Содержание

 

 

Введение3

1 Экономическое интеграционное сотрудничество стран Аравийского полуострова

1.1 Эволюция субрегионального экономического сотрудничества10

1.2 Нефтяной фактор в экономическом развитии Аравийских монархий18

1.3 Влияние мирового кризиса на экономическое положение Стран Персидского Залива25

 

2 Военный аспект политической интеграции Аравийских монрхий в  рамках ССАГПЗ

2.1 Становление и развитие военного сотрудничества34

2.2 Внешние военные угрозы безопасности ССАГПЗ42

2.3 Роль США и других стран Запада в обеспечении стабильности в

    регионе52

Список использованных источников59

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность исследуемой темы. В условиях глобализации мировой экономики, когда существует и углубляется международное разделение труда, всё больше увеличивается разрыв между развитыми и развивающимися странами. При этом усиливается не только экономическая, но и политическая зависимость развивающихся стран от рынков развитых стран. Одним из таких «жизненно важных» регионов для мировой экономики является Персидский залив с его колоссальными запасами энергоресурсов. Арабские государства Персидского Залива в начале нового тысячелетия продолжают рассматриваться как группа наиболее динамично развивающихся стран мира. 

Нефтяной бум 70-х 80-х годов ХХ столетия позволили им осуществить беспрецедентный по своему размаху и масштабу скачок в экономическом развитии. За период, равный жизни одного поколения, монархии Аравийского полуострова превратились из стран с родоплеменной структурой общественных отношений и полуфеодальным укладом экономики в ультрасовременные государства с высоким уровнем внутриполитической стабильности, развитой инфраструктурой и эффективной экономикой, сумев стать также одним из важных центров мировой торговли, коммуникаций и активной деловой жизни. Для арабских государств Залива характерна ускоренная модернизация не только в экономике, но и в сфере социальных отношений и урбанизации. По ряду определяющих показателей жизненного уровня они вплотную приблизились к ведущим промышленно развитым странам мира.

Возрастающее значение аравийских монархий в топливно-энергетическом обеспечении мира определяет их важную роль в мировой политике. Поэтому политическая ситуация в зоне Персидского залива, эволюция социально- культурных процессов, происходящих в государствах региона, и характер их вовлеченности в глобализационные процессы вызывают сегодня большой политологический интерес. Повышенное внимание международного сообщества к этим странам продиктовано также тем, что большая часть современных глобальных угроз, включая региональные вооруженные конфликты, проблемы распространения оружия массового поражения, религиозного экстремизма и международного терроризма, прямо или косвенно, связаны с процессами, протекающими в данном регионе, и оказывают непосредственное влияние на геополитическую ситуацию в мире.

Таким образом, стратегическая значимость данного субрегиона, является, с точки зрения глобальной политики, одной из наиболее чувствительных частей земного шара, объясняется целым набором тесно переплетных и чаще всего связанных между собой важных исторических, экономических, идеологических и геополитических факторов.

Регион Персидского Залива на страновом уровне представлен шестью государствами Аравийского полуострова _ Саудовской Аравией, Кувейтом, Бахрейном, Катаром, Объединенными Арабскими Эмиратами и Оманом, которые создали Совет Сотрудничества арабских государств Персидского Залива, а также - Ираном и Ираком.

Данный регион был объектом пристального внимания империалистических держав еще задолго до обнаружения в нем стратегического запаса нефти. Он играл роль важного транспортного коридора для западных стран, прежде всего Англии, Франции, а также Германии, для выхода на ключевые государства региона – Иран и Ирак на Среднем Востоке, Индию в Южной Азии. Вышеуказанные факторы предопределили устремлению ведущих европейского держав, а позже СССР и США к утверждению политического господства в регионе, который всегда был ареной жесткой борьбой за влияние.

Сами страны Аравийского полуострова, игравшие на раннем историческом периоде роль перевалочного пункта на пути к Ирану и Ираку, обрели самостоятельное политическое значение лишь в середине прошлого века в связи с обнаружением на их территориях огромных запасов нефти резко поднявших стратегическую ценность региона в целом.

Арабские страны Персидского Залива представляют собой колоссальный природный резервуар углеводородных энергоносителей, имея в своих активах 70% разведанного в мире запаса нефти и 25% природного газа. При этом важно заметить, что в недрах этих стран, по разным данным, залегает от 50 до 100 млрд.тонн еще не разведанных запасов черного золота, львиная доля которых приходится на район пустыни Руб аль-Хали в Саудовской Аравии.

Аравийские монархии добывают сегодня около четверти мирового объема производства нефти и половину добычи стран ОПЕК(800 млн. т ежегодно или порядка 14, 6 млн. барр. в сутки). Ведущим производителем является Саудовская Аравия (8,8 млн. б/c), потом следует ОАЭ (2,3 млн.), Кувейт (2,1 млн.), Оман (0,9 млн.), Катар (0,7 млн.). От бесперебойной поставки энергоносителей из Персидского Залива во многом не только поступательное развитие промышленно развитых стран мира, но и стабильность мировой экономики в целом. Западная Европа удовлетворяет за счет поставок из этого региона 35% своих потребностей в нефти, США – 25%, Япония – 65%.

Резкий рывок в экономическом развитии способствовал формированию важного аспекта экономического значения государств Залива, определяющего повышенный интерес ведущих стран Запада. Бурное развитие нефтяного сектора и огромные прибыли от продажи углеводородного сырья превратили страны Аравийского полуострова в емкий рынок, способный абсорбировать большой объем промышленной и технологической продукции компании западных стран. Общий объем импорта аравийских государств в 2000г. достиг 80 млрд. долл. США. Эти страны представляют собой и выгодный рынок для размещения капитала. Инвестиции западных компаний, вложенных в экономику стран Залива, исчисляются сотнями миллиардов долларов США.

Другим важным компонентом экономических интересов ведущих держав мира можно считать тот факт, что эти благополучные в финансовом отношении, государства выступают в свою очередь важным финансовым донором ряда западных стран, где к 2000г. было аккумулиравано около 800 млрд. долларов США, вложенных правительствами и гражданами государств Залива в различные финансовые структуры и компании Запада.

Одновременно, регион ССАГПЗ остается одним из самых напряженных в социальном, экономическом, политическом и военном отношении. Идеи интеграции стран Аравийского полуострова путем образования региональной группировки зародились в конце 70-х - начале 80-х годов ХХ века в период резкой дестабилизации обстановки в зоне Персидского залива. В 1979 г. в Иране произошла Исламская революция, после которой это государство стало, открыто заявлять о необходимости свержения аравийских монархических режимов. В 1980 г. с началом ирано-иракской войны ситуация еще более обострилась. Видя в революционно настроенном Иране большую угрозу, аравийские страны поддержали Ирак, хотя и опасались значительного увеличения его военного потенциала. Эти события вызвали серьезную обеспокоенность аравийских монархий, поставив их перед необходимостью укрепления взаимодействия в сфере безопасности для защиты своих интересов

ССАГПЗ заметно воздействуют на политическую ситуацию на Ближнем Востоке: практически ни одна проблема в регионе не решается без участия Саудовской Аравии, самого влиятельного и богатого участника альянса. Государства - члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива также являются важной частью мусульманского мира, особенно Саудовская Аравия по праву «хранительницы двух святынь». Важную, роль в интеграции арабских стран выполняет нефтяной фактор. Под воздействием наращивания объемов добываемых странами этого субрегиона углеводородных при благоприятной конъюнктуре именно это направление станет одной из важнейших сфер совместного сотрудничества. 

Объект исследования. Интеграционные процессы стран Аравийского полуострова являются объектами исследования данной дипломной работы. Это обусловлено тем фактом, что из всех государств Персидского залива данные страны( ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, Кувейт, Оман) обладают наиболее схожими параметрами внутреннего развития и современного положения, и соответственно имеют общую составляющую во внешней политике. 

Хронологические рамки исследования. Исследование направлено на анализ современной интеграционной ситуации в регионе, при необходимости приводился исторический экскурс для отражения более полной картины эволюции интеграционных процессов в регионе. В то же время анализ непосредственно внешней политики и международных отношений в регионе  проводится на основе периода 1980-х, 1990-х, 2000-х годов, поскольку данный отрезок времени позволяет объективно оценить события и, возможно, спрогнозировать их дальнейшее развитие. 

Источниковая база работы. Среди источников, проработанных в ходе исследования, можно условно выделить три категории: Одна из них включает в себя документы ССАГПЗ: уставы [1,2,3,4], экономическое соглашение [5], итоговые заявления, отчеты, коммюнике Высшего Совета [6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17], Министерского совета [18], которые были приняты в ходе заседаний, сессий, и отображающие эволюцию субрегионального сотрудничества.

Вторая группа источников – информационная [19,20,21,22], позволяет проследить за ходом изменений в рамках ССАГПЗ двусторонних и многосторонних отношений государств на современном этапе.

Что касается статистических источников [23,24,25], то они дали возможность определить экономическую ситуацию, ВВП стран ССАГПЗ в различные периоды развития, а также показать макроэкономические данные «Аравийской шестерки».

Анализ вышеперечисленных источников позволил выявить, что странам  ССАГПЗ для того чтобы сохранить влияние в данном регионе просто необходимо интегрироваться. А поскольку борьба за влияние в экономической, в частности это касается нефтяных месторождений, и военно-политической сфере, то интеграция в основном должна идти по этим двум направлениям. Тем самым мы оговариваем круг рассматриваемых направлений в рамках аравийской интеграции.

Степень научной разработанности проблемы. Регион Персидского залива, будучи центром столкновения различных противоборствующих сил, векторы направленности которых зачастую диаметрально противоположны, испытывает на себе огромнейшие геополитические, экономические и военные перегрузки, балансировка которых является жизненно важной задачей для сохранения региональной целостности.

Среди исследований, лежащие в основе дипломной работы, достойное место занимает монография И. А. Александрова «Монархии Персидского залива. Этап модернизации» [26], в которой автор осветил проблемы относительно социально-экономического и политического развития монархий Персидского Залива на этапе «догоняющей модернизации». Касательно анализа проблем, затрагивающих региональную безопасность, автор использует многоярусную поясную модель, эпицентром которой является внутренняя проблематика стран региона, а внешним ярусом — великие державы, рассматривающие Персидский залив в общем геополитическом раскладе.

Автор же работы «Совет Взаимопомощи Залива» [27] Мадыбули Ас-Сагир, рассматривается иную модель региональной безопасности, упрощенность и четкая структурированность которой помогают более детальному изучению проблем безопасности стран региона 

Заслуживают внимания работа У. З. Шарипова «Персидский залив: нефть – политика и войны» [28] и монография А. И. Яковлева и М. Г. Закария «Нефтяные монархии Аравии на пороге XXI века»[29].

Проблемы развития монархий Персидского залива и роль нефтяного фактора рассматривают монография А. Г. Георгиева и В. В.Озолинга «Нефтяные монархии Аравии»[30].

Внешнеполитической теме посвящена работа Е. С. Мелкумян «ССАГПЗ в глобальных и региональных процессах».

Немецкий исследователь Х. Майбах отмечает, что «Персидский залив, как целостная региональная система, лишь недавно достиг уровня Вестфальской системы международных отношений, так как процесс взаимного признания суверенности и территориальной целостности того или иного государства региона по-прежнему сопряжен с большими трудностями и не является завершенным»[31].

Среди страноведческой литературы хотелось бы прежде всего отметить труды В. А. Исаева, А. О. Филоника, А. Ю. Журавлева, А. З. Егорина и А. М. Васильева.

Полезные статьи по тематике дипломной работы были найдены в сборниках Института Востоковедения РАН, Института изучения Израиля и Ближнего Востока, а также журналах «Международная жизнь», «Мировая экономика и международные отношения», «Азия и Африка сегодня». А также, раскрывая проблематику дипломной работы, были использованы различные статьи и материалы интернетовских сайтов

Среди западных работ интерес представляют исследования Ф. Г. Гауза III “Нефтяные монархии: внутреннее положение и вызовы безопасности в государствах Персидского залива” (Нью-Йорк, 1994 г.)5 и А. Х. Кордесмана “Нефтяной крах и нефтяной бум” (Нью-Йорк, 2001 г.)

Практическая и теоретическая значимость послужили основанием для выбора темы дипломного исследования.

Темой данного исследования является: Интеграционные процессы стран Аравийского полуострова.

Цель дипломного проекта состоит в раскрытии предпосылок, направлений и закономерностей интеграционных процессов в регионе. 

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1 анализ основных параметров интеграции в рамках Совета сотрудничества арабских государств персидского залива;

2 определить приоритеты и перспективные цели региональной экономической интеграции стран аравийского континента, выявить проблемы и трудности, препятствующие их достижению и меры для их устранения;

3 оценка роли и места нефти в современных международных отношениях и ее значение для социально-экономического развития «аравийской шестерки»;

4 отобразить влияние мирового кризиса на экономическое положение стран Персидского Залива;

5 оценить деятельность Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива на основе критериев международной военно-политической интеграции;

6 определить внешние военные угрозы безопасности стран ССАГПЗ

7 охарактеризовать роль США и других стран Запада в обеспечении стабильности в регионе; 

Методика исследования. При написании работы применялся принцип конкретно-исторического анализа, позволяющий проследить развитие политических и экономических явлений в их причинно-следственной взаимосвязи. Также были задействованы такие методологические приемы как метод изучения документов (уставы ССАГПЗ: уставы, экономическое соглашение, итоговые заявления, отчеты, коммюнике Высшего Совета, Министерского совета), метод выборки (в ходе ознакомления с литературой), сравнения (при сопоставлении позиций различных авторов), а также системный подход (в ходе изучения деятельности ССАГПЗ). Учитывались и использовались теоретические положения, достижения и результаты различных наук, в частности экономики, политологии, истории и теории международных отношений, социологии.

Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы.