Содержание

Введение………………………………………………………………. 5

1. Понятие таможенной политики.

1.1 Понятие, цели,основные принципы таможенной политики…. 8

1.2 Инструменты таможенной политики………………………….. 15

2. Использование опыта ЕС в формировании и развитии  таможенной политики Республики Казахстан.

2.1 Анализ таможенной политики стран ЕС……………………… 23

2.2 Особенности проведения таможенной политики  в Республике Казахстан…………………………………………... 38

3. Проблемы реализации таможенной политики Республики   Казахстан и пути их решения.

3.1 Проблемы реализации таможенной политики Республики Казахстан………………………………………………………… 46

3.2 Пути решения проблем при реализации таможенной политики Республики Казахстан………………………………. 51

Заключение…………………………………………………………… 57

Список использованной литературы………………………………... 59

Приложения…………………………………………………………... 61

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы  Успешный опыт западноевропейской интеграции на некоторых руководителей постсоветских государств навеял мысли что времена глобализации и растущей взаимозависимости заставляют страны искать пути в партнерстве и интеграции с сопредельными странами, с тем чтобы совместными усилиями найти свое место в мире. Поэтому для стран СНГ, в том числе и для Республики Казахстан, ищущих взаимовыгодные и приемлемые пути интеграции, естественно, будет вызывать интерес положительный опыт  европейской интеграции.

Основой объединения Западной Европы стала ее экономика, точнее взаимные экономические интересы, которые концентрировались в создании  специальных органов и механизмов западно-европейской экономической  интеграции.

Европейская интеграция – это перестройка, но перестройка на высоком уровне социально-экономического и политического развития входящих в нее стран. Она включает переход к смешанной экономике, противодействие монополизму и поддержание конкуренции и предпринимательства, регулирование социальных отношений, упор на человеческий капитал и демократию. Для нее характерна планомерность в прохождении этапов интеграции и настойчивость в достижении поставленных целей. Политическое объединение, демократия, приоритет взаимовыгодности экономического сотрудничества – вот основы философии европейской интеграции.

Президент Н.А. Назарбаев концептуально осветил свое видение развития отношение Казахстана с ЕС. Он подчеркнул, что страны СНГ должны последовать примеру Европейского Союза, который основан на четырех свободах: движение товаров, рабочей силы, услуг и капитала. «Мы видим в ЕС, - подчеркнул Президент Казахстана, - достойный пример для подражания, образец магистрального, наиболее перспективного и эффективного направления экономической и политической интеграции, обращенной в XXI век».

Практика ЕС свидетельствует, что в интеграции, как в любом деле, есть свои законы развития, которые невозможно обойти. Простейшая форма интеграции – зона свободной торговли, при кторой страны – участники отменяют торговые барьеры между собой, но сохраняют собственную политику в отношении третьих стран. Если к этому добавить единый внешний таможенный тариф, получится таможенный союз. Следующий шаг – общий рынок, или единое экономическое пространство. В нем свобода передвижения товаров (таможенный союз) дополняется свободой передвижения услуг, капиталов и лиц. В ЕС он появился только в 1992 г. – 35 лет спустя после образования экономического сообщества. Высшая стадия интеграции – валютный союз с единой денежной единицей, общей экономической, денежно-кредитной и валютной политикой. Путь к нему занял у ЕЭС более 40 лет.

Таким образом, можно сказать, что региональная интеграция, сколько ни была бы она необходима, не терпит поспешности. Любые попытки нарушить последовательность задач или действий, перепрыгнуть через этап и т.п., как правило, оборачивается неудачей и зачастую дискредитацией самой идеи интеграции. Такие примеры есть и в истории ЕС.

Степень исследованности темы. При исследовании использованы материалы работ Драганова В.Г., Борко Ю.А.,  Спиридонова И.А., Ершова А.Д.,  Сарсембаева М.А., Алибекова С.Т., Авдокушина Е.Ф., Айтпаева К., и т.д.

Целью данной дипломной работы является изучение опыта Европейского Союза, который представляет особый интерес для формирования и становления таможенной политики РК. Особый по по трем причинам. Во-первых, входящие в него страны осуществили в послевоенные годы собственную перестройку, преодолев многие социальные язвы и противоречия классического капитализма и поднявшись в итоге на новую, более высокую ступень цивилизационного развития. Во-вторых, от старой Европы националистических раздоров и войн они перешли к интеграции, к созданию содружества европейских государств и народов, не имеющего прецедентов в мировой истории. В-третьих, ЕС является сейчас и останется в будущем главным партнером Республики Казахстан и в ее внешнеэкономических связях, и в развитии общеевропейского сотрудничества.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать основные понятия таможенной политики, ее инструменты, без правильного применения которых невозможно  регулирование внешней торговли.

2. Провести сравнительный  анализ таможенной политики Республики Казахстан  и анализ стран Европейского Союза в целях более успешного использования его опыта.

3. Выявить существующие  проблемы, возникающие  при реализации таможенной политики Республики Казахстана и пути их решения.

Предмет исследования – Опыт Европейского Союза в формировании таможенной политики.

Для национальных систем внешнеторгового регулирования, особенно в развитых странах, характерен высокий уровень законодательного обеспечения, определяющего не только права и обязанности субъектов ВЭД, но и в первую очередь – пределы возможностей исполнительной власти, что исключает непредсказуемость и создает стабильность во внешнеторговой политике государства.

Комплексный характер современной зарубежной практики регламентирования внешней торговли обусловлен конкретным набором средств и инструментов внутринационального и межгосударственного характера, тарифного и нетарифного стимулирования экспорта и сдерживания импорта.

Как известно, основу национальной системы регулирования внешней торговли составляет набор допустимых методов ограничения экспорта и импорта с помощью нетарифных элементов или тарифных предпочтений, валютно-кредитных средств, способов стимулирования экспортного производства, а также технических норм, стандартов и требований к ввозимым товарам.

Разработка и реализация таможенной политики осуществляется с помощью таких спецефических механизмов, как таможенный тариф РК, комплекс защитных мер (антидемпинговые, компенсационные и другие виды специальных пошлин), ограничение на ввоз в РК и вывоз из нее товаров и транспортных средств, включая лицензирование и квотирование, система тарифных преференций и другие меры регулирования взаимодействия казахстанской экономики с мировым хозяйством.

Методология. При исследовании темы были использованы исторический, аналитический, логический, сравнительный, прогностический, проблемный, диалектический методы.

Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, трёх глав, включающих 6 подпунктов, заключения, списка использованной литературы и приложений.