СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ3

 

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ6

1.1 Социально – психологическая характеристика групп.6

1.2 Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой11

1.3 Структура межличностных отношений на разных этапах обучения14

1.4 Особенности общения подростков.24

 

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В 9- 11 КЛАССАХ.33

2.1 Описание выборки и методик33

2.2 Анализ полученных данных исследования35

2.3 Выводы и предложения49

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.50

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ51

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

 

Становление личности индивида не может рассматриваться в от-рыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включа-ется.

Природа межличностных отношений в любых общностях доста-точно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональ-ные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реали-зует себя, отдавая об-ществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её дея-ния явля-ются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения  самых разнообразных по форме, содержа-нию, ценно-стям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформаль-ных объединениях, - индивид про-являет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отно-шений с другими.

Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного ро-да связей и отношений. В детских и подростковых группах складыва-ются межличностные отно-шения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Не-смотря на то, что проявления межличностных отно-шений в каждой кон-кретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрас-тных этапах действуют общие закономерности их становления и разви-тия.

Первая из них отражает обусловленность природы межличностных отношений тем местом, которая возрастная социальная группа занимает в обществе. Вторая ха-рактеристика межличностных отношений – это их за-висимость от совместной дея-тельности, которая в любую историческую эпоху опосредствует развитие межлично-стных отношений в группе, оп-ределяет их строение. Третья особенность межлично-стных отношений за-ключается в их уровневой природе – сколько-нибудь сложив-шаяся группа имеет определенный уровень развития, от которого зависит наличие или отсутствие тех или иных её социально-психологических особенностей и характер её влияния на индивидов.

Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей осо-бой социальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л.С. Выготским для характеристики развития личности ребенка внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно – исторической системы его отношений с социальной действи-тельностью. Понятие социальной ситуации развития может быть приме-нено и к характеристике детской группы.

Это, прежде всего объективные условия существования данной группы, опреде-ляемые исторической эпохой, культурой и пр.

Другим компонентом социальной ситуации развития детской группы является её объективный социальный статус, определяемый, пре-жде всего положением детства как социально – возрастной группы в структуре общества. 

Помимо объективных условий социальной ситуации развития дет-ской группы существует субъективный аспект социальной ситуации раз-вития. Он представлен социальной позицией, т.е. отношение членов дет-ской группы к этим объективным ус-ловиям , статусу, и их готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответ-ствии с ней.

Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содер-жание меж-личностных отношений в детских группах. В детских и подро-стковых группах могут быть выделены функционально – ролевые, эмо-ционально – оценочные и личностно – смысловые отношения между сверстниками. 

Эмоционально – оценочные отношения выявляются в непосредст-венном взаи-модействии детей, отражая систему их предпочтений. Знание этих отношений позво-ляет ответить на многие вопросы, связанные с по-ведением ребенка. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения – симпатии, антипатии, дружеские предпочтения и т.д.

В последнее время, с притоком новых социальных взглядов, когда многое ме-няется и нажитое за последние десятилетия переходит в небы-тие необходимо нахо-дить новые цели, новые способы деятельности, ко-торые бы давали нам больше, по-зволяли бы более продуктивно работать в новой сложившейся ситуации.

Исходя из этого актуальность данной темы определяется следующи-ми аспектами: наше внимание должно затрагивать особую ситуацию разви-тия детей данного возраста, в данном случае 15 – 17 лет; необходимо найти точки соприкосновения изменяющегося мира и процесса становле-ния такого вида деятельности ребенка в этом возрасте, как эмоционально – личностное общение, а также уточнить влияние сложившейся социаль-ной ситуации на него;  следующим аспектом можно назвать необходи-мость изучения мотивов эмоцио-нального выбора в межличностных отно-шениях подростков что в свою очередь вы-ражается необходимостью из-менений в воспитательной работе школы, в связи с по-явлением новых воспитательных технологий. Большинство этих технологий нахо-дится только в стадии теоретической разработки и требуют скорейшей практи-че-ской апробации, в то время как различные технологии обучения до-вольно успешно практикуются многими школами на всей территории РК.

В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обо-значенных проблем и оказать реальную помощь в которой нуждается  практика современной общеобразовательной школы.

Эти исследователи, так или иначе, сходятся в признании того огром-ного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Л.И. Божович [1] отличает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяется возможностью широкого общения со сверстниками. В процессе общения у подростков могут воз-никать различные затруднения.

Такие трудности в общении являются одной из сложных проблем в психологии. Проблема затруднений (или “барьеров” общения) в качестве объекта специального исследования изучается отечественными и зару-бежными психологами с середины 20 века (Д.Кати, Л.Ли, Г.Лассвеля, М.Андерсон, Е.С. Кузьмин, Б.Д.Парыгин. Б.Ф..Ломов, Н.Л.Коломинский, Е.А.Климов и др.)

В учебной деятельности затруднения взаимодействия между учени-ками внутри класса исследовали психологи Н.В.Кузьмина, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, В.А.Кан-Калик, Е.В.Цуканова, В.В.Рыжов, Л.А.Поварницина и др.

Целью дипломной работы является выявление межличностные коммуникации на различных этапах обучения

Задачами дипломной работы являются:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам обще-ния  на различных этапах обучения

2. Изучение коммуникативных способностей подростков с целью вы-явления основных причин, вызывающих затруднения в общении.

3. Изучение личностных особенностей подростков с целью установ-ления зависимости коммуникативных способностей от личностных осо-бенностей и составление психокоррекционной программы по профилак-тике и преодолению трудностей общения подростков.

Объектом исследования в работе являются ученики 9 класса и 11 классов. Предметом исследования является уровень коммуникативных спо-собностей 

Методы исследования:

- изучение литературных источников;

- методики диагностики уровня коммуникативных способностей лич-ностных особенностей испытуемых (тест Кэттеля)

В качестве объекта исследования неслучайно выбраны ученики стар-шего подросткового возраста, т.к. они находятся на промежуточном этапе между переходом от подросткового возраста к юношескому, где центральным новообразованием становится общение школьника [2]. Пси-хологическую базу для данного новообразования составляет наличие спо-собностей и потребностей [3]. Это, прежде всего, потребность в общении и владение способами его построения. Очень важно, чтобы коммуника-тивные способности были сформированы в подростковом возрасте, а для этого необходимо выявить и устранить причины, вызывающие затрудне-ния у подростков в процессе общения.