СОДЕРЖАНИЕ

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ…………………………………………………………4

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….6

1    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО МОРСКОГО ПРАВА

1.1  Понятие и источники международного морского права……………............10

1.2 Международные морские организации и их значение в освоении

Мирового океана…………………………………………………………………..16

 

2     ПРАВОВОЙ РЕЖИМ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ

2.1  Правовой статус и режим внутренних морских вод и территория моря…..21

2.2  Морские пространства за пределами территориального моря…………......27

2.3  Правовой режим проливов и каналов, используемых для международного судоходства………………………………………………………………………....38

2.4  Международный район морского дна………………………………………..46

 

3      РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН КАК СУБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО МОРСКОГО ПРАВА

3.1   Правовые аспекты участия Республики Казахстан в определении правового

статуса Каспия………………………………………………………………...........49

3.2   Проблема присоединения Республики Казахстан к Конвенции ООН по морскому праву 1982 года…………………………………………………………63

3.3   Проблемы и перспективы развития международного морского права……69

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..76

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………81

 

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….85

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Международное морское право – это совокупность  международно-правовых норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с использованием ими Мирового океана. Проблемы Мирового океана в настоящее время за-нимают одно из важнейших мест в мировой политике: на этих пространствах должен быть установлен меж-дународный правопорядок, который наилучшим обра-зом отвечал бы интересам мира и сотрудничества, меж-дународной безопасности и обеспечению прогресса на-родов.

В истекшие после подписания Конвенции ООН по морскому праву годы мировое сообщество стало сви-детелем позитивного воздействия конвенции на ход международных событий. Освоение мирового океана играет все большую роль в жизнедеятельности человечества. Данный факт объясняется двумя объективными процессами, сопровождающими современное ми-ровое развитие: увеличением научно-технического потенциала человечества; необратимым истощением земных ресурсов - как минеральных, так и биологических. О значении морей и океанов можно судить и по такому факту: более половины физического объема внешнеторговых грузов перевозится сегодня в мире мор-ским путем [1, с.59].

По мнению Бекяшева К.А. и Серебрякова В.В. в современный период роль морских организаций в облас-ти деятельности государств по освоению Мирового океана на-столько возросла, что без них в современных условиях практиче-ски невозможно найти удовлетворительное решение вопросов, связанных с выработкой правового режима Мирового океана и нормативным регулированием всех видов деятельности госу-дарств в его пространствах, включая рациональное использование его ресурсов и сохранение экологического равновесия.

Международная морская организация (ИМО), Международный орган по морскому дну, Трибунал по морскому праву, Арбитраж и специальный арбитраж по морскому праву, Комитет по судоходству Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Межправительст-венная океанографическая комиссия (МОК), Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), Международный морской коми-тет (ММК), Балтийский международный морской совет (БИМКО), Международная ассоциация судовладельцев и др.

В состав территории каждого государства, имеющего морское побережье, входят внутренние морские воды. Внутренними морскими водами прибрежного государства считаются акватории портов, моря, полностью окруженные сушей одного и того же государства, а также моря, все побережье которых и оба берега соединения с другим морем (или океаном) принадлежат одному и тому же государству, морские бухты, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному и тому же государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль.Под территориальным морем понимается морской пояс, примыкающий к береговой линии или внешнему пределу внутренних вод прибрежного государства и ширина которого не превышает 12 морских миль.

Морские пространства планеты имеют различный правовой режим, определяющий порядок и специфику их использования.Ключевой характеристикой режима морских пространств является такой признак, как распространение на них суверенных прав прибрежного государства. Так, с точки зрения распространения государственного суверенитета и юрисдикции все части Мирового океана можно разделить на следующие категории: а) территории находящиеся под суверенитетом прибрежного  государства (территориальное море и архипелажное море); б) территории, находящиеся во всеобщем пользовании(открытое море и район морского дна за пределами континентального шельфа); в) территории, на которых прибрежное государство может осуществлять отдельные исключительные права (исключительная экономическая зона, континентальный шельф и прилежащая зона).

Правовой режим международных проливов и международных каналов– водных путей, которые традиционно могут использоваться для международного судоходства, определяется определенной спецификой. Наиболее интенсивно в целях международного судоходства используются такие проливы, как Гибралтарский, Черноморские, Балтийские, Сингапурский, Ла-Манш, Па-де-Кале и ряд других. Некоторые проливы целиком находятся под юрисдикцией одного государства (Мессинский, Корейский, Санникова).

Обоюдное стремление Казахстана и всех стран Каспийского региона обеспечить свое стабильное положение в мировом экономическом и политическом пространстве свидетельствует, что продуманная «нефтяная» дипломатия сотрудничества и компромиссов намного ценнее и эффективнее, нежели борьба за политическую приоритетность отдельных проектов и маршрутов. Однако этого как раз и не наблюдается.

Пока идут споры вокруг правого статуса Каспийского моря, вопрос о политической и геополитической составляющей трубопроводных проектов с повестки дня не снимается. А эти составляющие предполагают: во-первых, ограничить влияние России и Ирана, а по возможности, и Китая на государства Центральной Азии; а во-вторых, предпринять усилия, обеспечивающие гарантии от угрозы энергетического кризиса.

В сегодняшних условиях жесткая борьба за контроль над Каспийским регионом может спровоцировать такое развитие событий, при котором не только само их освоение станет более затруднительным, но и вполне вероятно развитие наименее желательного сценария для всех прикаспийских государств - оформление зоны нестабильности и кризисов на всем пространстве от Черного моря до Индийского океана и от Уральских гор до Синьцзяна.

Положения выносимые на защиту:

1. Республика Казахстан, став независимым государством, также испытывает существенные трудности, связанные с исполь-зованием Мирового океана в экономических и научных целях. В республике не развиваются те отрасли национальной экономики, которые должны быть ориентированы на решение соответствую-щих задач.

2. Участие страны в международной торговле осложняет-ся отсутствием у нее необходимого для этого выхода к морю, что уже подтверждается международной договорной практикой.

3. На сегодняшний день в республике отсутствует четкая концепция использования тех возможностей, которые пре-дусмотрены для внутриконтинентальных государств международ-но-правовыми документами. Открытым остается вопрос о принад-лежности Казахстана к данной категории стран. По мере интенси-фикации деятельности человечества, связанной с эксплуатацией морских ресурсов, отставание республики в этой области будет наносить все более серьезный ущерб национальным интересам Казахстана. В связи с чем тема международного морского права актуальна и необходима для исследования в казахстанской науке.

При исследовании были использованы материалы работ Салимгерей А.А, Ерджанова Т.К., Бекяшева К.А., Серебрякова В.В., Коломбоса Д., Мамедова Р., Гуцуляк В.Н., Ковалева А.А., Лазарева М.И., Клименко Б.М.  и др.

Цель дипломной работы: исследовать международное морское право в целом и применительно к Республике Казахстан.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть понятие международного морского права и международных морских организаций и их значение в освоении Мирового океана.

2. Проанализировать правовой режим морских пространств.

3. Рассмотреть Республику Казахстан как субъект международного морского права.

Объектом исследования являются международные правоотношения.

Предмет исследования -  нормы международного морского права.

В работе использованы исторический, логический, сравнительно-правовой, проблемный, диалектический, перспективный и другие методы научного анализа.

Работа состоит из введения, трех глав, включающих 9 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.