План

Введение

  1. Формирование и реализация научно-технической политики ЕС

1.1 Научные, научно-технические программы и проекты

1.2.Стимулирование научной и научно- технической деятельности

II. Межрегиональное и международное научно-техническое

Сотрудничество

2.1. Водородные технологий и топливные элементы основа инновационной энергетики XXI века

2.2. Энергетические технологий и развития мировой экономики в XXI веке

III.Взаимовыгодное сотрудничество национальных патентных систем стран ЕС

3.1. Евразийская патентная система

3.2. Европейская патентная система

Заключение

Список используемой литературы

 

 

Введение

 

Актуальность темы бакалаврской работы вызвана тем, что в наше время открывается и создается очень много научно-технических программ и проектов. Новые технологии создаются для усиления взаимозависимости отдельных регионов, стран, людей в этом мире.

Отсутствие активного и позитивного вмешательства государств может привести к ослаблению этого сектора экономики с соответствующим обострением экономических проблем и усилением социальной напряженности. Для продолжения этой деятельности надо, чтобы поддержка частной инициативы граждан и развитие научно- технического сотрудничества стали важной частью проводимых преобразований.

Началом формирования научно-технической политики ЕС можно считать проведение странами региона совместных исследований в рамках ЕОУС и Евроатома.

В Договоре о ЕОУС указывалось, что Объединение «способствует упорядоченному наращиванию и модернизации производства» в сталелитейной и угольной промышленности. В Договоре о Евроатоме отмечалось, что стороны будут «Развивать исследовательскую работу и распространять технические знания», а также «обеспечивать широкий сбыт и доступ к лучшим техническим средствам путём создания общего рынка специального оборудования…» (ст.2а.д). Под эгидой Евроатома началось финансирование исследовательских программ из общего бюджета и был учреждён Совместный научно-исследовательский центр (ст.17 бывшая ст.8). /9/

Совместный научно-исследовательский центр был создан в 1960 г. путём объединения имевшихся или строящихся ядерных реакторов и приданных им исследовательских лабораторий. В настоящее время в СНИЦ входят восемь независимых научных учреждений, расположенных в городах Испра (Италия), Гел (Бельгия), Карлсруэ (Германия), Петтен (Нидерланды) и Севилья (Испания). СНИЦ занимается проблемами безопасности атомных реакторов, радиационной защиты, хранения радиоактивных отходов и т.п. Римский договор не содержал положений о совместных исследованиях. В ст.35 (консолидированная версия) говорилось лишь о координации усилий в профессиональном обучении, исследованиях и распространении знаний в области сельского хозяйства. Однако ст.308, предусматривающая расширение полномочий ЕЭС в любой сфере, создавала правовую основу для распространения совместных исследований за рамки угледобывающей промышленности и ядерной энергетике, угольной и сталелитейной промышленности.

В 1969 г. на встрече глав государств и правительств было принято решение расширить тематику исследовательских проектов Сообщества, чтобы не допустить технологического отставания от США. Однако из-за разногласий сторон осуществить эту идею на уровне ЕС тогда не удалось. Тем не менее, по инициативе Сообщества было создано Европейское сотрудничеств в области научно-технических исследований.

Европейское сотрудничество в области научно-технических исследований – КОСТ действует с 1971 г. 34 страны имеют статус членов КОСТ, ещё 10 включая США, Японию, Россию, Украину, Армению и другие, участвуют на уровне конкретных организаций и исследовательских центров. КОСТ не является юридически оформленной организацией и представляет собой совокупность соглашений, заключённых Европейским странами между собой и ЕС. Назначение КОСТ состоит в совместном планирований исследований, основную часть которых проводят университеты. Проекты финансируют участвующие страны. Под эгидой КОСТ ведутся исследования в области информационных технологий, защиты окружающей среды, метеорологии, сельского хозяйства, пищевой промышленности, медицины и здравоохранения.

«Официальным рождением» совместной политики в области науки и техники считается 14 января 1974 г., когда Совет министров ЕС принял решение о «координации отдельных национальных научно-исследовательских политик и об определении мероприятий в области науки и технологии, представляющих общий интерес на 1974 – 1977 гг.

В дальнейшем заметно расширились масштабы и тематика коллективных исследований. Однако по-прежнему главное внимание уделялось областям научных исследований, которые продолжительное время разрабатывались совместными усилиями. Так, из общей суммы прямых затрат ЕС на НИОКР в 1976 г. – 168 млн. ЭКЮ почти половина (75 млн.) приходилась на программы в области энергетики.

В 80-е годы политика ЕС во всё большей мере направлена на решение актуальных проблем научно-технического развития, среди которых особое место занимает структурная перестройка, перелив капитала в новейшие отрасли экономики. Особый акцент делается на мероприятиях, способствующих повышению международной конкурентоспособности, развитию новейших областей знаний и более эффективному использованию научного потенциала ЕС.

Решающее воздействие на концептуальное и правовое формирование научно-технической политики ЕС оказали меморандум комиссии ЕС «к технологическому сообществу» и представлены в Совет министров документ «Осуществление меморандума комиссии о европейском технологическом сообществе» от 1985 г., а также принятый в 1986 г. Единый европейский акт, который окончательно устранил имевшиеся изъяны в правовом обосновании коммунитарной научно-технической политики. В соответствии со ст.24 этого акта Договор о ЕЭС был дополнен разделом «Научные исследования и технологическое развитие», в 11 статьях которого были определены цели, основные направления, формы и методы, а также порядок финансирования. Согласно ст.166 НТП Сообщества осуществляется посредством многолетних рамочных программ, в которых «отражены все направления его деятельности» в этой области. /2, с.88-89/

В соответствии с этими документами ЕС получило полномочия по поддержке деятельности предпринимателей, научно-исследовательских центров и высших учебных заведений, стимулированию сотрудничества между ними, содействию мобильности научно-исследовательских кадров в рамках региона, а также развитию научно-технического сотрудничества с третьими странами. В глобальном плане гораздо более важными проблемами являются стимулирование капиталовложений в энергетический сектор, справедливое распределение инвестиционных рисков, формирование стабильного правого режима производства, транспортировки и потребления энерготоваров. Тем более, что лидеры стран «группы восьми» заявили о своей приверженности «созданию прозрачных, справедливых, стабильных и эффективных правовых рамок и систем регулирования», включая обязательства по соблюдению контрактов, в целях привлечения адекватных и стабильных международных инвестиций в добычу, переработку и сбыт энергоресурсов. Именно это является основой предсказуемости и устойчивости рынков, а не поиск средств ослабления «энергетического влияния» экспортёров, в том числе на основе «судебных преследований», «новых принципов организации энергетических рынков», «проблем с демократией и правами человека», «дипломатических скандалов» и т.д. /14/

Наиболее значимыми работами на которых базируются теоретические и научные аспекты исследуемой проблемы, являются труды таких видных учёных как Н.М.Антюшина, О.В.Буторина, Ю.А.Барко, И.Д.Иванова, И.В.Ерёменко,К.Токаев, В.Циренщиков, Г.Черников и др.

Вместе с тем, несмотря на имеющиеся многочисленные публикации, посвящённые научно-техническому сотрудничеству и научно-технической политике ЕС, остаётся ещё немало вопросов, требующих дальнейшего всестороннего изучения и проведения научных разработок. Поэтому недостаточность теоретической разработанности проблемы и актуальность исследования предопределили выбор дипломной работы, цели и задачи дипломной работы, логику её построения.

 

Цели и задачи исследования.

Основной целью дипломной работы является раскрыть тему, проанализировать все аспекты связанные с научно-техническим сотрудничеством.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

- проанализировать добычу нефтегазового сырья и проблемы освоения нефтегазовых запасов в странах ЕС.

- рассмотреть все существующие научно-технические программы и проекты.

- рассмотреть сотрудничество национальных патентных систем.

- проанализировать энергетические и водородные технологии в XX в.

 

Объектом исследования являются научно-техническое сотрудничество и научно-техническая политика стран ЕС.