Содержание

Введение 3

Глава I. Генезис ислама в Китае 25

§1. Появление ислама в Китае в VII-ХШ вв 25

§2. Адаптация ислама к реалиям китайской цивилизации XIII-XVII вв 37

Глава 2. Ислам на Северо-востоке Китая: исторический аспект 53

§ 1. Появление и распространение ислама в северо-восточных провинциях

Китая 53

§2. Развитие ислама на Северо-востоке Китая (1911-1947 гг.) 70

§3. Ислам на Северо-востоке Китая в 1947—1976 гг 88

§4. Ислам на Северо-востоке Китая в 1976-2006 гг 101

Глава 3. Ислам на Северо-Востоке Китая: этнорелигиозный аспект... 118

§1. Этнический состав мусульманских общин Северо-Востока Китая 118

§2. Конфессиональное своеобразие китайского ислама 129

§3. Мечети Северо-Восточного Китая: архитектурные особенности и

функции i40

Заключение 149

Источники и литература 154 

Введение

Актуальность темы.

Политические и этнокультурные процессы, происходящие в современном китайском обществе, обращают нас к более глубокому изучению религиозной истории Китая. Наряду с традиционными религиями Китая - конфуцианством, буддизмом, даосизмом, заметное влияние на формирование китайской цивилизации оказал ислам. Мусульманская община существует в Китае уже более 1300 лет, и в настоящее время она является одной из самых крупных в мире. Численность китайских мусульман превышает 27 млн. человек. В некоторых областях Китая (Синцзян- Уйгурский автономный район, Нинся-Хуэйский автономный район) ислам является доминирующей религиозной традицией. Мусульмане представляют собой одну из наиболее социально-активных групп населения Китая. Последователи ислама интегрированы в систему органов государственного управления, профсоюзные, научно-образовательные и политические организации. В Китае действует значительное число мусульманских религиозных, общественно-культурных ассоциаций и союзов, печатных и электронных средств массовой информации. Большую инициативу китайские мусульмане проявляют и в экономической сфере. В стране существуют многочисленные торгово-экономические и промышленные предприятия, финансовые организации китайских мусульман.

Таким образом, последователи ислама оказывают значительное влияние на этнорелигиозные, политические, экономические и культурные отношения китайского общества. Поэтому исследование истории и современного состояния ислама в Китае является актуальным как для решения современных национальных, религиозных, социально- экономических и политических проблем современного китайского общества, так и для разработки стратегии дальнейшего устойчивого развития китайского государства.

В настоящее время актуальность и научно-практическую значимость приобретет изучение ислама в отдельных регионах Китая. Особенно важным представляется исследование истории ислама в Северо-восточном Китае, так как, с одной стороны, последователи данной религии внесли значительный вклад в хозяйственное и культурное развитие северо-восточных провинций Китая. С другой стороны, сегодня в провинциях Хэйлунцзян, Цзилин и Ляонин ислам является одной из самых динамично развивающихся религиозных конфессий.

Необходимо подчеркнуть, что изучение своеобразия китайского ислама затрагивает ряд актуальных для философских наук, современного религиоведения проблем. В первую очередь, таких как адаптивные механизмы культуры, взаимодействие автохтонных и аллохтонных религий, роль религиозных институтов в социально-экономическом и политическом развитии общества, социальные функции религиозных организаций в общественной жизни, влияние религии на процессы эногенеза, этнической консолидации и т.д.

Степень изученности проблемы.

В научной литературе (китайской, российской, западноевропейской и американской) накоплен обширный эмпирический и теоретический материал, позволяющий изучить как историю ислама в Китае в целом, так и в Северо-восточном регионе страны в частности, а также исследовать этническое и конфессиональное своеобразие китайского ислама. Весь корпус исследований, в которых в той или иной степени затрагиваются данные проблемы, можно условно разделить на три направления: историческое, этнографическое и религиоведческое. Значительную часть научной литературы по теме диссертации составляют работы исторического направления, среди которых, в свою очередь, можно выделить две основные тематические группы: исследования по истории ислама в Китае в целом и исследования, посвященные проблемам развития и функционирования ислама в Северо-восточном регионе Китая.

В китайской историографии впервые вопросы истории ислама в Китае получили освещение в творчестве мусульманских писателей ХУП-Х1Х веков. Так, один из них (неизвестный по имени) подготовил трактат «Хуэй-хуэй- юань-лань» (XVII век). В данном произведении изложена одна из легендарных версий зарождения ислама в Китае. Автор, повествуя о появлении ислама в Китае, сообщает о вещем сне танского императора Чжен Гуаня, о небесных знамениях, о прибытии мусульманина-мудреца Гай Сы, о об особом покровительстве ему императора Поднебесной и прочих деталях, характерных для традиционных китайских легенд о деятельности святых мудрецов Конфуция, Лао Цзы и других.

Вопросы начальной истории китайского ислама рассматриваются в произведениях китайского писателя XVII века — Ма Цижуна. В трактате «Си лай цзун пу» (Родословная пришедших с запада предков) повествуется о реальных исторических событиях: бунте в 755 году китайского придворного Ань Лушаня против императора Сюань Цзуна и о прибытии на помощь последнему воинов-мусульман. Помимо данных работ сведения по истории ислама в Китае встречаются в сочинениях Лю Фасяня «Сянь Ян ван дянь гун цзи» (Князь Сян Ян, умиротворитель Юньнани), Ма-вэнь-бина (Мачжи) - «Цинъ-чжень-чжи нань» (Компас магометанской веры) и некоторых других произведениях мусульманских писателей XVII—XIX веков.

В середине XIX - начале XX столетия интерес к истории ислама в Китае начинают проявлять не только мусульманские теологи, но и китайские историки. Среди работ историков Цинского периода, затрагивающих данную проблему, прежде всего следует отметить сочинение Вэй Юаня «Шэн у цзи» (Записи о ранних деяниях царствующего дома). В этом произведении исследуется история мусульманских общин Северо-западного Китая, рассматриваются взаимоотношения мусульман с маньчжурскими властями, анализируются традиции и обряды китайских мусульман .

Большой вклад в исследование китайского ислама внесли историки XX столетия Ли Юнбин, Бай Шоу-и, Хань Дао-жэнь, Дин И-минь, Люй Чжэнь-юй, Чжан Ци-юй, Ма Июй и другие2.

В работах данных авторов исследуется широкий спектр проблем: становление и развитие мусульманских общин в Китае, процессы консолидации общины мусульман, механизмы и пути приспособления ислама к китайской религиозной культуре, взаимодействие мусульман с государственной властью, хозяйственная и социальная и религиозная деятельность мусульман, их бытовые привычки, обычаи и прочие стороны жизни.

Начиная с конца 70-х годов XX столетия, в китайской исторической науке усиливается интерес как к изучению религиозной истории Китая в целом, так и истории отдельных конфессий в частности. Крупные труды по истории ислама в Китае представили такие ученые как Ян Хуайчжун, Цзинь Ицзю, Фэн Цзиньюань. Историк Ян Хуайчжун основной акцент в своих исследованиях делает на изучение политической истории ислама. Он подробно анализирует политику китайского государства в отношении приверженцев данной религии в различные исторические эпохи, выявляет и исследует причины сложных и напряженных отношений между мусульманами и ханьцами3. Подробный анализ конфессиональной политики Китайского государства и политической деятельности мусульман представлен также в работах Сюй Цзюньяо4.

В исследованиях Цзинь Ицзю, Фэн Цзиньюаня, Ян Цичэня, Ма Пина, Ли Синхуа осуществлена общая реконструкция истории мусульманских

гЫ Ung Bing Outiines of Chinese historu. Shanghai, 1914; Бай Шоу-и, Хань Дао-жэнь, Дин И-минь. Хуэйхуэй миньцзуди цзяньши хэ сяньчжуань. Пекин, 1957; Бай Шоуи Чжунго исылань ши цунь гао. Иньчуань, 1983; Чжан Ци-юй Чжунго миньцзучжи. Изд.З. Пекин, 1947; Люй Чжэнь-юй Чжунго миньцзу цзяньши. Пекин. 1950; МаИюй. Чжунго хуэйцзяо шицзянь (Краткая история кит. мусульман). Шанхай, 1948. ъЯн Хуайчжун Хуйцзу ши хунь гао. Иньчуань, 1992.

лСюй Цзюньяо. И сы лань цзяо юй сянь дай чжэнь чжи (Ислам и современная политика). Пекин: Чжунго шэхуй кэсюеюань чубаньшэ, 1989.

общин в Китае, представлен анализ политической, социальной и культурной жизни китайских мусульман .

Наряду с обобщающими трудами по истории ислама в Китае, в 80-е - 90-е годы XX столетия публикуются исследования, посвященные анализу отдельных аспектов истории и деятельности китайских мусульман. Так, Чжун Юаньсю исследовал древнейший период истории мусульман в городе Гуанчжоу  . Ван Чжэнвэй и Лю Тяньмин исследовали экономический потенциал мусульманской общины Китая. В работах данных авторов проанализирована хозяйственная и торговая деятельность китайских мусульман в Средние века и в период Нового времени. Особое внимание историки уделяют современной экономической деятельности мусульман . Историк Чжоу Гоули углубленному исследованию подверг религиозно- образовательную деятельность китайских мусульман и их вклад в развитие китайской науки .

Необходимо отметить, что в отличие от истории ислама в Китае в целом, проблемы развития данной религии в Северо-восточном регионе Китая в китайской научной литературе разработаны недостаточно полно. Значительный вклад в эту область внесли мусульмане-сотрудники региональных отделений Китайской исламской ассоциации. Так, сотрудники Хэйлунцзянского отделения подготовили работу «Ислам в провинции Хэйлунцзян». Сотрудники Ляонинского и Цзилинского обществ опубликовали ряд справочно-исторических работ, например «Мечеть в Цицикаре», «Мечеть в Илане». В числе последних публикаций, касающихся проблем развития ислама на Северо-востоке Китая необходимо отметить статьи Шу Цзинсяна .

В российской исторической науке интерес к изучению ислама в Китае проявляется в XIX столетии. Первые работы по этой теме были подготовлены крупнейшими синологами — архимандритом Палладием (П.И. Кафаровым) и В.П. Васильевым  . В трудах этих ученых содержится богатый эмпирический материал, характеризующий историю мусульманской общины в Китае, ее устройство, взаимоотношения с государством, литературную и богословскую деятельность, хозяйственные занятия, этнический состав, нравы и обычаи. Особый интерес представляют содержащиеся в трудах В.П. Васильева и Палладия статистические данные, демонстрирующие численный состав мусульман Китая. Ряд вопросов исторического развития мусульманских общин в Китае нашел свое отражение в трудах H.H. Пантусова и П.А. Полякова .

Во второй половине XIX — начале XX столетия в России публикуются работы, касающиеся истории развития ислама в Северо-Западном и Северо-восточном регионах Китая. Так, ценные сведения, характеризующие различные сферы жизнедеятельности (политическую, религиозную, бытовую) мусульман Кашгарии, содержатся в путевых заметках казахского

публициста Ч.Ч. Валиханова, совершившего путешествие на Северо-запад

 

Китая в 1856 году Подробно описал образ жизни и занятия мусульман

Северо-западного края и знаменитый русский путешественник Н.М. Пржевальский13.

Особенный интерес у российских исследователей второй половины XIX — начала XX веков вызывали политические аспекты взаимодействия мусульманской общины и китайского государства. Так, подробному изучению были подвергнуты мусульманские восстания против цинского правительства на Северо-западе Китая XVIII—XIX веков. Анализу причин, хода и последствий данных восстаний уделяется значительное внимание в трудах А.К. Гейнса, Н.О. Аристова, Н.П. Остроумова, B.C. Кадникова, Вл. Кучумова, Н.И. Куропаткина, Ю.Сосновского, В.Н. Богоявленского14.

Фрагментарные сведения о мусульманах Маньчжурии содержатся в трудах М. Венюкова, А.П. Болобана, А. Гребенщикова, Любова15 . М. Венюков сообщает статистические сведения о мусульманах Гирина, Бодунэ, Ашихэ и Сансина, а также кратко характеризует их занятия и образ жизни. А.П. Болобан анализирует экономическую политику цинского правительства в Маньчжурии и отмечает ее дискриминационный характер по отношению к местным мусульманам. А. Гребенщиков, в своих путевых заметках, упоминает о миссионерской деятельности мусульман северо-восточных окраин Китая. В работе Любова представлены отдельные сведения по истории мусульманской общины Засунгарийского края.

Значительный вклад в изучение истории китайского ислама внесли советские историки. Как и ранее, главное внимание исследователей было сосредоточено на политических отношениях мусульман и китайского государства. Антиправительственные выступления мусульман Северо-

иПрежевалъск1ш Н.М. От Кяхты на истоки Желтой Реки, исследование Северной окраины Тибета и путь через Лоб-нор по бассейну Тарима. СПб., 1888.

14 Аристов Н. О настоящем положении инсуррекции в Западном Китае// Материалы для статистики Туркестанского края. Вып.2. СПб., 1873; Гейне А.К. о восстании мусульманского населения или дунганей в Западном Китае. // Военный сборник. 1866; Кадников B.C. Из истории Кульджинского вопроса// Исторический вестник. 1911. июнь; Остроумов Н.П. Китайские эмигранты в Семиреченской области Туркестанского края и распространение среди них православного христианства. Казань, 1879; Богоявленский В.Н. Западный застенный Китай. СПб., 1906.

13 Болобан А.П. Северо-Восточная Монголия и ее хлеба// Вестник Азии. Харбин, 1910; Венюков М. Опыт Военного обозрения русских границ в Азии. СПб., 1873. С. 158; Гребенщиков А. По Амуру и Сунгари. Путевые заметки. // Вестник Азии. Журнал общества русских ориенталистов. 1909. №1; Любое Хуланьское фудутунство. Хабаровск, 1903.

западного Китая трактовались советскими учеными как часть общей национально-освободительной и антифеодальной борьбы китайского народа. Анализу различных аспектов данной борьбы были посвящены исследования B.JI. Ларина, Л.И Думана, Г.М. Ибрагимовой, И.Г. Полинова, Г.К. Кара- Мурзы, А.Г. Яковлева и других авторов16.

Из современных российских исследований, затрагивающих историю ислама в Китае, особо следует выделить труды B.C. Кузнецова . Его монографии «Ислам в политической истории Китая» (в 3-х ч.) и «Ислам в общественно-политической жизни КНР» являются самыми крупными и обстоятельными работами из всех российских исследований, посвященных данной проблеме. В них углубленному анализу подвергнута роль ислама в политической истории Китая, а также содержится детальная характеристика религиозной и национальной политики китайского государства в отношении мусульман. Помимо этого, в трудах B.C. Кузнецова заключается богатый фактический материал, касающийся не только политических аспектов существования ислама, но и его этнокультурных, культовых особенностей, хозяйственной и бытовой культуры китайских мусульман и пр.

Наряду с китайскими и российскими историками значительный вклад в изучение китайского ислама внесли западноевропейские и американские исследователи. Вероятно, одним из первых европейцев, описавшим мусульманские общины Китая был знаменитый венецианский путешественник XIII века Марко Поло, в записях которого содержатся краткие сведения о мусульманских анклавах портовых городов южного Китая, об образе жизни и занятиях китайских мусульман .

В этом же столетии с миссией к монгольскому хану Мунке в Китай прибыл посол папы Римского Плано Карпиле. Впоследствии в своих заметках он сообщил ценные сведения, характеризующие историю и культуру Китая XIII столетия. Для разработки проблем данного диссертационного исследования представляют интерес его сообщения о переселении монгольскими властями в Китай нескольких десятков тысяч мусульман из Средней Азии .

Более подробные сведения о китайских мусульманах содержатся в трудах сотрудников дипломатических представительств XIX века. Так, французский консул в Кантоне и Гонконге П. Дабри де Тиерсан собрал обширный эмпирический материал, характеризующий историю, религиозные традиции, духовную и материальную культуру китайских мусульман .

В начале XX столетия в западноевропейской научной литературе появляются первые обобщающие труды по истории китайского ислама. В данном контексте следует упомянуть работу Маршалла Брумхолла «Ислам в Китае» " . Несмотря на то, что это исследование было написано почти сто лет тому назад, оно не утратило своего научного значения и до настоящего времени. Сведения о развитии ислама в Китае в различные исторические эпохи содержатся и в некоторых исследованиях, посвященных истории китайского государства, опубликованных в первой половине XX столетия. Так, в работе Ч. Кэмпбэлла анализируется история мусульманской общины Китая в период правления династии Юань . А. Виссьер углубленному исследованию подвергает религиозную политику китайского государства в период династий Мин и Цин, а также характеризует положение мусульман в республиканском Китае" . Историки А. Е. Моул, А. Финдлэй, М.Райт в своих исследованиях анализируют взаимоотношения мусульман Китая с государством в период правления дома Цин . Определенный интерес для реконструкции начальной истории ислама в Китае представляют исследования Э. Паркера, Ф.С. Дрэйка .

Во второй половине XX столетия значительный вклад в изучение мусульманских общин Китая внесли историки Дж.Ф. Форд, М. Россаби, И. Меес, Дональд Даниэл Лесл и ряд других авторов" .

Таким образом, к настоящему времени, китайские, российские, западноевропейские и американские историки подготовили значительное число работ, анализ которых позволяет реконструировать историю ислама в Китае, представить ее общую периодизацию, охарактеризовать политический, социальный и экономический потенциал мусульманских общин Китая. Однако, в существующей исторической литературе преимущественное внимание уделяется характеристике социально- политических отношений мусульман с китайским государством. Вопросы религиозной и культурной истории китайских мусульман исследованы недостаточно полно. За рамками исторических исследований в большинстве случаев остается и история ислама в Северо-восточном регионе Китая.

Для решения проблем данного диссертационного исследования представляется необходимым анализ этнографических работ, в которых изучаются исповедующие ислам народности Китая, рассматриваются процессы становления и консолидации сообщества китайских мусульман (хуэй). В китайской этнографической науке систематические исследования народов, исповедующих ислам, начинаются в конце XIX — начале XX веков. Значительный вклад в исследование этногенеза тюрокязычных мусульман

Китая и хуэй внесли ученые Янь-у, Чэнь Цзы хуа Люй Чжэнь-юй .

В XX столетии крупные историко-этнографические исследования подготовил Линь Гань ~ . Этот этнограф сформулировал т.н. «арабо- персидскую» версию этногенеза хуэй. Подробные данные, характеризующие этническую историю китайских мусульман, содержатся в исследованиях Ли Кай Шуня ~ . Сведения о жизни и деятельности китайских мусульман содержатся и в ряде лингвистических трудов и в обобщающих исследованиях по этнографии Китая30.

В российской научной традиции этнографические исследования китайских мусульман начинаются в дореволюционный период. Так, в 60-гг. XIX века Захаров одним из первых в этнографической науке сформулировал гипотезу «уйгурского» происхождения сообщества китайских мусульман

 

Значительный вклад в этнографическое изучение китайских мусульман внесли российские исследователи в XX столетии. В работах Х.Ю. Юсурова, Г.Г. Стратановича, H.H. Чебоксарова, М.Г. Левина, М. Сушанло, С.П. Толстова, A.M. Решетова, Я.М. Бергера, С.И. Брука собран и обобщен обширный фактический и теоретический материал по этнической истории китайских мусульман (хуэй), их материальной и духовной культуре.

Помимо исторических и этнографических трудов, немаловажное значение для раскрытия темы диссертации представляют религиоведческие исследования, посвященные как исламу в целом, так и исламу в Китае в частности. В китайской науке основная часть религиоведческих исследований была подготовлена в последние десятилетия XX столетия и в начале XXI века. Вопросы вероучения и культа ислама рассматриваются в трудах Ли Юньфэя, Люй Дацзи, Цзинь Ицзю, Пань Мэняна, У Юньгуя, Ван Цзюньжуна, Фэн Цзиньюаня и других авторов В работах Чжан Бинминя и Ван Хуайдэ подробно характеризуются различные исламские школы и направления   . Религиозная философия ислама получила углубленное исследование в трудах Ян Цичэня, Ян Хуа, Чжан Бинь Миня, Ша Цзунпиня . Значительный интерес китайские религиоведы проявляют к изучению правовой системы ислама. Крупные труды в этой области подготовили Ха Баоюй, Гао Хун Цзюнь, Гао Хаожань .

С позиций религиоведения и философии религии анализируют китайский вариант ислама исследователи Ли Юнфэй, Фэн Цзиньюань, Ян Гуйпин, Ма Сяоин. В работах данных авторов анализируется вероучение китайских мусульман, их культовая и внекультовая деятельность. Выявляются и исследуются конфессиональные особенности китайского ислама .

В последние годы учеными Китая проводятся активные исследования проблем трансформации ислама в Китае, его адаптации к китайской социокультурной и этнорелигиозной среде. В данном контексте необходимо отметить коллективный труд «Исламская культура в Китае» (1996 г.), а также работы Ма Цичэна, Ван Жэньчжуна, Чжан Цзунци и ряда других авторов .

В российском религиоведении изучение ислама имеет длительную традицию, уходящую своими корнями в первую половину XIX столетия. В XX веке значительный вклад в данную область внесли такие известные ученые как В.В. Бартольд, И.Ю. Крачковский, И.П. Петрушевский, Е.А. Беляев, О.Г. Большаков, М.Т. Степанянц, Г.М. Керимов, М.Б. Пиотровский,

С.М. Прозоров и другие исследователи .

Однако в российской литературе нет крупных комплексных исследований, посвященных религиоведческому анализу китайского ислама. Такие исследования в России только начинаются. Так, в 2006 году в Санкт- Петербургском государственном университете исследовательница Ши Шу защитила кандидатскую диссертацию, в которой рассматриваются вопросы проникновения ислама в Китай и начало его адаптации к китайской культуре .

Вопросы существования и развития ислама в китайской этнокультурной среде затрагиваются и в ряде статей, в числе которых необходимо отметить работы А.П. Забияко, Р.А. Кобызова и Ли Синя .