СОДЕРЖАНИЕ:



ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................…..2-8 стр.


Глава 1. Общее понятие и категории тяжких преступлений по        уголовному праву    


1.1 Категории  преступлений в истории уголовного законодательства.
...........................................................................................................…...9-24 стр.

1.2 Понятие и категории преступлений по действующему уголовному  законодательству Республики Казахстан...............................................
.........................................................................................................…...25-46 стр.

Глава 2. Тяжкие преступления в уголовном законодательстве Республики Казахстан


2.1 Категории тяжких преступлений в нормах Общей части Уголовного кодекса Республики Казахстан........................................................................
........................................................................................................…... 47-62 стр.                                   
2.2 Категории тяжких преступлений в нормах Особенной части Уголовного кодекса Республики Казахстан...................................................
.........................................................................................................…...63-72 стр.


Заключение...................................................................................…73-76 стр.                            

Используемая литература............................................................77-79 стр.                      




ВВЕДЕНИЕ
Реформы, проводимые в Республике Казахстан, диктуют необходимость создания прочной правовой основы государственной и общественной жизни в условиях   становления  суверенного, независимого государства. Важная роль в этом отводится такой отрасли права, как уголовное право, которое затрагивает судьбы практически всего общества, всех его граждан.
В основе уголовного права любого цивилизованного государства должны лежать не групповые, не классовые, а прежде всего общечеловеческие ценности. Вступив в сообщество таких государств, мы возвращаемся к этим, ценностям, приняв на себя обязательство по безупречному исполнению норм и положений Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Статья 1 Конституции нашей страны гласит, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным  государством,  высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
Концепция  правового государства, является приоритетом  для нашей Республики. В Послании Президента  Республики  Казахстан  народу  страны «Казахстан-2030»: Гласит Процветание, безопасность и улучшение    благосостояния всех «Казахстанцев» подчеркивается, что необходимо   «...установить 1 абсолютное верховенство закона и защитить закона послушных граждан от преступности». Наибольший вред конституционным правам граждан причиняют такие виды преступлений, как тяжкие и особо тяжкие преступления. Определение указанных категорий преступлений дается в статье 10 Уголовного кодекса Республики Казахстан. Согласно положениям этой статьи, все преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности подразделяются на четыре категории:
- преступления небольшой тяжести,
- преступления средней тяжести,
- тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.
В последние годы среди перечисленных категорий преступлений практически не снижается количество тяжких и особо тяжких преступлений. Так,  в 1994 году на территории Республики Казахстан было совершено 33041 тяжкое и особо тяжкое преступление, в 1995 году - 59781, в 1996 году - 89320, в 1997 году -76825, в 1998 году - 76602, в 1999 году - 65257, в 2000 году - 73160, в 2001 году - 80744, в 2002 году - 77024 тяжких и особо тяжких преступлений.
Примечательно то, что изменение уголовного законодательства не оказало  какого-либо  влияния  на  показатели  динамики тяжких и особо тяжких преступлений. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030:








_____________________________________________________________________________
Послание Президента страны народу Казахстана // Казахстанская правда. 1997. 11 окт. Сборник основных статистических данных о судимости и работе судов Республики Казахстан 1999 г - г ; Астана.2001 г.


В структуре тяжких преступлении преобладают квалифицированные составы кражи чужого имущества, грабежа, а также разбой. В значительной степени именно по состоянию борьбы с кражами, грабежами, разбоями граждане воспринимают общую криминогенную  ситуацию  и оценивают  результативность деятельности правоохранительных органов государства по  защите их законных прав и интересов.
С вступлением в действие с 1 января 1998 года Уголовного кодекса Республики Казахстан ежегодно растет количество осужденных лиц, в том числе осужденных за тяжкие преступления. Так, в 1998 году в Республике Казахстан осуждено 58394 человек, в 1999 году - 66311 человек, в 2000 году - 77526 человек, а в 2001 году - 70924 человека, в 2002 году - 65063 человека, в том числе за совершение тяжких преступлений в 1998 году осуждено 28605 человек, а в 1999 году - 30359 человек. Если же взять соотношение количества осужденных за тяжкие преступления к количеству осужденных за преступления всех категорий, то в 1999 году 45,8 % всех осужденных составили лица, осужденные за совершение -тяжких преступлений. При этом за квалифицированные виды кражи осуждено 87,3 % от числа всех осужденных за кражи, за квалифицированные виды грабежа - 85,5 % от числа всех осужденных за грабежи. 



___________________________________________________________________
Состояние преступности в Республике Казахстан и результаты работы органов внутренних  дел в 1999-2001 гг (Оценка оперативной обстановки). - Астана, 2001.



Анализ криминогенной  обстановки свидетельствует о том, что несмотря на ее общую стабилизацию в период с 1994 по 2002 годы, (снижение количества зарегистрированных преступлений, в том числе тяжких), почти каждое второе зарегистрированное преступление относится к данной категории. В этой связи серьезную озабоченность вызывает состояние борьбы с тяжкими преступлениями. Так, только в 1999 году осталась нераскрытой треть тяжких преступлений, в том числе четверть разбоев, около половины грабежей и краж чужого имущества; безнаказанными остались 497 убийц, 873 разбойника, 4250 грабителей и около 22000 воров.
Обеспечение  неотвратимости  уголовной ответственности и наказания в немалой степени зависит от достоверного знания всех процессов, происходящих в таком сложном социальном явлении как преступность, и от  выработки   на   основе   полученных   знаний соответствующих стратегии и тактики борьбы с преступностью, в общем, и с ее отдельными видами  в частности.
Изучение работы правоохранительных органов позволяет сделать вывод о том, что действующая система уголовно-правовой статистики имеет существенные недостатки.

Так, в уголовно-правовой статистике законодательное определение тяжкого преступления подменяется понятием «тяжкие виды преступлений», что ведет к искажению статистических данных о состоянии   преступности,   негативно   влияет   на формирование  уголовной   политики   в   борьбе   с преступностью, на   принятие  обоснованных управленческих   решений   и   на рациональное использование сил и средств в правоохранительных органов. В связи с этим остро встает проблема пересмотра  имеющихся форм статистической отчетности, методов формирования банков статистической  отчетности, методов формирования банков статистической информации о преступности. Решение данной проблемы отвечает цели второго этапа правовой реформы в Республике Казахстан, а именно совершенствованию всех элементов государственного механизма   как   в   организационном,   так   и   в функциональном направлениях.
Серьезные упущения имеются в деятельности судебно-следственных органов по применению закона о тяжком преступлении. Нет единообразной судебной практики при назначении наказания лицам, совершившим тяжкие  преступления. При расследовании уголовных дел органы уголовного преследования не всегда обеспечивают всестороннее и полное исследование обстоятельств преступления. Допускаются ошибки при квалификации преступлений, следовательно, и при определении категории преступления. Неправильное определение категории преступления нередко приводит к тому, что лица, совершившие тяжкие преступления, уходят  от заслуженного наказания.

С категорией тяжких преступлений связаны нормы важнейших    отраслей    права. В уголовно-исполнительном праве Республики Казахстан многие нормы построены на использовании категории тяжких преступлений.
К примеру, в части 1 статьи 18 УИК РК говорится, что суд контролирует исполнение наказаний при  решении   вопросов   об   условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене не отбытой части наказания более мягким видом наказания, об освобождении от наказания,  об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного,   об   отсрочке   отбывания   наказания;  беременным женщинам и женщинам имеющих детей в возрасте до восьми лет, кроме осужденных к лишению свободы на срок выше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, а также об изменении вида исправительного учреждения.    При анализе тяжких преступлений возникает ряд теоретически сложных и спорных   вопросов, требующих, как нам представляется, дальнейшей разработки. К ним следует отнести вопросы дальнейшего совершенствования санкций, предусмотренных за тяжкие преступления, как формального выражения характера и степени общественной опасности преступления; вопросы более глубокого обоснования отнесения конкретных составов преступлений к категории тяжких; вопросы определения правовых   последствий  признания вступления тяжким.
Исследование вышеперечисленных проблемных вопросов предполагается использование последних достижений правовой науки и данных практической деятельности правоохранительных органов.
Существенный вклад в развитие уголовно-правовых, криминологических  аспектов  проблемы тяжких преступлений внесли Ашитов 3.0., Бейсенов Б.С., Джекебаев У.С., Жунусов Б.Ж., Загородников Н.И., Каиржанов Е.И., Наумов А.В.


Отдельные аспекты рассматриваемой проблемы изложены в исследованиях Кардаева П.С., Коробова П. В., Мурзинова А. И., в статьях и монографиях Абдирова Н.М., Борчашвили И.Ш., Дулатбекова И.О., Ковалева М.И., Кригер Г.Л., Кривоченко Л.Н., Кузнецовой Н.Ф.,  Кульжакаевой Р.Б., Нукенова М.О., Нуртаева Р.Т., Оразалиева М.М., Сахарова   А.Б., Толеубековой   Б.Х.   и   других. Исследованию   тяжких   преступлений посвящена диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук Н.Г.Кадникова «Категория тяжких преступлений по советскому уголовному праву».
В Республике Казахстан углубленным изучением тяжких   преступлений   в  рамках   научной  темы «Классификация преступлений по уголовному праву Республики Казахстан» занимается научный коллектив под руководством доктора юридических наук Онгарбаева Е.А.  Вопросы  тяжких  преступлений  нашли  свое отражение в диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук Онгарбаева Е.А. «Теоретические проблемы классификации преступлений по уголовному праву Республики Казахстан» (1999 г.), проблемы разграничения тяжких преступлений и  преступлений небольшой тяжести  исследованы  в диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических  наук   Шнарбаева  Б.К. «Категория преступлений небольшой тяжести по уголовному праву республики Казахстан» (1997 г.). По рассматриваемой проблеме защищена    кандидатская    диссертация К.Б. Есмагамбетова.Однако проведенный нами анализ юридической литературы, показал, что теоретические и практические проблемы, связанные с категорией    тяжких преступлений, далеко не исчерпаны. В настоящее время определенным образом видоизменилась стратегия и тактика правоохранительных органов по борьбе с тяжкими преступлениями.