СОДЕРЖАНИЕ


Введение                                                                                                                  3


Глава 1   Традиционная социальная структура казахского общества       7

1.1   Стратифицированная социальная организация               
«ақ сүйек»                                                                                      
1.1. Торе или султаны                                                              7
1.2.   Сайиды                                                                              12
1.3. Кожа                                                                                   14

1.2  Стратифицированная социальная организация
«қара сүйек»
2.1. Бии                                                                                      17
1.2.2  Старшины (ақсақалы)                                                    20

1.3  Институт батыров как сословие  родоплеменных  
вождей                                                                                            23                   



Глава 2   Институт батыров в традиционном казахском обществе          27                  

2.1   Батыры в хvIII веке - отражение джунгарской агрессии    27

2.2 Батыры в хIх веке – освободительные движения 53          против   царизма    


Заключение                                                                                          69          

Список литературы                                                                            71

Приложение                                                                                         74                                                                      







Введение

Данная работа посвящена исследованию традиционной социальной структуры казахского общества в процессе становления ханского периода. Выбор объекта исследования объясняется как исключительной ролью института батыров в жизни традиционного казахского общества, так и ее уникальностью в историческом и этнографическом отношении.
Изучение истории государства и права Республики Казахстан началась ещё в XVII веке. Особый интерес у исследователей вызвало обычное право казахов и особенности государственного устройства Казахского ханства. Подробно  изучение истории государства и права казахского ханства конца XVIII – начала XIX века разработана в труде А.Левшина. Он впервые сообщает о законах хана Тауке и приводит запись некоторых статей этого кодекса. Левшин сравнивает отдельный нормы  обычное право казахов с аналогичными нормами европейских правовых систем древности и раннего средневековья, отмечая большое сходство. Новый период изучения обычного права казахов начался в середине XIX века. Его изучением занимались: Ш. Валиханов, И. Козлов, Н.Максимов, А. Крахалев, Ф.Усов, Г.Спасский, Ф. Леонтович, Н. Гродеков, И. Крафт. К началу ХХ века относятся работы Я. Гурлянда, А. Добромыслова, Л. Словохотова. В работах этих авторов подробно изучались нормы обычного права, однако в целом эти исследования носили описательный характер. Авторов интересовали проблемы живучести обычно-правовых норм в казахском обществе, возможность их приспособления к имперской правовой системе. Благодаря работам Ш. Валиханова, Н.И. Берёзиной, В. Тизенгаузену была проанализирована структура управления и особенности государственного устройства Золотой Орды. История государства в  древности и раннем средневековье стал объектом исследования выдающего востоковеда Н. Аристова. В изучении этих проблем большое место занимают труды В. Бартольда, обосновавшем возникновение кочевых государств в связи с имущественным расслоением. Для всех исследователей было характерно мнение о невозможности для кочевников создавать государственность, возникающая якобы только при завоевании оседлых стран. В 20-30-е годы ХХ века начинается новый этап в изучении изучение истории государства и права Казахстана. Так, например, разработка Б. Владимирцевым и С. Толстовым теории создания кочевниками самостоятельного феодального государства. Работы А. Чулошникова, М. Тынышпаева, М. Вяткина были важными на пути изучения развития государств на территории Казахстана. В этих работах временем зарождения государственности был признан период существования государств усуней  и кангюев. Большой вклад в изучении истории государственности внесли Н.Г.Аполлонов, Е. Бекмаханов, С.Ибрагимов, Б.Ахмедов, В.Юдин и др. Они уделяли особое внимание проблеме присоединения Казахстана к России и юридические аспекты этого процесса. В советское время продолжилось изучение обычного права казахов, что было связано с образованием в 1938 г. Алматинского юридического института и организацией Академии Наук Республики. В 40-50-х годах было защищено несколько докторских диссертаций по изучение истории государства и права, в том числе “Очерки государства и права казахов XVIII – первой половины XIX веков” С.Фукса и “Уголовное обычное право казахов” Т. Культеева. В 1948г. АН КазАССР было осуществлено издание “Материалов по обычному праву казахов”. К середине 50-х годов происходит снижение интереса к историко-правовой тематике. Новый подъем к изучению истории государства и права имело место в 70-80-х года. Изучение государственной системы Казахстана и Центральной Азии связана с продолжением разработки теории феодального государства у кочевых народов в работах Л. Гумилёва, С. Агаджанова, С. Зиманова, Т. Султанова, В. Моисеева и т.д. Гумилёв предложил считать государство Гуннов “Родовой империей”. В 1982 г. было издано пособие “ изучение истории государства и права Каз ССР” в 2-х томах под редакцией С. Сартаева. В пособии 1-е эти процессы были освещены как единый процесс, с древних времён до середины 80-х годов 20-го века. В целом советский период изучения изучение истории государства и права стал временем углубленного исследования такого сложного процесса как эволюция государственно-правовых систем.
Как известно, казахское общество ханского периода состояло из 2 социальных групп – так называемые ак суйек и кара суйек, различающиеся по экономическим, политическим и правовыми признаками. К ак суйек относились Чингизиды, которые назывались султанами и ходжи. Все оставшиеся считались кара суйек. Султаны - самая влиятельная политическая сила. Следует отметить, что Оглан или торе являлись потомками Чингиз хана. Дети чингизидов по праву рождения приобретали титул султана и вместе с этим все права, принадлежащие этой группе. Каждый чингизид мог претендовать на ханский титул. Особо следует подчеркнуть роль Курултая, собрания, ведавшим делами, касавшиеся всех слоев и прослоек казахского общества. Султаны не несли никаких, кроме военных повинностей, были избавлены от телесного наказа и не подлежали суду биев. Творить суд над чингизидами мог старший султан или хан. На собраниях султан садился только на белую кошму. Простолюдины: карачу (караджи) – юридически свободные лица, Каракаши, кулкултаны, шаруа, Бухара. Существенное деление по имущественному состоянию: богатый (бай) и бедный (кедей). Из социальной группы особыми правами обладали только Бии - предводители родов и племен. Также было сословие лично несвободные мужчины и женщины (султаны и ходжи→родоплеменная знать (нечингизиды)→родовые кочевники→особая группа рабы), а вершиной всей социальной иерархии являлся ХАН.
Настоящее исследование продиктовано необходимостью дальнейшей разработки способов исследования исторической систематизации этнических и историко-правовых знаний. Обобщение опыта создания научных основ института батыров представляется необходимым как в теоретической плане, так и в целях оптимизации научного и исторического общения. Таким образом, вышеперечисленные факты и события подтверждают актуальность выбранной темы, ее недостаточную разработанность в плане освещения вопроса представления института батыров как сословия родоплеменных вождей, ее роли в традиционном казахском обществе.
Целью дипломной работы является описание традиционной социальной структуры казахского общества, выявление и определение роли и места института батыров в современном казахском обществе.
Поставленная научная цель предусматривает решение следующих задач:
• Изучить традиционную социальную структуру казахского общества во взаимодействии истории и общества;
• Определить роль института батыров в семантике правового термина, истоки и причины ее наличия;
• Исследовать историко-культурологическую специфику стратифицированной социальной организации и определить ее роль в обществе;
• Исследовать становление и развитие сословия родоплеменных вождей;
• Проанализировать связь социальной структуры общества и института батыров в современном казахском обществе.
Объектом данной дипломной работы традиционная социальная структура казахского общества в процессе ее становления и развития в связи с историческим развитием ханского общества.
Предметом изучения является институт батыров (ее основные подразделы) как особая совокупность сословий родоплеменных вождей, изученная на обширном историографическом материале.
Новизна исследования определяется выбором поставленных задач и самого объекта исследования. В работе изучается и объясняется оценочный характер роли института батыров в эволюционном процессе, осуществляется попытка установления соответствия формальных и содержательных признаков структуры института батыров на разных этапах развития и функционирования сословий родоплеменных вождей, проводится анализ их деятельности.
Теоретической базой и материалом исследования дипломной работы послужили работы отечественных и зарубежных ученых-историков, этнографов, этнологов: Л. Гумилёва, С. Агаджанова, С. Зиманова, Т. Султанова, В. Моисеева и т.д., а также исторические документы, летописи, архивные документы, монографии, учебники, журналы и газеты.