СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение …………………………………………………………………………..   3

1.  Метод проектов  в обучении иностранному языку в средней школе …   6

1.1 Цели и особенности обучения иностранному языку на  среднем этапе …….   6

1.2 Метод проектов как педагогическая технология …………………………... 10

1.3 Специфика использования проектной методики на уроках  иностранного 

      языка …………………………………………………………………………... 20

2. Экспериментальное изучение использования метода проектов на 

уроках английского языка на среднем этапе в средней школе …………..   28

2.1 Подготовка учителя к организации проектной деятельности …………………..  28 

2.2 Условия эффективности использования метода проектов в обучении английскому языку на среднем этапе …………………………………………...  40

2.3 Анализ применения метода проектов в рамках педагогической  практики ..................................................................................................................................   43

2.4 Экспериментальное подтверждение эффективности использования метода проектов ………………………………………..................................................  50

Заключение ……………………………………………………………………....  58

Список использованной литературы ………………………………………… 60

Приложение

Введение
 
В связи с расширением и качественным изменением характера международных контактов во всех областях деятельности и превращением Республики Казахстан в открытое общество значительно возрос интерес к изучению иностранного языка. Он становится важным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса. 
Это способствует повышению статуса иностранного языка как общеобразовательного школьного предмета. Но сегодня образование должно дать человеку не только сумму базовых знаний по предмету, в том числе и по иностранному языку, но и умение самостоятельно воспринимать и осваивать новые знания, новые формы и виды деятельности. Поэтому на современном этапе кроме практического овладения иностранным языком провозглашается развитие личности школьника, желающей и способной участвовать в межкультурной коммуникации, развитие умений критического мышления, культуры умственного труда, умений нешаблонно и быстро подходить к решению разнообразных проблем, умений самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Для реализации целей современной системы образования мировая педагогика взяла ориентир на личностно-ориентированный подход. Наряду с такими методами, как обучение в сотрудничестве, дискуссии, ролевые игры проблемной направленности, «Портфель ученика» метод проектов наиболее полно отражает основные принципы личностно ориентированного подхода, базирующегося на принципах гуманистического направления в психологии и педагогике.
Метод проектов, будучи по сути своей комплексным методом, предполагает использование практически всех перечисленных выше методов обучения. Мы придерживаемся определения и интерпретации данного метода, предложенного Е.С.Полат: «Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий  с обязательной презентацией этих результатов»
Практически все исследования, которые проводились известными учеными в области педагогики, в основном, касались вузовского образования или старшего этапа обучения в школе. Вместе с тем, метод проектов может и должен использоваться на разных ступенях и этапах обучения. Разумеется, эффективность использования данного метода во многом зависит от детальной, технологической его проработки для определенного этапа обучения, исследования целого комплекса задач, связанных со спецификой предметной области, уровнем обученности, стандартом образования. Однако технология использования метода проектов в обучении иностранным языкам учащихся на среднем этапе общеобразовательной школы до сих пор не разработана. Этим обусловлена актуальность данного исследования.
Целью данной работы является создание теоретически обоснованной и экспериментально проверенной методики организации учебного процесса с использованием метода проектов на среднем этапе обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе.
Для выполнения поставленной цели предполагаются следующие задачи:
        - обобщить основные методологические и теоретические подходы к исследованию применения метода проектов как эффективного способа обучения английскому языку;
       - определить специфику применения метода проектов при обучении учащихся иностранному языку на среднем этапе;
       - определить последовательность действий преподавателя при подготовке и проведении проектной деятельности;
       - проанализировать собственный опыт использования проектной методики в системе учебных и внеучебных занятий на средней ступени обучения (8 классы).
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс обучения английскому языку с использованием метода проектов на среднем этапе общеобразовательной школы.
Предметом исследования является разработка методики организации и проведения проектной деятельности для эффективного усвоения лексики и грамматики на среднем этапе общеобразовательной школы.
Рабочая гипотеза данной работы  состоит в том, что если создать условия, в которых будут определены роль и место метода проектов в учебном процессе и на стадии разработки технологии проектирования, то будет обеспечена эффективность данного метода обучения иностранному языку учащихся на среднем этапе общеобразовательной школы.
Научная новизна исследования состоит в том, что предпринимается попытка разработки методики организации и проведения проектной деятельности учащихся на среднем этапе обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе. Определена специфика организации проектной деятельности учащихся на уроках иностранного языка и разработана система заданий для подготовки к проектной деятельности и для ее проведения. 
Теоретико-методологической основой данной дипломной работы явились фундаментальные исследования  ученых как:  И.Л. Бим,  Е.С. Полат, И. А. Зимней, Дж. Дьюи, Н. А. Сарсембаевой, С.С. Кунанбаевой, Т.Е  Сахаровой. И. Чечель, L.Fried-Booth и др.
Экспериментально-практической базой для настоящего исследования послужила средняя школа-лицей № 32 г. Астаны. В эксперименте участвовали учащиеся 8 классов.
Основными методами исследования явились: метод наблюдения, метод анкетирования, метод опроса, метод эксперимента и тестирования.
Цель и задачи данного дипломного исследования определили структуру работы, которая состоит из содержания, введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы. 
Теоретическая   значимость исследования заключается в теоретическом обосновании проектного метода обучения английскому языку и разработки  технологии использования данного метода  при обучении английскому языку на среднем этапе общеобразовательной школы.
Практическая ценность состоит в том, что разработаны методические рекомендации по организации учебного процесса по иностранным языкам с использованием метода проектов на среднем этапе, которые могут быть использованы в школе, а также на практических семинарах по методике преподавания ИЯ.
        Во введении кратко изложены аспекты исследования, объект и предмет исследования, его актуальность, научная новизна, цели, задачи, теоретическая и практическая ценности.
        В первом разделе дается определение понятию «метод проектов», представлена попытка теоретического анализа метода проектного обучения английского языка как современной педагогической технологии, дана роль проектной методики в современном образовании и краткий обзор истории метода проектов, а также рассмотрение его основных характеристик. Кроме того в первом разделе определены особенности использования метода проектов на уроках иностранного языка.
Во втором разделе рассматривается эффективность применения метода проектов на практике, а также представлена технология применения и способы проектирования на уроках английского языка.
В приложении представлена циклограмма уроков, предусматривающая проектную деятельность, а также памятки ученикам, содержащие правило организации проекта.
В заключении подведены итоги проведенного исследования.