<!-- @page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } H1 { margin-bottom: 0.11cm; page-break-after: avoid } H1.western { font-family: "Arial", sans-serif; font-size: 16pt; font-weight: bold } H1.cjk { font-size: 16pt; font-weight: bold } H1.ctl { font-family: "Arial", sans-serif; font-size: 16pt; font-weight: bold } P { margin-bottom: 0.21cm } A:link { color: #000080; so-language: zxx; text-decoration: underline } -->

Содержание

Введение 3

1 Основные тенденции перехода на новую модель среднего образования 6

1.2 Мировые тенденции развития среднего общего образования и основные факторы, обуславливающие переход на новую модель среднего образования 6

1.2 Цель и задачи новой модели среднего общего образования 8

1.3 Особенности учебно-воспитательного процесса в новой модели общего среднего образования 10

1.3.1 Принципы организации учебно-воспитательного процесса 10

1.3.2 Общие требования к уровню подготовки обучающихся в основной школе 12

1.3.3 Характеристика целей, задач и результатов обучения образовательной области «Естествознание» 15

1.3.4 Структурные особенности новой модели среднего образования 17

2 Методика формирования информационных ключевых компетентностей в процессе изучения раздела «Кинематика» 20

2.1. Формирования ключевых компетентностей в изучении раздела «Кинематики» в 7 классе 20

2.1.1.Пример поурочного планирования в изучении кинематики 23

2.2.2 Методика разработка стенда для 7-х классов 30

2.2 Формирование информационных ключевых компетентностей в процессе изучения «Кинематики» в 9-х классах 34

2.2.1 Примерное поурочное планирование раздела «Кинематика в 9-х классах 41

2.2.2 Методика разработка стенда для 9-х классов 67

2.3 Практика использования мультимедиа-технологий 68

в обучении физике в школе 68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72

Приложение А - Результаты ЕНТ 2004-2008 годы 73

Приложение Б - Статистические данные по результатам ПГК 9 классов 2006-2008 годы 74

Список использованных источников 77

 

 

Введение

Информационно-образовательная среда современного школьника насыщена множеством источников информации. Содержание информации, наполняющей эти источники, претерпевает непрерывные изменения. Особенностью этих изменений является стремительное обогащение континента виртуальной составляющей современной информационной среды. Действующий на сегодня в системе образования и в секторе индивидуального пользования парк компьютеров, а также предложенное массовой школе программное обеспечение к ЭВМ позволяют оценить виртуальную среду как уже достаточно подготовленное к полномасштабному использованию в обучении средство повышения его эффективности. Компетентность учащихся становится краеугольным камнем новой системы образования. Учащиеся наряду со знанием должны получать опыт практической деятельности, умение использовать полученные знания в реальной жизни. Компетенция становится сферой отношений, существующих между знанием и действием в жизненной практике.

Компетенция (competentia) в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентность в определенной области - это обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Конкретизация целей образования ведет к определению ключевой компетенции, которая фокусирует главное содержание предмета, концентрирует изучаемый материал и, самое главное, в представлении обучающихся создает целостное представление об изучаемом объекте окружающей его действительности. Опыт практически всех западноевропейских стран, перешедших на компетентный подход, доказывает, что дети применяют полученные знания не только в школе, но и используют их для решения проблем повседневной и профессиональной и социальной жизни.

Ключевая компетентность конкретизируется на уровне образовательных областей. Если раньше каждый предмет включал независимый от других дисциплин обязательный состав учебного материала, соответствующий определенному уровню развития науки, то новый подход ставит перед каждой отдельной дисциплиной, по крайней мере, две задачи. Прежде всего, все предметы представляют какую-либо обширную научную сферу и образуют образовательные интегрирующие области знания и с другой стороны, содержание каждой учебной дисциплины должно быть направлено не только на освоение заданного объема знаний, но включать такие особенности, которые будут иметь для учащихся социальную и личную значимость. Предметная компетенция должна установить, чему и как можно научить школьников. Таким образом, образование призвано открыть обучающимся мир в его целостности, формировать отношения к действительности, осознание своего места в окружающем мире.

При изучении физики на основном и профильном уровнях учащиеся должны освоить практику сочетания в учебном познании новых и традиционных способов работы в предметной информационной среде. При этом важно, чтобы они овладели общими подходами к восприятию, обработке и использованию информации по физике независимо от того, представлена ли она устной речью, книгой или размещена на электронном носителе. Решение этих задач определяет новый более высокий уровень развития информационной культуры школьников.

Актуальность темы исследования определяется тремя основными факторами:

1) объективными изменениями в среде обучения, появлением и развитием в ней цифровых образовательных ресурсов, а также новых средств обработки учебной информации;

2) важностью формирования у подрастающего поколения умений оперативно ориентироваться в информационно-образовательной среде, отбирать и использовать в учении оптимальный комплекс источников информации, эффективно применять в изучении основ наук новые технологии ее поиска и обработки;

3) необходимостью разработки в условиях обновления системы средств обучения методики и технологии формирования у учащихся важнейших составляющих их предметной информационной культуры.

В целом можно отметить, что на пути перехода к новой модели среднего общего образования требуется формирование ключевых компетентностей, а методических работ по данной теме нет. В связи с этим тема дипломной работы «Формирование ключевых компетентностей в процессе изучения раздела КИНЕМАТИКИ» является актуальной.

Цель исследования: разработать методику формирование ключевых компетентностей в процессе обучения физике у обучающихся средствами наглядности.

Гипотеза исследования: если в качестве наглядности в кабинете физики использовать стенды, изготавливаемые с помощью информационных технологий совместно с обучающимися, то это позволит, учитывать их предметные информационные предпочтения и достаточно часто обновлять информацию, так как в отличие от стационарных стендов появится возможность согласовывать изучаемые темы с информацией на стендах и начать формирование ключевых компетентностей в процессе изучения физики.

Цель и гипотеза исследования определили содержание задач исследования:

  1. Выполнить теоретико-методологический анализ проблемы исследования, изучить состояние ее решения.

  2. Уточнить содержание предметной информационной культуры учащихся, выявить дидактические условия, способствующие ее росту, и основные направления развития в процессе обучения физике.

3. Разработать методику формирования у учащихся обобщенных умений в работе с учебными объектами комплексной (двухкомпонентной) информационной среды при обучении физике.

4. Разработать технологию обучения в двухкомпонентной среде, направленную на формирование у учащихся предметной информационной грамотности и компетентности и описывающую процедурно-операционные модели деятельности учителя и учащегося; создать соответствующую данной технологии систему дидактических материалов для организации самостоятельной работы учащихся с источниками учебной информации по физике.

Для решения поставленных задач использовались эмпирические и теоретические методы исследования.

Эмпирические методы включали в себя: анализ нормативных документов, определяющих содержание учебного процесса; изучение педагогического опыта; анализ системы источников информации, используемых в школьной практике, и дидактических средств обучения; изучение результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования в психологии, дидактике, теории и методике обучения физике.

Научная новизна проведенного исследования заключается в разработке новой методики формирования информационной компетентности в процессе обучения физике на примере раздела «Кинематика».

Практическая значимость исследования определяется разработкой макетов стендов на электронных и бумажных носителях для изучения раздела «Кинематика» в 7 и 9 классах.

Основное содержание дипломной работыю.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, списка использованных источников и 2 приложений. Общий объем работы составил 77 страниц.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Общий объем дипломной работы составил 76 страниц.

Во введении обосновывается актуальность исследования, формули­руются цель, гипотеза и задачи исследования, называются основные этапы исследова­ния, определяются методы исследования, научная и практическая значимость работы.

Первая глава носит теоретический характер и представляет одну из основ выполненной работы. Во второй главе описана методика исс­ледования, рассмотрены и обоснованы результаты исследования. В заключении определены основные итоги работы. В Приложении содержатся промежуточные результаты исследования.

Новая методика формирования информационной компетентности была апробирована через публикацию статьи «ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В ШКОЛЕ» в республиканском научно-практическом журнале «12-летнее образование» МОН РК.