СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение  …………………………………………………………………………....7

 

Глава I Теоретические основы адаптации студентов в условиях вуза

1.1 Сущность и содержание базовых понятий «адаптация» и «адаптация студентов»…………………………………………………………………………..13

1.2 Учет возрастных особенностей студентов в процессе адаптации  к условиям вуза…………………………………………………………………………………..25

1.3 Основные трудности адаптации студентов в условиях кредитной технологии обучения………………………………………………………………34

 

Глава II Опытно-экспериментальная работа по адаптации студентов к обучению в условиях кредитной технологии обучения

2.1 Программа адаптации студентов к условиям обучения в вузе при реализации кредитной технологии……………………………………………….46

2.2 Опытно-экспериментальная работа по адаптации студентов к условиям вуза при реализации кредитной технологии обучения……………………………….59

2.3 Рекомендации по адаптации студентов к условиям вуза при реализации кредитной технологии обучения………………………………………………….88

 

Заключение………………………………………………………………………..96

 

Список использованной литературы………………………………………….98

 

Приложения………………………………………………………………………103

 

 

 

Введение

 

Стратегия развития высшего профессионального образования Республики Казахстан ориентирована на интеграцию в мировое образовательное пространство в соответствии с требованиями Болонской Декларации и Международной стандартной классификацией образования, принципами и критериями Лиссабонской Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе.

Казахстан, признав принципы и критерии Лиссабонской Конвенции о признании квалификации, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, подписанной 11 апреля 1997г., и ратифицированной Президентом РК Н.А. Назарбаевым 13 декабря 1997г. представляет всем своим гражданам, учащимся учебных заведений доступ к образовательным ресурсам других государств через интеграцию образовательных учреждений и возможность продолжения и завершения обучения в вузах других стран.

Процесс интеграции образовательного пространства требует единых подходов в организационном, методологическом и научном обеспечении системы образования стран-участников Лиссабонской конвенции. Этим обусловлена необходимость использования единой концепции кредитной системы высшего и послевузовского профессионального образования Казахстана, которая призвана обеспечить вхождение в европейскую образовательную систему и будет способствовать международному признанию национальных квалифицированных и образовательных документов (дипломов).

11 марта 2010г. Комитетом Министров образования стран-участниц Болонского процесса (46 стран) было принято решение о присоединении Казахстана к Болонскому процессу.

Цель участия Казахстана в Болонском процессе – расширение доступа к европейскому образованию, дальнейшее повышение его качества, а также повышение мобильности студентов и преподавательского состава посредством принятия сопоставимой системы ступеней высшего образования, использование системы кредитов, выдачи выпускникам казахстанских вузов общеевропейского приложения к диплому.

Болонский процесс представляет собой продолжающийся диалог между системами высшего образования разных стран нацеленных на создание единой Европейской зоны высшего образования. Весь процесс начался в 1999г., когда  29 министрами образования европейских государств в городе Болонья (Италия) была подписана Болонская Декларация о создании единого европейского образовательного пространства.

Основные принципы Болонской Декларации: прозрачность, сопоставимость дипломов и степеней – конкретизируются во введении двухциклового высшего образования (бакалавриат + магистратура), далее – докторантура и разработка общего подхода к контролю качества образования.

Инструментами Болонского процесса являются единая форма приложения к диплому, научно-академическая мобильность и общая система оценки трудоёмкости учебных курсов (Europian Credit Transfer System) .

Болонская Декларация – стимулятор процесса реформирования высшего образования. В Болонской Декларации впервые провозглашался лозунг «Европа знаний», университетам отводилась ключевая роль в развитии континента. Кроме того, Декларация продолжила системное описание важнейших параметров модернизации образовательного пространства Европы.

В соответствии с обязательствами по присоединению к Болонской Декларации Казахстан должен до 2020 года осуществить ряд мероприятий. Болонской Декларацией устанавливается принятие системы легко понимаемых и сопоставимых академических степеней, основанных на двух основных циклах – достепенном и послестепенном. В этой связи в Казахстане с 2004г. введена многоступенчатая структура высшего и послевузовского образования: бакалавриат – магистратура – докторантура (PhD). Данная структура нашла своё правовое закрепление в новом Законе Республики Казахстан «Об образовании» (2007).

Согласно Болонской Декларации признание образовательных программ обеспечивается введением системы зачётных единиц или кредитов. Поэтому для международного признания национальных образовательных программ, обеспечения мобильности студентов и преподавателей, а также повышения качества образования и обеспечения преемственности всех уровней и ступеней высшего и послевузовского образования в вузах республики внедрена кредитная технология обучения. [1]

В этой ситуации проблема адаптации студентов к условиям обучения в вузе, реализующем кредитную технологию, становится необычно актуальной.

Как известно, пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена окружающей его среды. Процесс адаптации имеет место тогда, когда обычное, привычное поведение вообще или мало эффективно и необходимо преодоление затруднений, связанных именно с новизной условий. Именно с такими затруднениями, связанными с новизной условий, сталкивается бывший школьник при поступлении в вуз. Процесс вхождения студента в образовательное пространство вуза и при традиционной системе обучения далеко не всегда был легким и безболезненным. Студенты и раньше испытывали трудности адаптационного периода. Но в настоящее время к тем трудностям, которые испытывали студенты раньше, добавляются еще и трудности обусловленные реализацией кредитной технологии обучения.

Большая часть объёма учебной работы в условиях кредитной технологии студентами проделывается самостоятельно. Здесь специфичной для студента является уже самостоятельная организация учебной деятельности, новые формы и методы обучения, балльно-рейтинговая система оценка знаний – все это является для студентов первого курса новым и непривычным, так как они недостаточно подготовлены к подобной  системе обучения, существенно отличной от школьного образовательного процесса. В связи с этим, полагаем, что проблема адаптации студентов к обучению в вузе, реализующем кредитную технологию обучения, является актуальной и заслуживает особого внимания со стороны педагогов-практиков, организаторов обучения и ученых.

Влияние адаптации человека к новым условиям на качество выполняемых им социальных требований, многообразие и сложность адаптации как процесса обусловили пристальное внимание к рассматриваемому явлению со стороны представителей многих наук.

Так, проблемы адаптации нашли свое отражение в трудах таких исследователей, как Андреева Д.А. [2], Асеев В.Г. [3], Александров Г.Н. [4], Балл Г.А. [5], Березин Ф.Б. [6], Лагерев В.В. [7], Маклаков А.Г. [8], Медведев В.И. [9], Реан А.А. [10], Сеченов И.М. [11], Меерсон Ф.З. [12], Ротенберг В.С., Аршавский В.В.  [13] и др.

Проблемы адаптации студентов в вузах  России и Казахстана изучались  такими учёными, как Аливердиева И.А. [14], Ларионова Л.И. [15], Петров Б.М. [16], Дерманова И.Б. [17], Калызаева Н.Г. [18], Шафажинская Н.Е. [19], Охремчук С.Н. [20], Кулахметов Б.И. [21], Туркпенова С.Ж. [22], Дусманбетов Г.А. [23], Аубакирова Р.Ж. [24].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема адаптации студентов к условиям вуза изучена достаточно хорошо. Данная проблема активно изучалась в 80-90 годах XX столетия. Но с 2004г. в вузах Казахстана введена кредитная технология обучения, что предопределило необходимость исследовать проблему адаптации студентов к вузу, реализующему кредитную технологию обучения. Изученная нами литература показывает, что проблема адаптации студентов к обучению в вузе при кредитной технологии практически не изучена.

Таким образом, сложилось противоречие между изменившимися условиями современного вуза в связи с внедрением кредитной технологии обучения и недостаточной изученностью процесса адаптации к обучению в новых условиях, что и определило тему магистерской диссертации: «Особенности адаптации студентов современного ВУЗа».

Отметим, что «современный» вуз в нашем понимании это любой казахстанский вуз, реализующий кредитную технологию обучения, которая стала обязательной для всех вузов РК с 2006г.

Объект исследования – адаптация студентов в условиях современного вуза.

Предмет исследования – адаптация студентов в условиях кредитной технологии обучения как аспект образовательного процесса вуза.

Цель исследования – изучить процесс адаптации студентов в современном вузе и выявить его особенности в связи с внедрением кредитной технологии обучения. 

В соответствии с целью исследования выдвигается следующая гипотеза: если в ходе адаптации студентов наряду с традиционными адаптационными мероприятиями проводить специально организованную работу по разъяснению характера, содержания, условий организации образовательного процесса по кредитной технологии обучения, то это станет предпосылкой успешной учебной деятельности студентов, так как будут реализованы все возможные формы адаптации студентов-первокурсников – формальная, социальная и дидактическая.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие  задачи: 

1. Уточнить сущность и содержание базовых понятий «адаптация» и «адаптация студентов» и дать рабочее определение понятию «адаптация студентов к кредитной технологии обучения».

2. Определить совокупность возрастных особенностей студентов, обеспечивающих процесс адаптации к обучению в вузе.

3. Выявить основные трудности адаптации студентов к обучению  в условиях кредитной технологии обучения.

4. Теоретически обосновать и разработать программу адаптации студентов к обучению в вузе в условиях кредитной технологии обучения.

5. Проверить в экспериментальной работе программу адаптации студентов к обучению в вузе в условиях кредитной технологии обучения.

6. Выработать совокупность рекомендаций по адаптации студентов к условиям вуза при реализации кредитной технологии обучения.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют личностно-динамический подход к изучению проблемы адаптации, педагогические концепции сущности, содержания и путей педагогической поддержки обучающихся в образовании; положения об ученическом коллективе как эффективной адаптирующей среде, нормативные положения и Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения

Методы исследования:

на теоретическом этапе: аннотирование, рецензирование, выписка данных, цитирование, анализ научной литературы;

на практическом этапе: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностические методы (тест тревожности Т.А. Немчина, опросник САН), констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент;

на аналитическом этапе: методы анализа и обобщения результатов, методы математической обработки данных (критерий t-Стьюдента).

Ведущая идея: Успешной адаптации студентов-первокурсников будет способствовать специально-организованная работа по разъяснению особенностей обучения в вузе, реализующем кредитную технологию обучения.

Научная новизна исследования состоит в том, что изучены особенности адаптации студентов к условиям обучения в современном вузе, реализующем кредитную технологию обучения; обоснована и разработана адаптационная программа, благодаря которой студенты могут более успешно адаптироваться к условиям обучения в вузе с кредитной технологией обучения, программа проверена в опытно-педагогической работе и доказана её эффективность.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлена совокупность особенностей адаптации студентов в условиях кредитной технологии обучения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что 

разработана и внедрена в практику программа адаптации студентов первого курса к условиям вуза, реализующего кредитную технологию обучения, которая поможет снять трудности адаптационного периода и сократить его длительность; выработана совокупность рекомендаций по адаптации студентов к условиям вуза при реализации кредитной технологии обучения.

На защиту выносятся:

1. Рабочее определение понятия «адаптация студентов к кредитной технологии обучения».

2. Перечень основных трудностей адаптации студентов в условиях кредитной технологии обучения.

3. Программа адаптации студентов первого курса к условиям вуза, реализующего кредитную технологию обучения.

4. Методика апробации программы адаптации студентов первого курса к условиям вуза, реализующего кредитную технологию обучения.

5. Рекомендаций по адаптации студентов к условиям вуза при реализации кредитной технологии обучения.

Этапы исследования:

Первый этап (сентябрь 2008 года – декабрь 2008 года). Определение темы диссертационной работы, формулирование научного аппарата исследования, изучение психолого-педагогической литературы по проблеме адаптации студентов, выявление состояния данной проблемы в теории и практике педагогического процесса вуза. 

Второй этап (январь 2009 года – август 2009 года). Разработка программы экспериментальной работы; подбор методик исследования, проведение констатирующего эксперимента, выявление основных трудностей адаптации студентов в условиях кредитной технологии обучения. 

Третий этап (сентябрь 2009 года – октябрь 2009 года). Проведение по разработанной программе формирующего эксперимента по адаптации студентов первого курса к кредитной технологии обучения.

Четвёртый этап (октябрь 2009 года – май 2010 года). Обработка результатов формирующего эксперимента по адаптации студентов первого курса к кредитной технологии обучения, подведение итогов, анализ и оформление результатов исследования, оформление диссертации. 

База исследования: ЕНУ им. Л.Н. Гумилёва, Казахский аграрно-технический университет им. С.Сейфуллина.

Достоверность результатов исследования подтверждается применением метода математической обработки (критерий t-Стьюдента), качественным и количественным анализом эмпирического материала.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования прошли апробацию на заседаниях кафедры педагогики ЕНУ Л.Н. Гумилёва, были опубликованы три статьи по теме диссертации: 1) Проблемы и особенности адаптации студентов в условиях современного вуза//Сборник материалов Республиканского научно-практического семинара. – Астана, 2008. – С. 196-199; 2) Основные подходы к понятию «Адаптация»//Сборник материалов международной научно-практической конференции «Национальное составляющее истории образования и науки Казахстана». Аркалыкский государственный педагогический институт имени Ы.Алтынсарина. – Аркалык, 2009. – С. 182-185; 3) Особенности адаптации студентов к кредитной технологии обучения//Сборник материалов международных IX Байконуровских чтений «Межнациональное взаимодействие в условиях полиэтничности общества». – Жезказган, 2009. – С. 77-82.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. 

Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы компоненты научного аппарата. 

В первой главе «Теоретические основы адаптации студентов в условиях вуза» раскрыта сущность и содержание базовых понятий «адаптация» и «адаптация студентов», введено рабочее определение понятия «адаптация студентов к кредитной технологии обучения», рассмотрено влияние возрастных особенностей студентов на процесс адаптации к условиям вуза, выявлены основные трудности адаптации студентов к кредитной технологии обучения.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по адаптации студентов к обучению в условиях КТО» теоретически обоснована и разработана программа адаптации студентов в условиях кредитной технологии обучения, проведена экспериментальная работа и выработаны рекомендации по адаптации студентов к условиям вуза, реализующего кредитную технологию обучения. 

В заключении подведены итоги работы, сформулированы выводы. 

Библиография представлена списком литературы из 80 источников. 

Приложения содержат дополнительный материал, который не вошел в основное содержание диссертационной работы.