ПЛАН


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ. КАК МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ………………………………………………....9
1.1Лига Наций и ООН: одна история и современность………………………..….9
1.2. Генеральной ассамблеи ООН………………………………………………….17

ГЛАВА 2. КАЗАХСТАН И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ………....22
2.1 Участие Казахстана в работе сессии и главных комитетов ГА ООН………..22
2.2 Сотрудничество Казахстана в рамках деятельности ООН……………..……29

ГЛАВА 3. ООН И МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО: ТЕНДЕНЦИИ. РАЗВИТИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………43
3.1.Современная политика ООН…………………………………………………...43
3.2. Деятельность и международное значение ООН на современном этапе……44



ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….….53


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...………57







ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной работы. Международные (межгосударственные) отношения составляют основу мирового политического процесса, участниками которого являются сотни государств, межгосударственных и неправительственных организаций. Его направленность, как и структура международных отношений, сложна, изменчива, зависима от соотношения сил на мировой арене. Особенно динамично международные отношения менялись в XX веке. Это связано с такими историческими событиями, как первая и вторая мировые войны, Октябрьская революция в России, возникновение и распад Советского Союза, и обусловлено появлением двух основных военно-политических группировок-НАТО и ОВД, крушением колониальной системы империализма, гонкой вооружений, возникновением глобальных проблем человечества.
Систему международных отношений можно рассматривать как сумму ее подсистем, образуемых взаимодействием различных политических субъектов. Эти субъекты различаются по уровню и характеру своего исторического, т. е. социально-экономического, политического и культурного развития, по политическому режиму и т. п. Устарело былое деление планеты на "три мира" - капиталистический, социалистический и развивающийся - в силу происшедших глубоких общественных перемен во многих государствах. Современную систему международных отношений, а следовательно, и мировой политический процесс можно рассматривать на глобальном, региональном и субрегиональном (локальном) уровнях.
Основу глобальной подсистемы почти с начала и до конца XX века составляли отношения между капиталистическими государствами и странами "советского блока" (по устаревшей терминологии - "мировой системы социализма"). Они характеризовались в основном острым противоборством, идейно-политической конфронтацией, экономическим соперничеством (вспомним хотя бы военную интервенцию против Советской России и "холодную войну").
В значительно меньшей степени эти отношения характеризовались сотрудничеством и взаимопомощью (создание антигитлеровской коалиции, разрядка международной напряженности в 70-х годах и проч.). Противоречие между двумя общественными системами проявлялось на всех континентах планеты, было самым глубоким, важным для судеб человечества, несмотря на противоречивость отношений между самими империалистическими странами. Оно определяло содержание и характер всей системы международных отношений, и потому являлось глобальным. Вместе с тем, оно было и тотальным, т. к. охватывало все сферы жизнедеятельности мирового сообщества - экономику, политику, культуру; даже спорт и быт. Мир, по сути, был биполярным (двухполюсным), вокруг оси взаимоотношений двух ядерных "сверхдержав" - СССР и США - вращалась вся система международных отношений.
После распада в конце 1991 года СССР исчез один из полюсов противостояния, однако мир не стал от этого неким политическим монополем. Соперничество в "холодной войне" ослабило не только бывший Советский Союз, но и США. Заместитель госсекретаря по политическим вопросам П. Тарнофф как-то признался: "Мы не располагаем влиянием, мы не склонны прибегать к военной силе, нам определенно не хватает денег, чтобы оказывать сильное давление, способное в обозримое время принести позитивные результаты". Динамика становления нового - многополярного мира сегодня определяется уже не числом новых центров силы, а логикой их совместного развития. Ведущие державы мира тесно согласовывают свою экономическую и внешнюю политику, что создает основу для управления глобальными и региональными процессами, возрождения идей мондиализма.
Региональную подсистему международных отношений образует взаимодействие таких объединений и группировок, как ЕЭС, ОЭСР, АСЕАН, ОАГ, ОАЕ, НАТО, в недалеком прошлом - СЭВ и ОВД. Эти отношения традиционно носят противоречивый характер. Хотя с исчезновением ОВД и СЭВ ушла европейская блоковая напряженность, однако объективно остается экономическое соперничество между США, странами Западной Европы и Японии. Возрастает конкуренция со стороны ОСЕАН, других новых индустриальных стран. В мировой политике сегодня выделяются следующие регионы: европейский (западный, центральный и восточный субрегионы), ближневосточный, азиатско-тихоокеанский, центрально-американский, северо-американский и др. В них проявляются как общие, так и особенные международные проблемы, в том числе в виде военных конфликтов (например, арабо-израильский).
После распада СССР одним из актуальных регионов стал СНГ. Подавленные тоталитаризмом общественные проблемы с силой распрямившейся пружины выплеснулись здесь в виде национальных, культурных, региональных конфликтов и войн, подорвав сложившуюся стабильность системы международных отношений. Те же противоречия всплыли на поверхность и в зоне бывшего "социалистического лагеря" - в Чехословакии и Югославии.
И, наконец, субрегиональную (локальную) подсистему международных отношений составляют, как правило, двухсторонние отношения государств в различных регионах планеты. Они часто оформляются двухсторонними договорами (соглашениями), определяющими содержание и характер этих отношений. Между ними также возникают военные конфликты (например, корейская война в начале 50-х годов, СССР - Китай - в конце 60-х годов, Китай - Вьетнам - в конце 70-х годов, Иран - Ирак - в 80-е годы. Ирак - Кувейт - в начале 90-х годов и др.).
Описанная система международных отношений образует определенный, постепенно меняющийся мировой порядок. Его пронизывают различные, часто противоположные по направленности и характеру, но тесно взаимосвязанные тенденции.
Одна из них состоит в неослабевающей противоречивости современного мира, несмотря на то, что борьба между государствами с противоположным общественным строем сошла на нет. В пестром мире все еще происходят революции (социально-политические, национально-освободительные) и контрреволюции, реформы и контрреформы, в нем протекают процессы интернационализации общественной жизни и рост национализма, демократизации обществ и вспышки неофашизма, усиление международной солидарности сопровождается актами терроризма. Борьба за мир перемежается с неутихающими региональными войнами, а протекавшая с ускорением гонка вооружений привела в итоге к снижению общей безопасности человечества. Мир интегрируется, образно говоря, "сужается" и одновременно становится более многоликим, как бы "расширяется".
С другой стороны, актуальные общечеловеческие проблемы все настоятельнее требуют конструктивного взаимодействия различиных государств в масштабе всей планеты и создают для этого необходимые предпосылки. Конкуренция, противоборство государств на международной арене все более дополняется их растущей взаимозависимостью. Диалектика развития международной жизни такова, что первой тенденции противостоит другая, которая заключается в нарастании сотрудничества, кооперации, становления целостности современного мира. Причем в масштабах планеты последняя тенденция становится ведущей. Ярким примером ее проявления может служить объединение в течение последнего двадцатилетия ранее разъединенных государств: Вьетнама, Йемена, Германии. Переговорный процесс по вопросу государственного объединения идет, хотя и трудно, между двумя корейскими и китайскими республиками.
Третья тенденция, пронизывающая современный миропорядок, состоит в демократизации и гуманизации международных отношений. Она набирает силу за счет вовлечения все большего числа граждан в сферу внешней политики ("публичная", или "народная" дипломатия), ее морализации, ориентации на интересы и права человека, деидеологизации и демилитаризации международных отношений. Примерами здесь могут служить заинтересованная реакция мировой общественности на аварию на Чернобыльской АЭС, землетрясение в Армении, оказание гуманитарной помощи народам экс-СССР. Демократизация международных отношений - это включение всех государств мира в решение важнейших проблем современности, координация своих действий с резолюциями ООН. Среди всех субъектов международных отношений особое место занимает ООН. Французский философ и политический деятель XVIII века Ж. Кондорсе писал: "Народы узнают, что они не могут стать завоевателями, не потеряв своей свободы, что вечные союзы являются единственным средством поддерживать их независимость, что они должны искать безопасности, а не могущества".  О необходимости подобных объединений писали также И. Кант, И. Фихте, наши соотечественники В. Ф. Малиновский, П. А. Столыпин и др.Преемником Лиги Наций стала ООН, учрежденная в 1945 году на основе добровольного объединения усилий суверенных государств в целях поддержания и упрочения мира, безопасности и взаимного сотрудничества. Одним из основателей этой международной организации был бывший Советский Союз. Сегодня в ООН входят свыше 180 государств планеты, а том числе - Российская Федерация. Местопребывание ООН - Нью-Йорк (США). Все государства - члены ООН имеют там своих представителей.
ООН действует в соответствии с уставом, который был подписан на конференции в Сан-Франциско представителями пятидесяти государств и вступил в силу 24 ноября 1945 года. Эта дата празднуется с тех пор как День ООН.
ООН имеет сложную, разветвленную структуру и функции. Прежде всего следует выделить два главных ее органа - Генеральную Ассамблею (ГА ООН) и Совет Безопасности (СБ ООН).
В состав ГА ООН входят все члены ООН, она имеет право обсуждать любые вопросы в рамках Устава ООН и давать по ним рекомендации государствам - членам ООН. ГА ООН собирается на очередные сессии один раз в год, а в случаях, предусмотренных уставом, - на чрезвычайные или специальные сессии. Она пользуется правами и осуществляет функции, предусмотренные Уставом ООН.
СБ ООН - постоянно действующий орган, который несет главную ответственность за поддержание мира и безопасности. Он состоит из 15 членов, из которых 5 постоянных (все ядерные державы) и 10 непостоянных, избираемых ГА ООН с учетом "справедливого географического распределения" . СБ ООН наделен широкими полномочиями по мирному разрешению споров между государствами, а также - по осуществлению коллективных действий от имени ООН. Главный принцип его деятельности - единогласие постоянных членов (не путать с консенсусом!), каждый из которых обладает правом вето (ст. 27 Устава). Согласно этому принципу, решение СБ по любому вопросу (кроме процедурного) может быть принято лишь при условии, если за него подано не менее 9 голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Так гарантируется эффективность и справедливость его действий.
Одним из постоянно действующих органов ООН является Секретариат, который возглавляет генеральный секретарь. Генсек ООН - главное должностное лицо с административными функциями. Он назначается ГА ООН по рекомендации СБ. Основные функции Секретариата - административно-техническое обслуживание комитетов и конференций ООН.
Важным органом ООН является Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), созданный в 1946 году. Он призван осуществлять под руководством Генеральной Ассамблеи задачи ООН в экономической и социальной областях. Его вспомогательными подразделениями являются 5 региональных комиссий (ЭСКАТО, ЭКА, ЭКЕ, ЭКЗА, ЭКЛА), а также - свыше десятка постоянных комитетов и комиссий.
В структуре ООН имеется около двух десятков специализированных учреждений, представление о которых дает их простое перечисление. Это - Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ, 1957 год), одна из функций которого - контроль за соблюдением Договора о нераспространении ядерного оружия; Организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО, 1946 год), в государствах - членах этой организации созданы соответствующие национальные комиссии; Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, 1946 год); Международная организация труда (МОТ, 1946 год); Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО, 1965 год, орган ГА ООН); Организация ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО, 1945 год); Международная организация гражданской авиации (ИКАО, 1944 1947 годы); Международная морская организация (ИМО, 1949 год); Международный валютный фонд (МВФ, 1944 год); Международный банк реконструкции и развития (МБРР, 1944 год). К специализированным учреждениям ООН относятся также Всемирный почтовый союз, Всемирная организация интеллектуальной собственности, Всемирная метеорологическая организация и др.
Таким образом целью работы является показать , что ООН - это универсальная международная организация и в то же время - политический механизм по обеспечению всеобщего мира и безопасности. В годы "холодной войны" эффективность деятельности ООН была невысокой, поскольку СССР и США блокировали многие важные решения. Но в годы нового политического мышления она стала возрастать. Так, с помощью ООН в 1988 году было достигнуто соглашение по Афганистану, а в 1991 году удалось погасить конфликт между Ираком и Кувейтом.
Практика свидетельствует, что в обществах, социально и политически структурированных, с развитыми демократическими традициями и публичной политикой, к которым относится большая часть стран Западной и Центральной Европы, превалирующее влияние на политическое действие оказывают, как правило, общенародные и социальные групповые интересы и только потом - партийные и личные.
Методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых (историков, политологов, экономистов и юристов-международников), внесших вклад в разработку новых представлений о концептуальных моделях общественного развития.
Наряду с междисциплинарной базой в качестве методологических основ автор исходил из необходимости применения методов интегративного исторического, политического и правового анализа с элементами компаративистики и системного подходов. Автор дипломной работы опирался также на известные методы научных исследований: анализ ситуаций (наблюдение, изучение документов, формирование банка данных), контент- и инвент-анализы.
Библиография, источники, монографии, работы общетеоретического характера. Вышли в свет книга Гюнтера Унзера „ООН. Задачи и структуры Организации Объединенных Наций“, энциклопедия Рюдигера Вольфрума „Справочник Организации Объединенных Наций“ и „Словарь Организации Объединенных Наций“ Хельмута Фольгера, потребность в новом учебнике по ООН не кажется столь уже актуальной. И все же сравнительно тонкая – всего 351 страница - книга карманного формата, написанная Свеном Бернхардом Гарайсом и Йоханнесом Варвиком, закрывает определенный пробел. Ее отличительной особенностью является то, что оба политолога сосредоточили свое внимание при анализе всемирной организации на трех основных областях. Они исследовали возложенные на ООН задачи по обеспечению мира, защите прав человека, а также ее задачи в области экономики, развития и окружающей среды, описали инструменты, находящиеся в распоряжении ООН, и охарактеризовали ее потенциал реформируемости. Благодаря этому делению и убедительному раскрытию тем внутри глав по единому образцу: теоретическое и историческое введение, описание полномочных органов ООН, а также оценка их достижений - комплексная система под названием „Организация Объединенных Наций“ приобретает хорошо обозримую структуру.
С тех пор, как Казахстан стал суверенным государством, перед учеными-историками появилась возможность решения ряда серьезных проблем в области исторического знания.
В условиях царской России и Советского Союза существовали жесткие рамки, ограничивавшие изучение подлинной истории Отечества. Вся история колониальных окраин России, позже Советских Республик, рассматривалась через призму истории СССР, в основном — истории русского народа. Потребности патриотического и военного воспитания подрастающего поколения и, в первую очередь людей, проходящих службу в частях и соединений войск, обуславливают использовать в воспитании современные труды наших исследователей, ученых историков, географов. В частности, вышла в свет книга под названием 'Исторический опыт защиты Отечества" автором которого явилась группа ученых историков, в т. ч. и начальник Военной академии Вооруженных Сил Республики Казахстан генерал-майор Тасбулатов Абай Бюлюкбаевич. Авторы, специалисты гражданской и военной истории, выступают, как и должно быть, в демократическом государстве, сохраняя свои оценки и взгляды. Это позволяет глубоко и всесторонне осветить исторический опыт Казахстана в организации, обучении дружин и ополчении, тактике и стратегии в войнах далекого и близкого прошлого. Причём, в этой книге использовались материалы и источники таких исследователей.. как Бартольда, Аристова, Гумилева, историков Абрамзана. Рослекова, В. Кун, Ю. Худякова, Г. Семенюч, А. Кайдарова и других. Также труды Мухамеда Кайдара Дулати "Тарих и - Рашиди", Ч. Валиханова "Исторические предания батыров XVIII века", китайские, российские источники, материалы археологических и этнографических экспедиций.
Мир с соседями представляет задачу первосте-пенной важности, однако она не будет решена, ес-ли страну станут раздирать внутренние противоре-чия. Если различные группировки, независимо от того, что их объединяет — политическая идеология, религиозные, этнические или классовые интере-сы,—находятся в состоянии противодействия, это приведет к опасной ситуации, при которой народ будет отвлекаться от цели—достижения общего блага и реализации своих национальных интере-сов. И здесь речь идет даже не о состоянии прямой конфронтации или войны. Северная Ирландия, бывшая Югославия, Перу, Афганистан, Камбоджа и Руанда — эти и другие страны стали доказательст-вом того, что ни одна цивилизация, ни одна культу-ра не застрахована от фатальных последствий разобщенности.
Структура работы отвечает целям и задачам исследования, направлена на раскрытие его предмета и объекта. Работа состоит из введения трех глав и заключения. Во введение рассматриваются Актуальность данной работы., цель , задачи данной работы, Библиография, источники, монографии, работы общетеоретического характера, структура работы.