ПЛАН




ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3



ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СОВРЕМЕННОЙ ТУРЦИИ…………………………………………………………8
1.1. Турецкая модель  "нового мирового порядка"…………………………...8
1.2. Турция на стыке Азии и Европы………………………………………...15
1.3. Турция  и  проблемы экономической интеграции……………………...17
1.4. Опыт Турецкой Республики……………………………………………..25

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ДЕРЖАВ И ТУРЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ…………35
2.1. Геополитические факторы в отношениях Турции со странами Центральной Азии……………………………………………………….35
2.2. Новая политика и Центральная Азия……………………………………40
2.3. Источники нестабильности………………………………………………43
2.4. Энергетическая стратегия………………………………………………..46
2.5. Отношения Турции с Центральными Азиатскими странами………….48

ГЛАВА 3. ТУРЦИЯ КАЗАХСТАН И УЗБЕКИСТАН…………………………..56
3.1. Стратегия Казахстана в отношении сотрудничества с Турции……….56
3.2. Отношения Узбекистана и Турции……………………………………...62
3.3. Становление и перспективы экономического сотрудничества в Центральной Азии.……………………………………………………….68



ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..71

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..82

 ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Переживаемый в настоящее время этап развития мирового хозяйства вновь актуализировал вопрос об экономической и политической интеграции. В последние годы активизировался процесс формирования интеграционных группировок, в том числе и таких, которые включают в себя страны, находящиеся на различных стадиях социально-экономического развития. Примеры таких процессов можно наблюдать сейчас в бассейне Тихого океана, Юго-Восточной и Центральной Азии, Северной Америке и других регионах. Однако наиболее известной организацией, преследующей цели, прежде всего экономической интеграции, безусловно, являются Европейский Союз (ЕС) и государства Центральной Азии.
В этой связи особый интерес представляет изучение вопросов интеграционного сближения в формате “ЕС - развивающаяся страна”.
 Объект исследования. Объектом исследования работы является развитие отношений Турции со странами Центральной Азии, формирование между ними интеграционной взаимозависимости.
В работе рассмотрены предпосылки и причины выбора Анкарой ориентации на азиатскую и европейскую перспективу в качестве стратегического направления экономического и, в целом, общественного развития Турции; этапы развития отношений экономической интеграции ЕС и Турции, причины и условия, предопределившие их неровный, аритмичный, характер; нынешнее состояние связей и достигнутый уровень интеграции.
Исследование охватывает также условия создания, параметры и первые итоги функционирования таможенного союза Турции и стран Центральной Азии.
Особое внимание уделено в работе вопросам подключения Турции к Европейскому Союзу в качестве полноправного члена. Подробно рассмотрены предпосылки и трудности реализации подобного шага. А так же альтернатива, стоящая перед Турцией.
В рамках анализа концепции полноправного членства Турции в Евросоюзе сделана попытка рассмотреть в среднесрочном плане перспективы развития турецкой экономики как интегрированной части хозяйственной системы ЕС, а так же отношения со странами Центральной Азии.
Хронологические рамки работы охватывают период вплоть до настоящего времени, начавшийся в 1990 году - то есть с момента, когда в результате политического кризиса и изменения геополитической обстановки турецкое руководство приступило к реформам во всех областях жизни страны, избрав в качестве стратегической прозападную ориентацию, в рамках которой с конца 90-х годов все большее значение стал приобретать европейский компонент и страны азиатской территории СНГ.
Периодизация работы связана с основными этапами развития интеграционных связей Турции. Выделены периоды с 1990 г. по настоящее время - период, охватывающий, в том числе и вопросы таможенного союза.
А так же этапы постсоветской истории развития стран Центральной Азии.  1-ый этап (1991-1993 гг.) - умеренный интерес к региону со стороны Запада и сопредельных стран. Центральная Азия вне списка приоритетов российской внешней политики. Декларации США об ограничении собственных интересов в центральноазиатских государствах поддержкой демократии и соблюдением прав человека. Претензии Турции на роль посредника между Западом и постсоветской Центральной Азией.
2-ой этап (1993-1996 гг.) - утверждение государств Центральной Азии на международной арене. Реформы на укрепление суверенитета. Ввод собственных валют. Многообещающие экономические перспективы региона, прежде всего в области сырьевых ресурсов. Крен в сторону автократии во всех центральноазиатских государствах. Кризис в Таджикистане. Фактор ислама. Возрастание интереса к региону со стороны Западных держав. Переход от общедемократической риторики к прагматичной позиции. Активизация экономического сотрудничества. Проекты использования природных месторождений в Туркменистане, Казахстане. Возрастание интереса со стороны государств региона - Турции, Ирана, Пакистана, Китая. Напряженность в отношениях с Россией из-за нарушений прав русского населения. Неопределенная позиция России
3-ий этап (1996-1999 гг.) - Диверсификация интересов третьих стран в Центральной Азии. Усиление геополитической составляющей после начала Чеченского кризиса в России. Появление талибов. Планы строительства нефтегазопровода из Туркменистана через Афганистан до морских терминалов Пакистана. Вовлеченность США, Пакистана, Саудовской Аравии. Проблема экстремизма и международного терроризма. Ситуация в Узбекистане. Интересы безопасности США, Европейских государств, России.
4-ый этап (1999-по наст.вр.) - Обострение конфликта интересов в Центральной Азии. Ухудшение мировой обстановки в результате кризиса в Косово, военных действий в Чечне, наступления талибов в Афганистане. События 11 сентября,  а так же война в Ираке и позиция Турции по этим вопросам. Приоритеты всех сторон.
Цель работы. Целью работы является изучение возможностей и перспектив включения Турции в Европейский Союз в качестве полноправного члена, а так же отношения со странами Центральной Азии. При этом автор стремился прояснить вопрос о сотрудничестве, исходя, прежде всего из сравнительного анализа социально-экономических показателей, а не из выдвигаемых обычно на первый план политических и гуманитарных критериев (хотя и они были учтены в необходимых пропорциях).
 Научная новизна работы определяется тем, что несмотря на наличие ряда публикаций, в отечественной экономической и тюркологической литературе вопрос отношений Турции и Центральной  Азии освещен явно недостаточно. Особенно это касается событий и тенденций, имевших место в последние 3-4 года, включая важнейший этап - интеграционное взаимодействие.
Новаторским, по сути, является и исследование комплекса факторов, определяющих характер проблемы полноправного членства Турции как развивающейся страны на пути социально-экономической модернизации в наиболее продвинувшейся по пути интеграции группировке промышленно-развитых государств - Евросоюзе.
В работе рассмотрены социально-экономические и (в необходимых пропорциях) политические факторы, определяющие пути решения вопроса о сотрудничестве Турции в Евросоюзе, включая влияние на этот процесс двусторонних отношений Анкары с членами ЦА, прежде всего с Казахстаном и Узбекистаном. Автор попытался сделать прогноз перспектив развития турецкой экономики. В рамках сотрудничества со странами ЦА при сохранении благоприятных тенденций в экономике и внутриполитической жизни Турции.
В работу также включено необходимые для данной работы вопросы опыта участия Турции в интеграционных процессах в Центральной Азии (ОЭС) и Черноморском бассейне (ЧЭС), которые представляют собой весьма перспективные, но, к сожалению, крайне мало изученные направления научного исследования.
Методологической и теоретической основой при написании данной работы стали труды отечественных ученых-тюркологов и прежде всего: Н.И.Ураэдвой, Н.Ю.Ульченко, Н.Г.Киреева, М.С.Мейера, П.П.Моисеева, Б.М.Поцхверия, коллективные монографии, другие издания, подготовленные авторскими коллективами Института востоковедения Российской академии наук и другими востоковедческими центрами.
При изучении проблем социально-экономического развития Турции и ее интеграционных отношений с Европейским Союзом использовались материалы, выводы и положения работ М.А.Гасратяна, С.В.Гегамяна, И.И.Ивановой. А.А.Исаева, А.Х.Керимова, Н.Н.Ливинцева, В.Е.Рыбалкина, Г.И.Старченкова.
Существенным и необходимым дополнением к теоретической и информационной базе работы стали работы зарубежных авторов: Х.Джиллова, А.Гекдере. Э.Манисалы, В.Хейла, З.Хершлага, Ф.Николсона, Р.Иста и других.
С целью более комплексного анализа современного этапа отношений Турции стран Центральной Азии и ЕС автор активно использовал западные и, в особенности турецкие публикации по данной тематике, прежде всего в специализированных изданиях: журнал “Экономист”, издания Стамбульской торговой и Стамбульской промышленной палат, бюллетени анкарского Агентства экономической информации (ЕВА) и другие.
В качестве основных источников статистического и фактического материала, помимо указанных, использовались издания международных организаций: ЮНЙДО, МВФ, Западноевропейского Союза (ЗЕС); турецких государственных органов и различных структур предпринимательских и научных кругов: Государственного института статистики. Главного управления по Казначейству и внешней торговле при  Премьер-министерстве Турции, Союза бирж и палат Турции, Агентства по внешним экономическим связям. Турецкого экономического общества. Кроме того, были использованы и издания других организаций: Совета ассоциации Турции и ЕС, Совета по развитию торговли Гонконга, правозащитных организаций “Хьюман Райте Уотч” и “Хельсинки Уотч”.
 Турция - крупная страна, занимающая ключевое геополитическое положение в обширном и весьма чувствительном регионе, охватывающем Юго-Восточную Европу (Балканы), постсоветское пространство и Ближний и Средний Восток. При этом с середины 80-х годов Турция переживает период бурного экономического роста, что сопровождается усилением ее влияния в регионе, возрастанием в целом значения страны в международных экономических и политических отношениях.
Турция, являясь давним соседом Казахстана (история наших связей насчитывает свыше 500 лет), в настоящее время сотрудничает с ней как на двусторонней основе, так и в рамках региональных экономических интеграционных группировок.
Соответственно, изучение и понимание ситуации в процессе движения Турции к интеграции с Европейским Союзом, являющимся одним из основных факторов, определяющих общественное развитие страны, позволит также, по мнению автора, более точно выстроить и основные направления дальнейшего продвижения турецких и центральноазиатских связей, выявить новые направления двустороннего сотрудничества.
Структура работы. Работа состоит из вступления, трех глав, заключения,  списка использованной литературы.
После распада СССР и биполярной системы, в Центральноазиатском регионе, включающем Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, стала формироваться кардинально новая геополитическая ситуация. В настоящее время в Центральной Азии все сильнее пересекаются интересы ряда крупных держав.
Центральная Азия граничит с рядом стратегически важных регионов Евразии. На востоке расположен Китай и страны Азиатско-тихоокеанского региона; на юге - Афганистан, Средний Восток и ряд других исламских государств; на западе и севере - Кавказ, Турция, Европа и Россия.
От того, в каком направлении будут развиваться события в государствах Центральной Азии, во многом будет зависеть баланс сил на обширном пространстве планеты.
Видимо, не случайно бывший советник президента США по национальной безопасности З.Бжезинский назвал пространство, куда входят Центральная Азия и Кавказ, а также Афганистан, "Евразийскими Балканами". Первый заместитель госсекретаря США С.Тэлботт также отмечает высокий уровень влияния процессов в Центральной Азии на обстановку на постсоветском пространстве, а также в таких странах как Китай, Турция, Иран и Афганистан.
Одним из важных факторов, влияющих на процессы в Центральной Азии, является внешнеполитическая активность ведущих мировых и региональных держав. Усиление стратегического соперничества в Центральноазиатском регионе рождает новые противоречия, но уже не на идеологической, а геополитической и геоэкономической основах.
Многие исследователи не исключают возможность реанимирования в регионе т.н. "Большой игры", поскольку на современном этапе основной целью указанных держав в геополитическом плане является контроль над центральным пространством Евразии, а в плане геоэкономическом- контроль над ресурсами и транспортными связями региона.
Среди мировых и региональных держав, оказывающих существенное воздействие на формирование геополитической ситуации в Центральной Азии, особо выделяются Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Китайская Народная Республика, а также Турция, Иран, Пакистан, Индия и государства Европейского Союза.
Ниже будут рассмотрены основные аспекты внешнеполитической деятельности названных стран в Центральноазиатском регионе. При этом главный акцент будет сделан на демонстрацию общих тенденций в политике указанных держав в отношении стран Центральной Азии.
В заключении содержится краткое изложение выводов, к которым пришел автор. Подчеркивается, что для Турции вопрос об ее интеграции в Европейский Союз и одновременно сотрудничество со странами Центральной Азии имеет значение, как с экономической точки зрения, так и в плане реализации исторического выбора в пользу именно европейского пути развития, принадлежности страны к европейской цивилизации. Пока, тем не менее, ни по достигнутому уровню социально-экономического развития, ни с точки зрения показателей эффективности экономики Турция не вписывается в рамки, приемлемые для страны - члена Евросоюза, поэтому опору развития экономики Турции возможно переориентировать на страны Центральной Азии. Для Турции это означает, новые рынки сбыта и источники сырья.