План

Введение-------------------------------------------------------------3-6

I-Глава История и современность

1.1Проблемы истории в художественном мире М. Шаханова----------------------------------------------------------------------7-26

1.2Формирование шахановского мышления---------------27-34

II- Глава Народная, человеческая судьба в поэзии М.Шаханова

2.1 О мировой цивилизации, о нравах эпохи------------------------------------------------------------------------------------------------35-45

2.2 Итоги молчаливых поступков---------------------------46-53

Заключение-------------------------------------------------------54-55

Список использованной литературы----------------------56-57

 

Введение

Мухтар Шаханов, народный писатель Казахстана, широко известен не только в нашей стране, но и за рубежом.

Шаханов как выдающийся поэт современности, стоит на видном месте.

Казахская литература как основополагающая часть духовной культуры народа, имеющего богатые вековые традиции, детерминирует необходимость постоянного системного и многоаспектного изучения.

Теоретическое осмысление различных периодов истории литературы позволяет определить роль и место духовных постижений народа в диахронном и синхронном аспектах, что дает возможность осуществить реальные шаги вхождения суверенного Казахстана в общечеловеческий научно- культурный процесс.

Современная духовно-культурная ситуация Казахстана настоятельно требует определения дальнейших ориентиров развития личности и общества. Разрешение данной задачи естественным образом связано с проблемой нравственного развития человека, которая в свою очередь является ключевой в художественной литературе и фольклоре.

Мухтар Шаханов-личность поистине значительная, сочетающая в себе и мастера художественного слова, и талант, и как публицист, и как политик.[1]

Мухтар Шаханов – явление в литературном мире настолько сложное и многомерное, что неудивительно появление огромного списка научных работ, посвященных его творчеству.

Голос поэта трибуна Мухтар Шаханова в разные годы звучал и говорил нам, с чем нельзя примириться. Порой направлял и предостерегал. Ныне этот голос зазвучал с новой силой, но уже в мировом масштабе.

Имя Мухтара Шаханова, народного писателя Казахстана, народного поэта Кыргызстана, хорошо известно читателям многих стран.

Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор писал о нем: «Мухтар Шаханов- поэт мирового значения.

Его поэзия основана на личном опыте или на извлечении уроков из морали, заложенной в остроумных историях.

Он сосредоточил на выборе таких ценностей, которые возвышают наше существование»

Добрые слова о поэзии М.Шаханова сказали Д.Кунаев и А Акаев, Е. Евтушенко и Д. Эшберн, Г. Мусрепов и К. Маржик. .

Мухтар Шаханов это звезда мирового уровня. Говорит Елена Гринцель. Он, как Пушкин. Также хорошо известен миру. Чего стоит его поэма «Заблуждение цивилизации», которая переведена на многие языки и за короткое время получила всемирную известность.[2]

А «Тайна, унесенная Чингисханом» в которой проглядывается идея победы беззащитного Добра над бесчинствующим Злом, противостояние могучего тирана, покорившего полмира, и могучего тирана, покорившего полмира, и слабой женщины, ответственность за совершенные поступки

В казахской литературе страстный и прогрессивный, социально- ориентированный талант Мухтара Шаханова постоянно действует в головном дозоре духовных поисков общества.

В семидесятые годы он одним из первых бил набат о прогрессирующей духовной анемии в среде своих отечественников.. В восьмидесятые призывал всех на бой за спасение усыхающего Арала, мелеющего казахской молодежи, выступившей в декабре 1986 года против тоталитарного режима.

И вот теперь. Поэт вновь напоминает нам об оскудении благоразумия и благородства. Ошибки цивилизации. Диагноз – устрашающий. Но Мухтар Шаханов вполне уверен в том, что предельно яростный пафос его творчества в достоточной мере обладает неким шокотерапевтическим эффектом и заставит людей всерьез задуматься над своими поступками..

Столетие XX века (90-е годы) характеризуется выдвижением на первый план общечеловеческих ценностей. Литературоведы рассматривают творчество М.Шаханова в аспекте мирового литературного процесса.

Опираясь на народную эпическую традицию и художественный опыт предшественников, Мухтар Шаханов открывает новые горизонты самобытной национальной литературы. Проникновение во внутренний мир человека становится характерной чертой шахановской прозы.

Именно такой формой является поэма Шаханова «Заблуждение цивилизации» - выдающаяся поэма-эпопея нравственных тревог, проникающая как шаровая молния из недр Центральной Азии в «черные дыры» западно-европейского пространства.

Этот казах не довольствуется призывом к морали графини Марион Денхофф «Цивилизации капитализм!», хотя ему и очень созвучен голос из Германии, требующей от нас на Западе «минимального морального консенсуса», мол, иначе европейское сообщество однажды также рухнет, как это произошло с социалистической системой.[3]

Но для Шаханова границ для свободы не существует. В своем послании он обращается ко всем людям, а не только к народам Запада. Послушайте нас, призывает поэт, представьте же, как нам жилось, пока завоеватель Чингисхан не уничтожил наши оазисы. Вы полагаете, что окончательно преодолели Гитлера!

Но посмотрите, его презрение к народам и культуры вы найдете повсюду и сегодня, и в этом он истинный наследник страшной памяти монгольского тирана. Поищите предупреждение об опасности и рецептах антикультурной революции ХХ века Алена Даллеса, который всеми средствами готов был разложить народы Востока, чтобы «освободить их от коммунизма»… Оглянитесь вместе с нами, пока не поздно. Созданная вами цивилизация в какой-то степени сеть заблуждения…

Данная дипломная работа рассмотрит творчество известного поэта современности М. Шаханова, имя которого известно в мировом масштабе.

Целью дипломной работы явилось изучение жанра поэта, его разновидности, важные духовно-нравственные проблемы современности в его произведениях.



[1] Преданность творчеству // Казахстанская правда.-2003.-№5

[2] М. Шаханов Заблуждение цивилизации.-Алматы,2002.-с.5

[3] Пусть его запомнят как поэта // Литературная газета.-2000.-№62