ВВедение..................................................................................................................

 

I. Протокол и этикет – культура официального общения...................................

1.1 Протокол в дипломатической службе............................................................

1.2 Значение дипломатического этикета и его реализация в современной практике

 

II. Особенности дипломатического протокола и этикета в странах Востока.......................................................................................................................

2.1 Система моральных установок и иерархия ценностей народов Востока (Китая, Японии, Арабских стран)...................................................................... 

2.2 Национальные особенности делового общения стран Востока...................

 

Заключение........................................................................................................

 

Список использованной литературы ........................................................................

 

 

 

Введение

 

Понятия протокол и этикет применимы не только по отношению к дипломатии. Принципиальные моменты этих знаний давно стали неотъемлемой частью успешного бизнеса. Очевидной стала польза хорошего владения навыками этикета и протокола, поскольку они образуют связующее звено между государствами, помогают на должном уровне вести переговоры. 

Придворный этикет дал начало этикету дипломатическому, так как именно при королевских дворах происходили приемы иностранных посольств. В раннем средневековье на церемониал международного общения, например в Европе, решающее влияние оказывали торжественные и пышные ритуалы Византийской империи, имевшие своей целью убеждать в могуществе своей страны, демонстрировать ее богатства, силу и превосходство. 

Позднее, когда вопросы первенства стали играть при дворе важнейшую роль, возникла необходимость четко определить место каждого дипломата и соответственно его страны в общем церемониале. Дипломату приходилось быть еще более пунктуальным и строгим к соблюдению всех правил этикета, чем остальным придворным, так как он представлял не столько себя, сколько свою страну. Постепенно во избежание конфликтов, которые могли вспыхнуть из-за действительных или мнимых оскорблений, формы официальных контактов между представителями различных государств становятся все более и более регламентированными и остаются таковыми и в наше время. 

Как известно, дипломатический протокол, способствовавший предотвращению спорных моментов между представителями государств, был официально утвержден в 1815 году на Венском конгрессе, где было решено принимать послов по дате и часу их представления или по алфавиту. Это дало возможность исключить предположение о предпочтительности той или иной стороны.

Каждому человеку приходится сталкиваться с тем, что принято называть деловым общением. Как правильно составить официальное письмо или приглашение, принять партнера и провести переговоры с ним, разрешить спорный вопрос и наладить взаимовыгодное сотрудничество? Всем этим вопросам во многих странах, уделяется очень большое внимание. Часто со школы начинается первое знакомство с “писанными” и “не писанными” правилами делового общения и поведения, его особенностями, нормами, закономерностями.

       Большой популярностью пользуются книги по деловому этикету и протоколу, психологии делового общения, выходящие за рубежом. Каждому человеку, независимо от профессии, социального статуса в той или иной степени приходится сталкиваться с подобными проблемами.

Особое значение деловое общение имеет для деловых людей занятых бизнесом, а особенно международным бизнесом. Во многом от того, насколько они владеют наукой и искусством общения зависит успех их деятельности. На

Западе соответствующие учебные курсы есть практически в каждом университете и колледже, издаётся множество научной и популярной литературы. В результате человек на приёме не мучается вопросами куда деть салфетку или в какой бокал налить вино, а вступая с партнёром в переговоры, знает как его посадить и с чего лучше начать беседу.

К сожалению, в нашей стране в течение долгого времени той стороне делового общения, которая представлена протоколом и этикетом, обучали в лучшем случае отправляющихся на работу за рубеж дипломатов, работников внешнеторговых организаций. Другие специалисты редко имели возможность получить хотя бы общие представления об этих “премудростях”. На другую сторону делового общения, связанную с проблемами психологии, технологии ведения деловых бесед и переговоров вообще не обращали внимания, полагая что здесь и учить-то нечему.

Сейчас времена изменились. Во-первых, значительно расширился круг лиц, связанных по роду своей деятельности с зарубежными партнёрами. Чтобы успешно вести дела, им необходимо знать общепринятые правила и нормы международного общения, уметь вести переговоры и беседы. 

Во-вторых, становясь частью единого делового мира, мы всё в большей мере переносим существующие общие закономерности на нашу действительность, требуя и от отечественных партнёров цивилизованного общения.

Кроме того, знания делового протокола, этикета важно ещё и в психологическом плане. Наверное, многие оказывались в неловкой ситуации или наблюдали растерянность человека, не знающего надо ли ему первым подать руку при встрече или, подождать когда это сделает партнёр. Неуверенность, неловкость мешают деловым отношениям, портят общую атмосферу встречи.

Психологические аспекты делового общения очень важны. Вопрос, с которым постоянно сталкиваются и деловые люди, и дипломаты, как построить беседу, переговоры. Важно понимать общие закономерности делового общения, что позволит анализировать ситуацию, учитывать интересы партнёра, говорить на “общем” языке. Мастерство в любом деле приходит с практикой, и деловое международное общение не является исключением.

Все вышесказанное это лишь одна сторона медали, изложение проблемы в целом. Но следует отметить, что дипломатический протокол и этикет сильно различается в зависимости от страны. Ведь не секрет, что каждое государство имеет свою специфические особенности в культуре. А это обстоятельство не может не налаживать отпечаток на развитие этических норм. Данная тенденция все еще прослеживается в многообразных странах Востока. Поэтому целью данной дипломной работы явялется рассмотреть особенности дипломатического протокола и этикета ряда крупных восточных стран азиатского континента.

Для достижения  даной цели необходимо решить следующие поставленные задачи в работе:

- дать всестороннее понятие дипломатическому протоколу;

- определить значение дипломатического этикета;

- проанализировать систему моральных установок и иерархия ценностей на примере Китая, Японии и арабских стран;   

- охарактеризовать особенности делового общения стран Востока.

  Источниковая база исследования. При написании данной дипломной работы в качестве источников были использованы:

- дипломатические документы;

- труды государственных деятелей;

- материалы прессы и информационных агентств.

      Из дипломатических документов наиболее важными для изучения и анализа рассматриваемой проблематики явились к примеру Венская Конвенция о дипломатических сношениях от 1961 года. Все государства, в том числе и те, которые формально воздерживаются от присоединения к Конвенции, соблюдают зафиксированные в ней нормы, а протокольные службы учитывают эти нормы в своей практической работе. В некоторых государствах, в том числе и в ряде восточных стран, Венская конвенция была инкорпорирована в национальные законодательства и стала рассматриваться ими как норма национального права. Другие страны предпочли дополнительно принять собственные законы с учетом обязательств, вытекающих из положений Венской конвенции 

Другую группу источников составили труды государственных и политических деятелей государств, прежде всего Республики Казахстан. В работе бывшего Чрезвычайного и Полномочного Посла РК в арабских странах Багдата Амреева содержатся факты, которые не зафиксированы в других источниках. В его работе  «Казахстан и Саудовская Аравия» можно обратить внимание на особюенности дипломатического протокола и дипломатическог этикета в арабских странах, в частности в Королевстве Саудовской Аравии.  

И, наконец, следующую группу источников составили информационный материал, публиковавшийся в основном в казахстанской прессе, а также полученный через Интернет. Следует отметить, что именно через Интернет удалось найти ряд материалов по особенностям дипломатического протокола и этикета в странах Востока.  

Степень изученности темы. В Казахастане особености дипломатического протокол и этикета именно в странах Востока слабоизученная проблема, о чем свидетельствует отсутствие фундаментальных работ. Среди казахстанских исследователей, которые более или менее рассматривают данную проблему можно отметить труды доктора юридических наук, профессора Марата Сарсембаева. Но тем не менее рассматриваемая в данной дипломной работе проблематика в процессе изучения и научного осмысления. 

Вопросы дипломатической службы рассматриваются в работе    Д. М.  Мажиденовой «Дипломатическая служба в контексте эволюции мировой  политики».

Актуальность проблематики привлекает особое внимание российских исследователей. В книге российского ученого А.Ф. Брункова «Дипломатический протокол в России» обобщен истроический опыт России, а также современные тенденции в совершенствовании дипломатического протокода государств мира. Автор, профессионально знающий свой предмет, знакомит читателя со многими примерами из практики дипломатического протокола.  

Среди общих методологических и теоретических принципов,  которыми руководствовался автор,  работая над темой данной дипломной работы и которые позволили объективно подойти к рассмотрению обозначенной проблемы, следует выделить системный и сравнительный подходы, метод исторического описания, а также контент-анализ и ивент-анализ.

Апробация работы. Теоретические положения и выводы дипломной работы изложены на заседании кафедры международных отношений  Евразийского Национального  университета имени Л.Н. Гумилева. 

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Структура дипломной работы подчинена цели и поставленным задачам исследования.