СОДЕРЖАНИЕ 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

 

 

I. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА………………………………………………….11

 

II. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА…………….…..14

2.1. Хулиганство………………………………………………………………14

2.2. Вандализм…………………………………………………………….…..17

2.3. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма……………………...18

2.4. Небрежное хранение огнестрельного оружия………………………….19

2.5. Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств…………………...21

2.6. Нарушение правил пожарной безопасности……………………….…...22

 

III. ПРЕСЕЧЕНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА…………………………………………………..25

3.1. Понятие предупреждения и системы предупреждения преступности против общественного порядка……………………………………………….…...25

3.2. Общее и специальные меры предупреждение преступлений против общественного порядка…………………………………………………………….42

3.3. Причины и основные направления предупреждения хулиганства……57

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..66

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..70

 

 ВВЕДЕНИЕ

 

Центральным, ключевым направлением политики любого государства, бесспорно, является укрепление своей безопасности. Пер-вым долгосрочным приоритетом в Стратегии “Казахстан - 2030” на-звана национальная безопасность.

Безусловно, сегодня обеспечение национальной безопасности, как гарантия независимости государства, непременное условие стабильно-сти и эффективной жизнедеятельности общества принадлежит к сфере важнейших приоритетов Казахстана.

Ситуация в мире сегодня ставит слишком много вопросов, чтобы можно было надеяться что мир вступит в новую полосу своего истори-ческого существования без кровавых конфликтов и потрясений. И хотя войны, принявшие в век технологической революции масштабы массо-вого уничтожения людей, к концу столетия перестали носить глобаль-ный общемировой характер, как это было дважды, на Земле все еще продолжают греметь выстрелы и льется кровь, гибнут десятки тысяч людей. За 5 тысяч с лишним лет истории человечества в мире про-изошло около 15 тысяч войн и конфликтов. После второй мировой войны в мире произошло не менее 170 войн. В настоящее время на че-тырех континентах имеют место 24 военных конфликта. 

Потребность в безопасности связана и с возникновением первых сооб-ществ людей связанных определенными интересами и испытывающих вза-имную зависимость. Эта потребность является неотъемлемой частью любой структуры и не обязательно связана с возникновением государства. Хотя именно при возникновении государственных образований происходит особая актуализация потребности в безопасности. В первую очередь, на первый план выходит необходимость поддержания порядка внутри страны, а потом защи-та от внешних угроз. Здесь безопасность выступает в военно-политическом аспекте, связанная преимущественно с созданием эффективных воинских формирований, которые способны с одной стороны выполнять полицейские функции, а с другой поддерживать территориальную целостность государства. Потребность в безопасности не уменьшилась по мере развития самого человечества. Каждой эпохе, различным сообществам людей были присущи свои особенности. Доминировала та или иная, в зависимости от нужд -внешняя или внутренняя - проблема безопасности. Безопасность личности и общества являлась и является единственным критерием оценки эффективно-сти государственной политики.

В своем послании к народу Казахстана Президент республики Н.А. Назарбаев заявлял: “Мы должны ясно понимать, что прежняя система безопасности, которая существовала 10 лет назад, навсегда ушла в прошлое. К сожалению, за эти десять лет ситуация в регионе резко ухудшилась в плане безопасности. Мы должны ясно понимать, что новые угрозы требуют создания новых механизмов национальной безопасности”.

После завершения “холодной войны” мир нуждается в радикальном переосмыслении традиционных подходов к системе международных отношений, а также места и роли в ней международных организаций.

Как известно, ведущим направлением в борьбе с преступностью является профилактика преступлений. Как специфический вид со-циальной деятельности она сложна и многоаспектна, требует комп-лексного подхода, значительных материальных затрат, ресурсного обеспечения. Сложность предупредительной работы, а так же по-требности практики в необходимости повышения ее эффективнос-ти, определяют актуальность научного осмысления и объяснения многих ее сторон.

Идеи о необходимости предупреждения преступлений выдвигались много веков назад. Так, Платон призывал законодателя создавать за-коны, отвращающие от преступления тех, кто может сделаться преступ-ником. Аристотель полагал, что предупреждение преступлений - это прежде всего борьба с испорченными, противоречащими разуму при-вычками и вкусами.

XVIII век трактат "О духе законов" Монтескье: "хороший законо-датель не столько заботиться о наказаниях за преступления, сколько о предупреждении преступлений; он постарается не столько карать, сколь-ко улучшить нравы". Это положение развернул и конкретизировал Ч. Беккариа в работе "О преступлениях и наказаниях". Комментируя данное произведение, Вольтер высказал мысль, что предупреждение преступлений есть истинная юриспруденция.

Таким образом, за долгий и сложный период развития юридичес-кая мысль и социальная практика сошлись в том, что лучше предуп-реждать преступление, чем за него наказывать.

Несмотря на то, что профилактика как особый вид социальной де-ятельности имеет глубокие корни, многие теоретические проблемы кри-минологии, и системный, концептуальный подход к ряду основных понятий еще четко не разработан. Видимо, это можно объяснить тем, что отечественная криминология достаточно молода (ей не многим бо-лее 30 лет), чтобы успеть решить коренным образом все возникающие проблемы на пути ее развития.

Сегодня, мы, применительно к преступлению, часто используем тер-мины "профилактика", "предупреждение", "предотвращение", и "пре-сечение".

В криминологической литературе нет еще общепризнанного раз-граничения данных понятий.

И.А. Гольфанд и П.П. Михайленко в монографии "Предупреждение преступлений - основа борьбы за искоренение преступности", "Юри-дическая литература", пишут, что не следует искать различий в содержании перечисленных терминов.

Другие авторы, в частности П.Г. Лекарь и А.Ф. Зелинский разграни-чивают термины "профилактика" и "предотвращение". К профилактике они относят устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, а к предотвращению- воспрепятствование конкретному преступлению. 

Г.А. Аванесов говорит о том, что термин "профилактика" может быть ис-толкован в широком и узком смысле.

В широком смысле слова профилактика - предохранение отдель-ных членов общества от совершения ими преступлений. В узком смыс-ле - это деятельность по устранению причин и условий преступлений; выявление лиц, могущих совершить преступления (в силу их зантиоб-щественной направленности), и проведение с ними необходимых пре-дупредительных мероприятий.

По мнению Г.А. Аванесова на уровне индивидуального предупреж-дения преступлений - предупреждение преступности включает в себя и профилактику, и предотвращение, и пресечение. При этом профилакти-ка - это устранение возможности совершения липом преступления, пре-дотвращение - реакция на готовящееся преступление, а пресечение -недопущение перерастания покушения в окончательное преступление. Аналогичной точки зрения придерживаются и другие авторы, но есть и другая большая группа ученых, которые выделяют только термин "пре-сечение", а между другими ставят знак равенства. Каиржанов Е.И. "Кри-минология" (Общая часть) пишет, что однозначны не только термин "предупреждение", "профилактика", но и "предохранение".

Как нам предоставляется, все таки в эти термины можно вложить разный смысл, так как этот вид социальной деятельности много-аспектен, и его цели конкретизируются в территориальном и отрасле-вом разрезах, во времени, в зависимости от объема и механизма действия и согласиться в основном с позицией Г.А. Аванесова.

1. Термин "профилактика" лучше использовать к общегосудар-ственным мерам по улучшению благосостояния людей, или воспита-нию и совершенствованию культуры, нравов, т.е. к тем мерам, которые соприкасаются и влияют на преступность как бы опосредовано.

2. Термин "предупреждение" лучше использовать к деятельности, предусмотренной в программах, концепциях, планах работ, направлен-ных на борьбу с преступностью.

3. Термин "предотвращение" - реакция на замышляемые готовя-щиеся преступления или вмешательство на стадии приготовления к пре-ступлению. Например, борьба с посевами растений, являющихся сырьем для наркотиков

4. Термин "пресечение" - вмешательство на стадии покушения на преступления в целях его не доведения до конца.

5. Термин "предохранение" к виктимологическим мерам предуп-реждения преступности.

Конечно, мы согласны с Е.И. Каиржановым, что нельзя провести глубокой грани между рассматриваемыми терминами, однако как нам представляется, они могут нести в себе разные оттенки.

Считаем уместным сравнение области предупреждения преступно-сти с здравоохранением. Преступления, своеобразная социальная бо-лезнь различных социальных групп, в борьбе с которым необходимо использовать общепрофилактические меры для здоровых людей; пре-дупреждения болезней у тех кто к ним склонен или же болеет; срочным оказанием помощи "в т.ч. хирургической" тем, кто уже находится в тяжелом состоянии.

Определив, предварительно, свое отношение к содержанию тер-минов, можно перейти, к определению понятия "предупреждение" преступлений. Об этом понятии высказано не мало суждений, но наи-более распространенное: предупреждение преступности - это систе-ма мер государственных и общественных органов и организаций, направленных на устранение либо нейтрализацию причин и усло-вий преступлений.

В.Н. Кудрявцев, Г.М. Миньковский, А.Б. Сахаров охарактеризовали этот вид деятельности как систему пресечения формирования и функ-ционирования криминальных процессов в обществе; связи между эти-ми процессами и формированием личности; связей между личностями и ситуации совершения преступлений1.

Наконец, авторы курса советской криминологии пишут:

Предупреждение преступности... - широкое собирательное понятие. Оно включает в себя:

а) общегосударственные мероприятия экономического, социально-го, идеологического, культурно-воспитательного порядка, законода-тельного правового плана, сочетающие убеждение и принуждение в процессе борьбы с преступностью;

-б) деятельность государственных органов и общественных органи-заций, и частности МВД, прокуратуры, юстиции, суда по выявлению причин и условий совершения преступлений и принятию мер по их ус-транению, раскрытию, расследованию, наказанию преступников, их ис-правлению, надзору за освобожденными из мест лишения свободы, а также воспитанию лиц, приговоренных судами к наказанию, не свя-занному с лишением свободы либо неустойчивых людей, ведущих себя антиобщественно либо амопально. 

с) осуществление этих мер, вызываемых конкретной обстановкой.

Таким образом, предупреждение преступности это сфера социаль-ной деятельности по разработке и осуществлению мер, отвращающих от преступления.

Вступление нашей республики на путь ры-ночных отношений, бесспорно, является одной из серьёзных судьбоносных вех в истории народа Казахстана, поскольку установление цивилизованных рыночных отношений, как это до-казано мировой историей, есть прогрессивное благо для народа. Наше государство выбрало хотя и труд-ное, но в то же время правильное направление, из-брав для дальнейшего развития общества именно путь рыночных преобразований.

Характеризуя перспективы экономического раз-вития нашей страны, Президент нашей республики Н. А. Назарбаев особое внимание акцентирует на воп-росе о перспективности рыночных преобразований: “Один послевоенный канцлер Германии говорил, что рынки, подобно парашютам, срабатывают только в том случае, когда они открыты. Этой истины мы не знали 10 лет назад, и начало нашего движения в эко-номике напоминало блуждание в лабиринте. Ни о какой открытости рынков не могло быть и речи. Память наша избирательна, и тот реальный коллапс экономики сегодня представляется чем-то фантасти-ческим из другой, чужой жизни.

Но только за счет тех реформ, что были проведе-ны за последние девять лет, мы смогли сохранить стабильность и набрать темп для экономического роста, самого высокого по уровню во всех странах СНГ. Это не пустые слова, это факты, с которыми трудно спорить”.

Конечно же, казахстанский народ добился за де-сятилетие выдающегося прогресса в экономике за счет осуществленных рыночных преобразований и мудрой политики, проводимой государством. Важно обеспе-чить надежную защиту этих достижений и преобра-зований как в настоящее время, так и в перспективе. И немалую роль в комплексе предпринимаемых госу-дарством мер защиты экономики играют, надо отметить, уголовно-правовые способы и сред-ства защиты от преступных посягательств нормаль-ного функционирования и дальнейшего развития экономики в нашей республике.

Уголовно-правовая защита экономики фундирована на нормах Конституции Республики Казахстан1. 

В действующем уголовном законодательстве сформу-лировано множество новых составов преступлений, пре-дусматривающих ответственность в различных сферах рыночных отношений. В частности, выделены самостоя-тельные главы в Особенной части УК. Преступления в сфере экономической деятельности. Преступления про-тив интересов службы в коммерческих и иных организа-циях. Кроме того, ответственность за посягательства на интересы нормальной деятельности в сфере рыночных от-ношений предусмотрена и в других главах Особенной части УК РК. В связи с чем в уголовно-правовой теории и практике органов уголовной юстиции наблюдается мно-жество затруднений как в теоретической характеристи-ке, так и практическом воздействии на различные обще-ственно опасные деяния, посягающие на складывающиеся в стране нормальные рыночные отношения в сфере эко-номической деятельности.

Естественно, не может вызывать никаких сомнений и споров тот факт, что в результате проведенной реформы уголовного законодательства в нашей республике государством и обществом предприняты значительные, крупномасштабные правовые меры всесторонней забо-ты и защиты нормального функционирования и даль-нейшего прогрессивного развития экономики. Вместе с тем, отдельные уголовно-правовые нормы нуждаются в корректировке, дополнении и изме-нениях, а практика применения Отдельных норм требу-ет соответствующего толкования в руководящих разъяс-нениях Пленума Верховного Суда.

Для решения этой сложной задачи нужно в пер-вую очередь сформулировать правильную юридичес-кую характеристику этого вида преступления, по-скольку конструкция его состава, откровенно говоря, далека от совершенства.

 I. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

 

Глава 9 ныне действующего УК РК предусматривает уго-ловную ответственность против общественной безопасности и общественного порядка.

В настоящее время в эту главу законодателем включены 28 составов преступлений.

В действующем УК не дается понятия общественной безо-пасности, отсутствовало это понятие и в прежнем уголовном законодательстве.

Понятие «безопасность» определяется как положение, при котором опасность угрожает кому-нибудь, чему-нибудь, как отсутствие опасности, сохранность, надежность. Следователь-но «безопасность» есть нечто ценное и достижимое, создавае-мое людьми как некоторая ценная характеристика, как потреб-ность, как благо для человека. И, несомненно, все это должно быть надежно защищено законом. Исходя из важности этого охраняемого объекта, законодатель в РК принял особый нор-мативный акт «О национальной безопасности», в котором рас-крыл понятие общественной безопасности в широком смысле этого слова.

Общественная безопасность - это состояние защищеннос-ти жизни, здоровья и благополучия граждан Казахстана, а так-же ценностей казахстанского общества от возможных опасно-стей и угроз, способных нанести им ущерб.