Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….2

 

1. Распространение ислама на территории Казахстана……………………...4

2. Архитектура мавзолеев некрополя Бозок………………………………….21

2.1 Мавзолеи некрополя Бозок………………………………………………...21

2.2 Строительное дело Сары-Арки……………………………………………43

3. Место культово-мемориальных строений городища Бозок в системе исламской культуры Золотой Орды……………………………………………45

 

Заключение……………………………………………………………………...61

 

Список использованной литературы…………………………………………65

 

 

 

Введение

 

Средневековая эпоха степной зоны Казахстана является частью исторического прошлого огромного евразийского пространства. С середины первого тысячелетия нашей эры степь становится ареной ярких этнических и культурных перемещений, вторжения могущественных кочевников, родиной великих степных империй. Сведения об этих событиях разбросаны по страницам письменных источников арабо-персоязычной географической литературы. В книгах путешественников, торговцев, миссионеров, на каменных стелах древних тюрков, в древнекитайских исторических хрониках зафиксированы наиболее значительные необычные, уникальные с точки зрения жителей земледельческих оазисов культурные явления и факты.

Попытки реконструкции исторического процесса средневековой эпохи Евразии предпринимаются востоковедной наукой на протяжении последних ста лет. С середины XX века к фонду письменных источников присоединяются археологические сведения. Активно исследуются средневековые древности Восточной Европы: проблема взаимоотношений Золотой Орды и подконтрольных ей народов с Русью и славянами. Приоткрывается завеса над запыленными тайнами Тюркского, Уйгурского, Киргизского каганатов. Археология наносит на карту новые памятники, очерчивает ареал новых археологических культур. Цепь событий, разгадка многих тайн теряются в просторах Казахстана. Для воссоздания исторического процесса необходимы планомерные и широкомасштабные исследования памятников степной зоны Казахстана.

Актуальность темы. Погребальный обряд в силу своих исключительных качеств является важнейшим археологическим источником используемым при изучении древней истории. Во-первых, это явление всеобщее, массовое, свойственное каждой археологической культуре, в своих деталях он строго локален, хронологически лучше дифференцируется, чем другие объекты изучения; наконец погребальный обряд традиционен и консервативен, что должно способствовать изучению формирования и развития, как конкретных культур, так и этнических образований. Во-вторых, погребальный обряд дает массу, если не полных, то, во всяком случае, существенных сведений по большому кругу вопросов как материальной, так и духовной жизни древнего населения.

В погребальном обряде оседлых кочевников средневековья Сарыарки в с принятием  ислама стали появляться новые формы надгробных сооружений -мавзолеи.  Исследование некрополя городища Бозок вызвано возможностью реставрации погребального памятника для музейного показа. Руинированные остатки средневекового городища Бозок в его естественном природном окружении оказывают глубокое эмоциональное воздействие. Для того чтобы археологический памятник стал более понятным для посетителей, необходимо фрагментарное восстановление отдельных участков. В этом отношении одиноко стоящий мавзолей  является удобным и живописным объектом.

Особая потребность в исследовании и пропаганде архитектурного наследия Северного Казахстана диктуется, прежде всего, общенацио-нальными задачами охраны, реставрации и дальнейшего использова-ния памятников истории и культуры. Введение в научный оборот, ознакомление широкого круга общественности со вновь исследован-ными погребально-культовыми комплексами ареала, является задачей первостепенного значения. Это тем более важно, поскольку погребально-культовое зодчество- как один из характерных элементов национальной культуры - остается фактически неизучен-ным и по большому счету неизвестным. Конечно, в современных условиях, когда образ, «лицо» молодого суверенного государства - каковым является Казахстан - формируется, не в последнюю очередь, его историческими особенностями, неповторимой культурной специ-фикой, обнародование исключительно репрезентативного в этом плане народного зодчества городище Бозок является весьма акту-альным и перспективным не только в научном отношении.

Изучение архитектуры кочевников (в которой гражданские формы сооружений не получают специфического развития) изначально пред-ставляет собой сложную междисциплинарную проблему на стыке, прежде всего, археологии, искусствоведения и этнологии (этногра-фии), методы которых при проведении культурно-генетического ис-следования взаимозависимы. Недоучет данной специфики вопроса (восходящего в значительной степени к проблематике истори-ческого н о м а д и з м а), а также недостаточная обследованность памятников явились, в частности, причиной того, что до сих пор история архитектуры Казахстана в целом не получила соответствующего системного отражения в литературе.

Объект исследования.    Объектом исследования является комплекс захоронений, оставленных населением центральных областей Сары-Арки и городище Бозок.

Предмет исследования. Предметом данного исследования является исламизация городского населения центральных областей Сарыарки  в золотоордынский период. Рассматривается проникновение ислама на территорию Сарыарки  через погребальный обряд на мавзолеях и захоронениях городища Бозок – насколько он соответствует каноническим нормам шариата, насколько различаются нормы мусульманского погребального обряда в кочевой степи и в золотоордынских городах Поволжья и сопредельных территориях.

Цель исследования.  На основе изучения обширного круга источников и имеющегося на сегодня теоретического материала исследовать процесс исламизации Казахстана и влияние данного процесса на складывание архитектурных традиций.

Задачи исследования.

 Показать пути распространения ислама на территории Казахстана.

 Сравнить архитектуру мавзолеев городища Бозок с золотоордынскими культово-мемориальными комплексами.

Хронологические рамки исследования: XIV в. Эти хронологические рамки выбраны в связи с исследованием некрополя городища Бозок, наиболее ранние погребения которого, относятся именно к первой половине второго тысячелетия нашей эры. Некрополь городища Бозок в настоящее время является первым, наиболее полно исследованным средневековым объектом. На его территории раскопано 47 погребений и 5 мавзолеев.

Историография.

Определенные признаки первичной классификации - систематиза-ции имеются в трудах более компетентного исследователя казахских надмогильных архитектурных сооружений И. А. Кастанье, который разделяет их на разного рода ограды и мавзолеи. При этом в мавзо-леях он склонен видеть структурное развитие прямоугольных либо округлых оград, дополненных «прибавлением свода». В мавзолеях автор по характеру покрытия выделяет памятники «конусообразной формы» (т. е. с коническим или пирамидальным куполом) и мавзо-леи «куполообразной или кумбезообразной формы» (т. е. с полусфе-рическим куполом). Обращается внимание также и на такие типы мавзолеев, как: «с приподнятым передним фасадом» (портально-купольные), двухкупольные, памятники с куполом «на тамбурах» (т. е. с подкупольной системой парусов-тромпов)[19.С.41]. Характерно, что в работах Кастанье не нашли от-ражения специфические типы казахских памятников к югу от Эмбы, а именно: ограды архитектурного типа - саганатамы, плитчатые мав-золеи со шлемовидными куполами.

Вопросы классификации архитектурных памятников в определен-ной степени (но не целенаправленно, комплексно) затрагивались в трудах специалистов послевоенного периода по истории народного зодчества Казахстана, которые, однако, более интересовались про-блемами происхождения форм монументальных сооружений кочев-ников (Т. К. Басенов, Г. Г. Герасимов, А. X. Маргулан, М. М. Мендикулов, Д.В. Васильев и С.Е. Ажигали). Задачи типологической классификации в их работах не ставилось, а архитектурные типы (купольные, портально-купольные мавзолеи, «шатровые мавзолеи» и т. п.), разработанные на основе исследования памятников Средней Азии, в целом воспринимались как данность. Тем не менее следует отметить исследования Мендикулова, который, прежде всего, выделил характерный для архитек-туры Казахстана тип мавзолеев с коническими или пирамидальными куполами. В другой своей работе, посвященной характери-стике вновь исследованных памятников мангышлакско-устюртского района, он лишь наметил некоторые композиционные особенности местных мавзолеев, обратив, в частности, внимание на шлемовидную форму куполов, а также описал образцы ранее неисследованно-го типа памятников - саганатамов, которые обнаружили сходство с казахскими четырехугольными оградами «торткулактытам».

Аналогичные моменты можно найти в ранних работах и других авторов. В частности, в книге Т. К. Басенова произведен предвари-тельный анализ основных пропорций и их соотношения у некоторых североказахстанских мавзолеев. В исследованиях А. X. Маргулана обращено внимание на специфические типы архитек-турных памятников кочевников - сооружения типа дынов, уйтасов, отмечено влияние образа юрты на формы мемориально-куль-товых построек подобного рода. В последней монографии М. М. Мендикулова классификационные моменты по-прежне-му носят характер систематизации обширного материала. Охаракте-ризованы следующие типы монументальных мемориально-культовых памятников Западного Казахстана: подземные (скальные) мечети, однокамерные мавзолеи (с конусо-пирамидальными и шлемовидны-ми куполами), саганатамы, а также мавзолеи «шатрового типа», к которым причислена добрая половина казахстанских памятников. Однако детальной классификации нет - основное внимание уделе-но вопросам генезиса форм.

Письменные источники: из монографических работ представляющих интерес по архитектуре культово-мемориальных комплексов Сарыарки в Золотоордынский период являются работы Васильева Д. В., Байтенова Э.М., Турганбаева Л.Р. Также в дипломной работе были использованы неопубликованные отчеты Ишимской стационарной археологической экспедиции по раскопкам городища Бозок в период с 1999 по 2008 года.

Дипломный проект состоит из введения, трех глав и заключения.