СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ
КАЗAXCТАН………………………………………………………………………...7
1.1. История возникновения и развития предприни-мательства в Республике Казахстан………………………………………………………………………..7
1.2. Предпосылки развития предпринимательства в Республике
Казахстан………………………………………………………………………13
1.3. Понятие предпринимательской деятельности по законодательству Республики Казахстан………………………………………………………...17
1.4. Принципы предпринимательской деятельности……………………….29
1.5. Соотношение предпринимательского права и гражданского
права…………………………………………………………………………...33

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО PЕЖИМА  ПРЕДПРИНИ-МАТЕЛЬСТВА ГРАЖДАН……………………………………………………….37
2.1. Приобретение статуса предпринимателя………………………………37
2.2. Основные права и обязанности предпринимателя…………………….41
2.3. Особенности гражданско-правовой защиты и поддержки предпринимательства граждан по законодательству Республики
Казахстан……………………………………………………………………...50

ГЛАВА III. ПРИОРИТЕТЫ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ  ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМА-ТЕЛЬСТВА  В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН…………………………………...60
3.1 . Утверждение положения о порядке поддержки индивидуального предпринимательства из средств государственного фонда……………….60
3.2 . Государственное регулирование предпринимательской
деятельности………………………………………………………………….64


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………72

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………76
 ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время можно констатировать факт, что Казахстан прочно утвердился на пути переустройства экономики, основой которого является становление и развитие предпринимательских отношений, совершенство-вание организационно-правовых форм предпринимательства и методов государственно-правовою регулирования предпринимательской деятельности.
Предприниматель - ключевая фигура в свободном рыночном хозяйстве. При условии совершенного рынка и полной конкуренции предприниматель, работая для себя, одновременно приносит пользу всему обществу. Поэтому общество должно, преодолев негативные последствия административно-командного регулирования хозяйственной жизни, прийти к полной всесторонней поддержке предпри-нимательства в стране.
Всемерная поддержка предпринимательства в Респу-блике Казахстан важна даже не столько для предприни-мателей, сколько для становления рыночной экономики, прогресс которой зависит в значительной мере от иници-ативы в деятельности предпринимателей. Предприни-мательство - это живые силы хозяйственной деятельности страны.
Специфической формой предпринимательской дея-тельности является предпринимательство граждан без образования юридического лица. Ряды предпринимателей-граждан постоянно пополняются. Для создания и поддержки конкурентной среды, а значит, для развития полноценных рыночных отношений, необходимо удовлетворение потребности структур малого бизнеса (к которым и относятся граждане-предприниматели) в правовом регулировании и особенно в защите и поддержке со стороны государства, его органов и общества в целом. Стоит задача реализации специальной программы поддержки малого бизнеса и оказания ему всемерной помощи."
В связи с этим назрела необходимость детального изучения правовых особенностей деятельности предпри-нимателей-граждан, организационно-правовых форм этой деятельности, теоретического и практического определения статуса предпринимателя, анализа других правовых аспектов рассматриваемой деятельности граждан, что и обусловило выбор темы исследования.
Проблемы предпринимательства граждан в отечествен-ной юридической литературе разработаны недостаточно. Нет фундаментальных исследований, посвященных развитию и совершенствованию законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность граждан.
Это можно объяснить тем, что предпринимательство вообще и предпринимательство граждан в частности явление для нас относительно новое и в правовом отношении на современном этапе в недостаточной мере урегули-рованное. Идет активный процесс формирования законо-дательства. Большинство работ, посвященных теме предпринимательства, затрагивает вопросы, в основном касающиеся правового режима предпринимательства в целом, без анализа обширного комплекса проблем предпринимательской деятельности граждан (предпри-нимательства без образования юридического лица).
Предметом исследования работы являются вопросы определения правовой природы предпринимательства граждан, раскрытия его характерных черт, признаков и содержания, выявления гражданско-правовых форм предпринимательской деятельности граждан, а также практическая и теоретическая оценка законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность граждан. Сделана попытка по многим проблемным вопросам определить тенденции развития законодательства и дать конкретные предложения по совершенствованию правового регулирования предпринимательской деятель-ности граждан в Республике Казахстан.
Историю возрождения отечественного предпринимательства условно можно разделить на четыре этапа. Первый формировался на основе появления и функционирования центров науч-но-технического творчества молодежи при комсомольских организациях. Их деятельность носи-ла посреднический характер и была направлена на решение научно-технических проблем. Ко-нечно, так называемое “комсомольское” предпринимательство не носило массового характера, однако многие коммерческие структуры получили первоначальное накопление капитала. Приня-тие закона “Об индивидуальной трудовой деятельности граждан в СССР” (1987) частично лега-лизовало индивидуальное предпринимательство.
Второй этап формирования предпринимательства можно связать с принятием в июне 1988 года союзного закона о кооперации. На данном этапе предпринимательство приобрело массо-вость.
Третий этап связан с принятием законодательных актов об аренде, совместных предпри-ятиях, банковской деятельности, о малых предприятиях, развитии малого бизнеса, что позволи-ло значительно разнообразить организационно-правовые формы предпринимательства, расши-рить сферы деловой активности. И, наконец, четвертый этап начинается с появлением новых суверенных государств, после распада СССР и принятием собственных законов о предпринима-тельстве. Наиболее притягательными для предпринимательства оказались те области рынка, в которых возможно быстрое получение доходов, основанное на перепродаже, где не требуется крупных  капиталовложений.  В  основном,  предприниматели  занимаются  торгово-посредническими операциями, скупкой и перепродажей различных товаров, как за рубежом, так и в странах СНГ.
Один из первых законов, действовавших в Республике Казахстан и регулирующих пред-принимательскую деятельность, назывался “О свободе предпринимательской деятельности и развитии предпринимательства в Казахской ССР” (1991).
В законе определялось само понятие предпринимательства: “Это инициативная в рамках действующего законодательства хозяйственная или иная деятельность за счет собственных, за-емных и других имуществ и средств с целью получения для всех участников этой деятельности взаимовыгодных результатов и дохода”.
Обратим внимание на основные черты, характеризующие предпринимательство.
Во-первых, это хозяйственная деятельность, т.е. производство товаров, работ и услуг, предназначенных для продажи в рыночных условиях. Во-вторых, это инициативная деятель-ность, т.е. она осуществляется по желанию, воле, свободному выбору самого предпринимателя. Он сам открывает дело, сам решает, чем ему заниматься, сам определяет своих хозяйственных партнеров и определяет условия делового сотрудничества с ними. В-третьих, предприниматель-ская деятельность должна осуществляться в рамках действующего законодательства.
Предпринимательство предполагает совершение всех хозяйственных действий за счет средств самого предпринимателя. Из этого вытекает важное правило о предпринимательском риске: только на предпринимателя возлагаются все неблагоприятные последствия (убытки), вы-званные изменением рыночной конъюнктуры, либо случайными обстоятельствами.
И, наконец, закон прямо говорит о том, что целью предпринимательской деятельности яв-ляется получение доходов. Поэтому формы хозяйствования, направленные не на получение до-ходов (удовлетворение потребности семьи, хозяйственная взаимопомощь, благотворительные работы) не считаются предпринимательством.
Закон допускает различные формы участия в предпринимательстве: единолично, в составе семьи, путем привлечения других лиц и т.д.
Регистрация - начальный и необходимый этап предпринимательства. Только после регист-рации предприниматель вправе открывать расчетный счет в банке, нанимать работников, зака-зывать на свое имя печати, бланки и другие фирменные обозначения, заключать хозяйственные договоры и выходить на рынок. Об этом говорится в Положении о порядке регистрации хозяй-ствующих субъектов в РК, утвержденном Президентом Республики 24 января 1992 года.
Предприниматели, как уже отмечалось, вправе заниматься всеми видами хозяйственной деятельности: производственной и посреднической, внутриэкономической и внешнеэкономиче-ской. Предприниматели могут сочетать различные виды деятельности, изменять их соотноше-ние, прекращать одни виды и начинать другие, не запрашивая на это никаких разрешений. Об-щее разрешение заниматься всякими, не запрещенными видами работ и услуг, выпускать лю-бую, не запрещенную законом продукцию, содержится непосредственно в статье 3 Закона “О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства”.
Специальные государственные разрешения на выпуск определенной продукции, на вы-полнение тех или иных работ - лицензии - выдаются министерствами и ведомствами. Например, без лицензии запрещается осуществлять геологоразведочные работы, эксплуатацию месторож-дений полезных ископаемых, лесных и водных ресурсов, выращивание и реализацию культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества (об этом говорится в ст. 2.4 Закона о предпри-ятии).
Частное предпринимательство нуждается в правовой защите. В ст. 20 Закона о свободной хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства говорится, что государство гаран-тирует предпринимателям равные права независимо от избранной организационной формы предпринимательской деятельности и форм собственности. Статьей 30 Закона о предприятии гарантирована защита имущества от незаконного изъятия. Важной формой правовой защиты предпринимательства признается соблюдение коммерческой тайны, к которой ст. 27 Закона о предприятии относит сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансовой и другой деятельностью хозяйствующего субъекта, разглашение ко-торых может нанести ущерб его интересам.
Но в государственных и общественных интересах некоторые информационные материалы нельзя делать закрытыми и включать в состав коммерческой тайны. Ст. 27 Закона о предприяти-ях устанавливает недопустимость сокрытия загрязнения окружающей среды и другой негатив-ной деятельности, способной нанести ущерб обществу. Более точный перечень видов деятельно-сти, сведения о которых могут составлять коммерческую тайну, должен утверждаться Кабине-том Министров Республики Казахстан. Предприниматели обязаны ежегодно публиковать крат-кие балансовые данные, уставный фонд, сальдо счетов прибылей и убытков, дебиторской и кре-диторской задолженности.
Они определяет основные формы и способы защиты частного предпринимательства и его поддержки, закрепляют политику отказа от прямого вмешательства государства в частную предпринимательскую деятельность, максимальную свободу частных предпринимателей и от-ветственность государственных органов и должностных лиц за нарушение прав частных пред-принимателей.