08.006 – 2004.

– Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Образование высшее профессиональное. Бакалавриат, Специальность 050106 – Музыкальное образование. 3.08.256 – 2006.

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящей диссертации применяются следующие термины с соответствующими определениями: 

Специальная компетентность будущего учителя музыки - интегративная характеристика специалиста, основанная на знаниях, умениях, личностных качествах, личностном опыте и позволяющая обеспечить единство культурологического, методического осмысления, исполнительского воплощения музыкального произведения в условиях решения профессиональных задач.

 

 

В настоящей диссертации использованы следующие обозначения и сокращения:

ВУЗ  -высшее учебное заведение

ГОСО -государственный общеобязательный

стандарт образования

КГПИ -                                    Костанайский государственный

педагогический институт

КСТУ -    Костанайский социально-технический

университет им. З.Алдамжар

ДМШ -детская музыкальная школа

МК -музыкальный колледж

СРСП -самостоятельная работа студентов 

с преподавателем

СРС -самостоятельная работа студентов

УМКД -учебно-методический комплекс дисциплины

ЭП -электронное пособие

ФМК -фортепианная музыка Казахстана

ОММ -отечественный музыкальный материал

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Интеграция Казахстана в общемировое образовательное пространство повлекла за собой модернизацию системы высшего образования, основной целью которой явилась подготовка конкурентоспособных специалистов. Достижение данной цели решается с учетом компетентностного подхода к образованию [1]. 

На основе анализа и обобщения международного опыта в Казахстане разработана Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года [2], Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы [3], где с учетом компетентностного подхода определены цели и задачи высшего профессионального образования. Это наполнило новым содержанием профессиональную подготовку студентов педагогических вузов [4, 5]. В этих условиях приобретает приоритетный смысл и значение понятие «компетентность будущего педагога», а также требует незамедлительного решения поиск путей формирования данного качества у студента педагогического вуза. 

Проблему компетентностного подхода к образованию рассматривали ведущие зарубежные и отечественные ученые Б.А.Абдыкаримов [6], В.И.Байденко [7], М.Х.Балтабаев [8], В.А.Болотов [9], Ж.Делор [10], И.А.Зимняя [11], Б.Т.Кенжебеков [12], О.Е.Лебедев [13], Г.Ж.Менлибекова [14], Дж.Равен [15], Ю.Г.Татур [16, 17], А.В.Хуторской [18, 19],  В.Д.Шадриков [20] и другие [21, 22, 23]. Вопросам формирования профессиональной компетентности специалистов педагогического профиля посвящены исследования А.В. Адольфа [24], Ю.В. Варданян [25], Ш.К.Жантлеуовой [26], Н.В.Кузьминой [27], А.К.Марковой [28], М.В.Семеновой [29], В.А.Сластенина [30] С.И.Ферхо [31], Н.Р.Шаметова [32] и других [33, 34]. В связи с этим педагогические вузы, осуществляющие подготовку будущих учителей музыки, не могут находиться в стороне от решаемых проблем. 

Различные аспекты формирования специальной компетентности будущих учителей музыки нашли отражение в исследованиях в области: профессиональной (О.А.Апраксина [35], Л.Г.Арчажникова [36], Д.Б.Кабалевский [37], Т.Ә.Қышқашбаев [38], Л.В. и В.А.Школяр [39] и др. [40]), методологической (Э.Б.Абдуллин [41]), методической (Р.Р.Джердималиева [42] и др. [43]) видов подготовки учителей музыки; формирования художественной культуры (М.Х.Балтабаев [44], Л.А.Рапацкая [45], А.Я.Карелин [46], Л.Ш.Какимова [47], Б.С.Өтемуратова [48] и др.); ценностных ориентаций (А.И.Щербакова [49]); подготовки будущих специалистов к музыкально-эстетическому воспитанию школьников средствами казахской народной музыки (М.Х.Балтабаев [44], Ш.Б.Кульманова [50] и др. [51, 52]); формирования специалиста в ракурсе компетентностного подхода к образованию (Н.В.Васильева [53], Г.А.Колесникова [54], И.Р.Левина [55], М.И.Сидорова [56]). 

Специальная компетентность будущих учителей музыки формируется в процессе специальной подготовки (музыкально-теоретической, дирижерско-хоровой, вокальной,  инструментальной) и связана с формированием эстетических позиций к музыкальному искусству, ориентированием в многообразном мире музыкальных явлений [57, 58]. Исследуемая нами специальная компетентность будущего учителя музыки в процессе инструментальной подготовки (инструмент фортепиано)  выступает в качестве одного из основных критериев качества обучения специалиста, поскольку призвана обеспечить готовность к организации и проведению урока музыки с использованием инструмента, внеклассной и внешкольной музыкально-образовательной и музыкально-просветительской работе. 

Различные аспекты инструментальной подготовки будущих учителей музыки разрабатывались в исследованиях: профессионально-педагогической направленности учебного процесса  (З.С.Квасницина [59], А.А.Момбек [60], О.П.Радынова [61] и др.);  просветительской направленности учебного процесса  (И.У.Аушева [62] и др.);  процесса интеграции (Т.В.Иванченко [63], И.О.Парий [64] и др. [65]); формирования личности будущего учителя музыки (В.И.Муцмахер [66], Г.М.Цыпин [67], А.И.Щербакова [68], Г.С.Бикбаув [69] и др.); развития художественной культуры будущего специалиста и готовности к решению культурологических задач (А.Я.Карелин [46], Е.И.Кубанцева [70, 71], Л.К.Маймакова [72] и др.); изучения отечественного музыкального материала (Б.М.Бекмухамедов [73], Л.П.Белозер [74], И.С.Кобозева [75]); формирования компетентного специалиста (Н.В.Васильева [53], М.И.Сидорова [56]).

Сравнительный анализ направлений в изучении проблем инструментальной подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов и различных аспектов формирования специальной компетентности будущих специалистов позволяет утверждать об их сходности, идентичности. Данный факт свидетельствует о том, что в педагогической науке накоплен значительный материал, позволяющий говорить о возможности формирования специальной компетентности будущих учителей музыки в процессе инструментальной подготовки как отдельном аспекте специальной подготовки студентов.  Однако, несмотря на безусловную ценность и значимость имеющихся теоретических исследований в области инструментальной подготовки будущих учителей музыки, мы вынуждены констатировать, что проблема реализация компетентностного подхода применительно к процессу инструментальной подготовки осталась практически неразработанной областью научного знания. Следовательно,  выделяются противоречия между:

1) возрастающими требованиями к профессиональной подготовке будущих учителей музыки и недостаточной направленностью процесса инструментальной подготовки на формирование специальной компетентности будущих учителей музыки;

2) традиционным подходом к инструментальной подготовке студентов музыкально-педагогических факультетов, не способным обеспечить формирование специальной компетентности будущих учителей музыки, и поиском новых теоретико-методических решений;

3) необходимостью формирования специальной компетентности будущих учителей музыки в процессе инструментальной подготовки и недостаточным научно-методическим обеспечением данного процесса.

Поиск эффективных путей решения данных противоречий определил проблему исследования, которая заключается в необходимости научно-методического обеспечения компетентностного подхода к инструментальной подготовке учителя музыки. Указанная проблема  привела к выбору темы исследования: «Формирование специальной компетентности будущих учителей музыки в процессе инструментальной подготовки».

Цель исследования – выявить, теоретически обосновать  и экспериментально проверить педагогические условия формирования специальной компетентности будущих учителей музыки в процессе инструментальной подготовки.

Объектом исследования является инструментальная подготовка будущих учителей музыки (инструмент фортепиано).

Предметом исследования является процесс формирования специальной компетентности будущих учителей музыки в рамках инструментальной подготовки (на примере изучения отечественного музыкального материала). 

Гипотеза исследования: если в процессе инструментальной подготовки будущих учителей музыки актуализировать культурологический, методический и исполнительский аспекты и обеспечить их реализацию через интегрированный спецкурс с использованием электронного пособия, активных методов обучения и методов педагогической поддержки участников образовательного процесса, то можно повысить уровень сформированности специальной компетентности будущих специалистов, так как выявленные педагогические условия обеспечивают формирование специальной компетентности студентов музыкально-педагогических факультетов. 

Задачи исследования:

1. На основе анализа проблемы в теории и практике уточнить понятие «специальная компетентность будущего учителя музыки». 

2. На примере изучения отечественного музыкального материала разработать структурно-содержательную модель специальной компетентности будущего учителя музыки в процессе инструментальной подготовки. 

3. Выявить педагогические условия формирования специальной компетентности будущих учителей музыки в процессе инструментальной подготовки.

4. Экспериментально проверить эффективность предлагаемых педагогических условий.

Ведущая идея исследования заключается в том, что комплексное применение спецкурса с использованием электронного пособия, активных методов обучения и методов педагогической поддержки обеспечивает эффективность формирования специальной компетентности будущих учителей музыки. 

Методологической основой исследования послужили теории: интегративно-модульного подхода к обучению (С.Я.Батышев, А.П.Беляева, К.Я.Вазина, П.А. Юцявичене и др.); личностно-деятельностного подхода к обучению (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ю.Г. Фокин, И.Я.Зимняя и др.) 

Теоретическую основу исследования составляют положения и идеи: концепции системного подхода к рассмотрению педагогического процесса (Т.Г.Галиев, В.В.Краевский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, Н.Д.Хмель); концепции педагогического проектирования (Н.О.Яковлева и др.); теории педагогической деятельности и формирования личности учителя (О.А.Абдуллина, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, В.А.Сластенин и др.); концепции педагогической поддержки обучающихся (О.С.Газман, Б.Е.Фишман и др.); самореализации личности (К.Роджерс, К.А.Абульханова-Славская и др.); теории профессиональной подготовки учителя музыки (Э.Б.Абдулин, А.Г.Арчажникова, М.Х.Балтабаев, Р.Р.Джердималиева, Г.М.Цыпин и др.).

Источники исследования: труды психологов, педагогов, музыковедов; официальные документы, регулирующие и регламентирующие профессиональную подготовку будущих педагогов в системе вузовского образования; государственные образовательные стандарты, образовательные программы; практическая работа автора в качестве преподавателя класса фортепиано. 

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовалась совокупность методов. Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение. Методы педагогики и психологии: анализ научной и методической литературы по педагогике и психологии, переработка информации с помощью гипотез, сравнений, аналогий. Дидактические методы: педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент. Статистические методы обработки результатов педагогического эксперимента.  

База исследования: В опытно-экспериментальной работе участвовали студенты факультета истории и искусств Костанайского государственного педагогического института и педагогического факультета Костанайского социально-технического университета им. З.Алдамжар. 

Этапы исследования. Исследование проводилось на протяжении пяти лет и включало ряд логически взаимосвязанных этапов.

На первом  этапе (2003 – 2005 г.) проводилось теоретическое изучение состояния проблемы и специальной литературы по формированию специальной компетентности будущих учителей музыки в процессе инструментальной подготовки. В результате этой работы были определены исходные параметры исследования: его цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, методология и методика, понятийно-категориальный аппарат; содержание спецкурса и методика опытно-экспериментальной работы. Отдельные положения и выводы подвергались анализу в течение всей последующей работы, вносились соответствующие коррективы. 

На втором этапе (2005-2007 г.) с опорой на результаты первого этапа работы уточнено и конкретизировано понятие «специальная компетентность будущего учителя музыки», разработана модель исследуемой компетентности, определены уровни сформированности специальной компетентности у студентов музыкально-педагогических факультетов. На этом этапе выявлены и экспериментально проверены педагогические условия формирования специальной компетентности будущих учителей музыки. В ходе осуществления опытно-экспериментальной работы уточнялась рабочая гипотеза.

На третьем этапе (2007-2008 г.) анализировались, обобщались и оформлялись фактические материалы проведенного исследования с использованием методов статистической обработки экспериментальных данных. Завершающей стадией этапа стало литературное оформление диссертационного исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Специальная компетентность будущего учителя музыки в процессе инструментальной подготовки – это интегративная характеристика специалиста, основанная на знаниях, умениях, личностных качествах, личностном опыте и позволяющая обеспечить единство культурологического, методического осмысления, исполнительского воплощения музыкального произведения в условиях решения профессиональных задач.

2. Структурно-содержательная модель специальной компетентности будущего учителя музыки в процессе инструментальной подготовки включает культурологический, методический и исполнительский компоненты. В качестве критериев сформированности специальной компетентности будущих учителей музыки выступают личностный, когнитивный и операционный критерии; показателями сформированности специальной компетентности будущих учителей музыки являются профессиональная направленность личности, понятийное и образное мышление, музыкальные способности, музыкальность, целеустремленность, настойчивость, самоконтроль и потребность в самообразовании, культурологические, исполнительские и методические знания, умения и навыки.

3. Педагогическими условиями формирования специальной компетентности будущих учителей музыки являются: научно-методическое обеспечение процесса формирования специальной компетентности будущих учителей музыки через интеграцию инструментальной подготовки на основе спецкурса, электронного, учебного и методического пособий; использование в качестве методико-технологического инструмента активных форм и методов обучения в процессе инструментальной подготовки и методов педагогической поддержки студентов (создание ситуации успеха и выход в рефлексивную позицию).

4. Внедряемый спецкурс с использованием электронного пособия, активных методов обучения и методов педагогической поддержки в процессе инструментальной подготовки обеспечивает переход студентов с низкого на средний уровень с сохранением высокого уровня сформированности исследуемой компетентности.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

­  уточнено понятие «специальная компетентность будущего учителя музыки;

­  на примере изучения отечественного музыкального материала разработана структурно-содержательная модель специальной компетентности будущих учителей музыки в процессе инструментальной подготовки;

­  определены педагогические условия формирования специальной  компетентности будущих учителей музыки в процессе инструментальной подготовки;

­  разработаны и обоснованы уровни сформированности специальной компетентности будущих учителей музыки.

Практическая значимость исследования заключается во внедрении в учебный процесс музыкально-педагогических факультетов:

­ интегрированного курса «Теория и практика инструментальной подготовки»;

­  методического пособия «Организация работы студентов над фортепианными произведениями композиторов Казахстана» (г.Костанай, 2006. – 59 с.);

­  учебного пособия «Теория и практика инструментальной подготовки» (г.Костанай, 2008. – 70 с.);

­  электронного пособия  «Фортепианная музыка Казахстана» (свидетельство и государственная регистрация объекта интеллектуальной собственности № 336 от 23.07.08).

Апробация и внедрение основных результатов исследования осуществлялись: 

­ на международных конференциях: «Интеграция деятельности «школа-вуз» как залог успешной профессиональной подготовки будущего  учителя» (Костанай, 2005); «Образовательно-инновационная и социокультурная политика в Казахстане и сопредельных территориях: опыт, проблемы и перспективы» (Астана, 2005); «Возможности средового подхода в педагогике как науке и педагогической практике в условиях перехода на 12 летнее образование» (Костанай, 2005);  «Казахстан и Россия: путь дружбы и диалог культур, интеграция образования и науки» (Кокшетау, 2006);  «Ауэзовские чтения -5»: «Казахстан в гуманитарном измерении: тенденции, поиск, перспективы развития» (Чимкент, 2006); «Алдамжаровские чтения» (Костанай, 2007); «Музыкально-художественное образование и культура: актуальные проблемы развития и инноваций» (Екатеринбург, 2008);  «Проблемы оценивания качества образования: методологические основы и практические результаты» (Алматы, 2008); «Актуальные проблемы музыкального и художественного образования» (Екатеринбург, 2008).  

­ на научно-методических семинарах КГПИ и заседаниях кафедры музыкальных инструментов (Костанай, 2005-2008 гг.); 

­ путем публикации основных результатов исследования в научных журналах «Бастауыш мектеп» (2006г., 2008г.), «Қазахстан мектебі» (2006г.), «Вестник ЕАГИ» (2008г.), «Білім-Образование» (2009г.);

­ в ходе экспериментальной работы, при внедрении результатов диссертационного исследования в учебный процесс Костанайского государственного педагогического института и Костанайского социально-технического университета им. З. Алдамжар.

Структура диссертации определена логикой и последовательностью поставленных задач. Диссертационная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников, приложений.

Во введении представлен аппарат исследования: обоснован выбор темы исследования, ее актуальность, представлены объект, предмет исследования, сформулирована гипотеза, определены цели и задачи исследования, ведущая идея; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, обозначены методы и этапы эксперимента; изложены основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы формирования специальной компетентности будущих учителей музыки в процессе инструментальной подготовки» дано теоретическое обоснование проблемы, разработана структурно-содержательная модель специальной компетентности будущих учителей музыки, выявлены педагогические условия ее формирования в процессе инструментальной подготовки и представлена их теоретическая характеристика.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию в процессе инструментальной подготовки специальной компетентности будущих учителей музыки» разработаны уровни специальной компетентности будущих учителей музыки, определено исходное состояние сформированности специальной компетентности будущих учителей музыки; реализованы педагогические условия формирования исследуемой компетентности; освещены ход и результаты опытно-экспериментальной работы, сделан их анализ и сформулированы выводы.

В заключении охарактеризована значимость полученных результатов диссертационного исследования, основанная на теоретических выводах и практических рекомендациях, намечены перспективы дальнейшего исследования выделенной проблемы.

В приложении представлены практические материалы исследования.