СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Свободные экономические зоны в условиях открытой экономики.

1.1 Концепция открытой экономики: теоретический аспект. 8

1.2 Свободные экономические зоны (СЭЗ) - как средство усиления открытости экономики. 19

Глава 2. Опыт использования СЭЗ в условиях китайских экономических реформ.

2.1. Реформы в Китае - особый путь перехода к рынку. 46

2.2. Политика открытости - как условие реформирования китайской экономики. 64

2.3. Свободные экономические зоны - элемент реформы и переход к открытой экономике. 84

2.4. Шэньчжэнь - пример успешной реализации политики открытости. 100

Заключение. 121

Список литературы. 131

Приложение. 139 

Введение.

В условиях рыночной экономики тенденция к открытости является закономерностью развития. Развитие свободных экономических зон и от¬крытость национальной экономики диалектически взаимосвязаны: свобод¬ные экономические зоны (СЭЗ) являются условием и средством достиже¬ния открытости. Китай, начиная экономическую реформу, использовал СЭЗ, как особую форму открытой экономики и базу для испытания новых методов хозяйствования. Свободные экономические зоны - не новое явле¬ние, они имеют многолетнюю историю. Но именно Китай использовал их как инструмент реформы; средство не только ускорения развития, но и пе¬рехода к принципиально новому этапу развития.

В Китае специальные экономические зоны не только являются эффективной особой формой экономических связей и сотрудничества между КНР и иностранными государствами, но и одновременно вы¬ступают средством обеспечения потребности в экономических связях и сотрудничестве между Китаем и Сянганом, Аомынем, Тайванем. СЭЗ, не только привлекли капиталы и технику, но и привлекли передовые методы хозяйствования и управление. Зоны имеют особое значение для реформы экономической системы всей страны. Экономической стратегией Китая является последовательность и постепенность. Начи¬нались преобразования в одном районе, в одной отрасли, затем их по¬степенно распространяли на другие. Для того, чтобы привлекать и ис¬пользовать иностранные формы хозяйствования, нужно испытать и ис¬следовать их на соответствие условиям и потребностям Китая, на их способность стимулировать развитие национальной экономики. Для этого созданы специальные экономические зоны. СЭЗ Китая - уни¬версальные специальные экономические зоны, на них возлагалось много задач.

По поводу СЭЗ в Китае существуют разные точки зрения.

Сторонники первой точки зрения считают, что они имеют социа¬листический характер. СЭЗ созданы в условиях китайского социализма, они управляются социалистическим государством. СЭЗ не изменили при¬роду социалистического хозяйства страны. Поэтому по своей природе СЭЗ в Китае — носители социалистических производственных отношений.

Согласно второй точке зрения СЭЗ - явление капитализма. Пред¬приятия в СЭЗ используют иностранные капиталы, методы капиталисти¬ческого хозяйствования.

Все предприятия в СЭЗ работают в условиях рынка, поэтому эконо¬мика в СЭЗ может быть охарактеризована как кагопалистическая.

Авторы третьей точки зрения считают, что СЭЗ - признак государ¬ственно-капиталистической экономики. Причина в том, что предприятия в зонах созданы путем привлечения иностранных капиталов на базе со¬циализма. СЭЗ не носит чисто социалистического характера, имеет двой¬ственный, то есть государственно-капиталтстический характер. Сторонни¬ки четвертой точки зрения полагают, что в условиях СЭЗ существует многоукладная экономика.

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно исследовать характер СЭЗ в мировой практике принципов их организации, а также СЭЗ в экономике Китая. 

Цель работы: анализ процесса открытости национальной экономики через функционирование свободных экономических зон, оценка роли СЭЗ в активизации инвестиционного процесса и в повышении его эффективно¬сти.

Для этого поставлены задачи:

1) исследовать возможности китайского пути в реализации открытости на¬циональной экономики;

2) изучить мировые модели свободных экономических зон с целью выяв¬ления общих закономерностей их развитая;

3) изучить опыт Китая в создании СЭЗ, проанализировать результаты, накопившегося опыта их использования в целях реформирования эконо¬мики.

Данные задачи невозможно решить без анализа открытости эконо¬мики. Поэтому в работе поставлены задачи исследования открытой эконо¬мики как закономерности развития рыночной экономики.

Представленная к защите работа, имеет две главы. В первой главе освещается теоретический аспект проблемы, проанализированы откры¬тость экономики как экономическое явление и СЭЗ в историческом и тео¬ретическом разрезах. Во второй главе проанализированы практика рефор¬мирования экономики Китая и СЭЗ как инструмент реформирования, ус¬ловие и результат открытости китайской экономики. Практика использо¬вания СЭЗ рассматривается как с позиции общих принципов, так и на примере зоны Шеньчжень. Анализ использования зон в Китае и в России показывает, что есть общие моменты при определении целей их создания. Однако механизм функционирования зон в Китае в значительной степени отражает национальную специфику, а в условиях России - чисто россий¬ские проблемы. В связи с этим сложно использовать опыт Китая в России, но в методологическом и организационном плане можно многое перенять. Поэтому данная проблема представляет не только теоретический, научный, но и практический интерес.

Отдельные фрагменты диссертационной работы отражают элементы

новизны.

1) Свободные экономические зоны рассмотрены как средство усиления открытости национальной экономики. СЭЗ обеспечивают открытость через инвестиционную активность в направлении привлечения ино¬странных капиталов и эффективность их использования.

2) Показано, насколько открытость экономики как экономическое явление связано с СЭЗ. Свободные экономические зоны — явление многоплано¬вое, обладающее относительной самостоятельностью, являющееся одно¬временно инструментом государственной политики и средством дости¬жения открытости.

3) Систематизированы и классифицированы СЭЗ как историческое явле¬ние. Они рассматриваются не как набор отдельных форм и видов, а как результат саморазвития и развития открытой экономики, результат про¬явления потребностей общества и государственной политики.

4) Приведены аргументы в пользу того, что наиболее эффективной фор¬мой реализации принципа «одна страна - две системы» является созда¬ние и функционирование свободных экономических зон.

5) СЭЗ в Китае рассмотрены и как самостоятельное явление, и как нераз¬рывная часть экономических реформ. В связи с этим проанализированы особенности и принципы экономической реформы в Китае. Сделан вы¬вод о том, что СЭЗ в Китае не могут быть независимы от государствен¬ной политики. В то же время саморазвитие зон приводит к возникнове¬нию проблем, из-за которых невозможно решить некоторые поставлен¬ные правительством задачи. Однако в значительной мере СЭЗ воспри¬няли стратегию и тактику реформ: динамизм развития, подчиненность строго определенным целям, многообразие форм и т.д.

6) Свободные экономические зоны в Китае занимают промежуточное ме¬сто в системе административно-командного и рыночного регулирова¬ния. В этом противоречивость и эффективность реформ в Китае. В этом же противоречивость и успешность СЭЗ (высокие темпы развития и значительные государственные расходы на создание инфраструктуры зон; сочетание высокоэффективных и нерентабельных производств и т.д.).

При написании работы использовались монографии и статьи россий¬ских и китайских авторов, материалы съездов и пленумов ЦК КПК, фактический материал и информация из статистических справочников и ежегодников.

Основные результаты работы докладывались на методических семи¬нарах кафедры, на научных конференциях (г. Томск, г. Юрга). По мате¬риалам диссертации подготовлены 4 статьи. 

Глава 1. Свободные экономические зоны в условиях открытой экономики.

1.1. Концепции открытой экономики: теоретический аспект.

По мере развития научно-технического прогресса и углубления специализации стало невозможно выпускать продукцию постоянно расширяющейся номенклатуры в рамках отдельных стран. Удовлетво¬рение растущих потребностей теперь невозможно без международной тор¬говли. В то я® время тенденция к расширению международного обмена товарами, услугами, факторами производства неоднократно сталкива¬лась с противоположной тенденцией к автаркии - экономической са¬мообеспеченности одной страны (или закрытой экономики). Основой автаркии выступают: стремление защитить отечественного товаропроиз-водителя, идеи экономической безопасности страны; проблемы создания рабочих мест, экспорта капиталов и т.д.