Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Жанровая природа фельетона………………………………………..……14
1.1 Возникновение и этапы становления фельетона…………………………14
1.2 Истоки фельетона в фольклорной традиции казахской сатиры………...31
1.3 Отечественный фельетон в советской публицистике..………………..…57
2 Современный фельетон в казахстанской печати..………………..……88
2.1 Классификации фельетона…………………………………………………88
2.2 Специфика сатирической публицистики…………………..……………..97
2.3 Индивидуально-стилевое своеобразие авторов современного казахстанского фельетона…………………………………………………….113
2.3.1 Морально-нравственный фельетон Геннадия Доронина («Казахстанская правда…………………………………………………………………………..113
2.3.2 Социально-политический фельетон Сапы Мекебаева («Время»)…....126
Заключение…………………………………………………………………....133
Список использованных источников………………………..…………….137





Введение

Сатирические жанры публицистики всегда занимали важное место в системе журналистских текстов. Сегодня их востребованность и популярность становятся все более очевидными. Как известно, сатира неразрывно связана с критикой, а критика - одно из важнейших условий демократического развития общества и одна из ведущих функций журналистики. В настоящее время возвращение на страницы газет художественно-публицистические жанров, в том числе и сатирических, в арсенал средств формирования общественного мнения современной журналистики представляется весьма актуальным. Исторически сложилось так, что публицистика — наиболее сильная ветвь отечественной прессы. В публицистике, в том числе и сатирической, неизменно реализуется стремление определить значимость новых событий и явлений, дать им эмоциональную оценку.
Критика всесторонне исследует жизнь, выступает важной составляющей публицистического творчества и профессиональной культуры журналиста. В задачи критики входит стимулирование, убеждение и побуждение, при этом информирование превращается в фон для формирования у представителей аудитории такого понимания действительности, которое отвечает, с точки зрения автора, ценностным ориентациям общества. Критика является и способом «эстетической регуляции развития определенных явлений и процессов и восприятия их обществом» .
Эстетической формой критики выступает комическое. Когда речь идет о фельетоне как публицистическом жанре, то комическое возникает в процессе критики фактов и явлений окружающей действительности. Комический образ создается публицистом в результате познания и интерпретации объекта отображения. В зависимости от цели критики комическое может быть «мягким» (юмор, ирония) или «жестким» (сатира, сарказм). Степень жесткости критики и комического зависит от уровня отрицания ценности. Создание комического эффекта держится на явной, специально преувеличенной, демонстрации нелогичности, негармоничности события, явления, характера.
М.Э. Виленский выделяет в фельетоне средства критического освоения современной действительности: «Комическая сущность отрицательных явлений и ситуаций действительности раскрывается путем инверсионной ассоциативной разработки темы, с использованием приемов иносказания» . В фельетоне используются элементы сатиры и юмора, придающие его стилю живость, легкость и образность.
Фельетон объединяет в себе три начала: публицистическое (актуальность, злободневность, ярко выраженная оценочность), художественное (использование образных средств из арсенала художественной литературы) и сатирическое (оценка факта предполагает сатирический анализ). Сатирическое начало служит дифференцирующим жанровым признаком фельетона. Его сущность заключается в комическом иносказании, которому подчинены все прочие элементы жанра. Предметная основа фельетона – отрицательное явление, комическая природа которого ясна фельетонисту. Главная задача фельетона как жанра сатирического – разоблачение отрицательных фактов действительности и последующее их искоренение из жизни общества. Выявить комичность факта, явления, ситуации – значит показать ее принципиальное противоречие с авторским идеалом. Как следует из теории литературы, сатира отрицает явление в основных его особенностях и подчеркивает его неполноценность. Достигается это путем резкого преувеличения или преуменьшения, то есть при помощи нарушения обычных реальных форм явления.
Основные жанровые признаки фельетона отражены в словарях.
В «Литературном энциклопедическом словаре»: «Жанр художественно-публицистической литературы, которому присуще критическое, нередко комическое, в том числе сатирическое начало, и непременно – актуальность» (С. 464).
В «Словаре литературоведческих терминов»: «В настоящее время наиболее распространено представление о фельетоне как о малом жанре художественно-публицистической литературы, в основе которого лежат факты реальной действительности» .
Таким образом, под фельетоном мы будем понимать жанр художественно-публицистической литературы и журналистики, которому присуще критическое, нередко комическое, в том числе сатирическое начало, и непременно – актуальность, злободневность. Фельетон призван оказать на читателя эмоционально-образное воздействие. Фельетон с самого начала был актуален и неофициален, а отсюда преобладание оценки и интерпретации актуальной информации (а не изложение ее), комическая (сатирическая) направленность в ее подаче, “второй план”, расширяющий описываемое до размеров общественно значимого явления, и непременно мастерское владение фельетонистом всеми средствами языка и речи, проявляющееся в особом фельетонном стиле. Главными критериями оценки являются его актуальность, узнаваемость героев и ситуаций. Для фельетониста характерна открытость выражения авторского отношения к предмету, построение с использованием приемов заострения, гиперболизации, обобщения и типизации исходных событий.
Предмет фельетона - факт или ряд фактов, содержащий в гипертрофированном виде черты, типичные для явления того класса, к которому он относится. Факты - опорные точки сатирической типизации. Фельетон - жанр оценочного характера. Главное в фельетоне не те факты или события, которые послужили толчком для его создания, а их оценка, интерпретация. Оценка фактической основы произведений может быть как субъективной, так и объективной.
Говоря о состоянии смеховой культуры в современной отечественной сатирической публицистике, можно выделить четыре парадокса, характеризующих это состояние.
Парадокс первый — обретение политической свободы, освобождение от идеологических догм и зашоренности не привело к расцвету комических жанров в отечественной публицистике рубежа веков.
Парадокс второй — отдельные формы комического современным обществом охотно потребляются (комедии на экране и на сцене, развлекательные шоу на эстраде, комическая реклама и проч.), но смеховая культура в целом несет очевидную тенденцию к своему снижению.
Парадокс третий — комическая стихия имеет благоприятные возможности для своего развития в постиндустриальном (информационном) обществе, ориентирующемся на личностные приоритеты в оценке происходящего, но этого не происходит.
Парадокс четвертый — эстетическую природу комического определяет ориентация на заострение, на преувеличение черт, свойств и признаков явления, на иносказание.
Однако комическая парадоксальность подменена, как правило, ироническим стебом.
Комический пейзаж в современной казахстанской публицистике не разнообразен и уныл. С газетных полос практически исчез «король жанров» - фельетон. Образцы жанра сегодня можно наблюдать лишь в крупнейших республиканских изданиях, где сильны еще традиции журналистики советского периода и работают журналисты-профессионалы, прошедшие школу советской публицистики. В республиканской газете "Время" печатаются фельетоны Сапы Мекебаева из страны "Азиопия", в которых он критикует политическую ситуацию в стране, политических и общественных деятелей. Постоянной рубрикой казправдинской «толстушки», выходящей по пятницам, стала авторская колонка «Пятничный фельетон» Геннадия Доронина в рубрике «На досуге». В областной прессе россыпь жанров наблюдать не приходится, в погоне за стремительным потоком информации и актуальностью публикаций, полосы областных газет потеряли фельетон – жанр трудоемкий, требующий от фельетониста напряжения интеллектуальной мысли, притом надо непременно осознавать, что фельетон – товар «штучный».
Стоит отметить, что даже еженедельные тексты в республиканской прессе — это скорее комические обозрения (в силу отсутствия в них центрального образа, скрепляющего все повествование). Место фельетона заняли иронические комментарии, «колонки», изредка — карикатуры (регулярное их появление в газете «Время», где бессменный, ставший в народе уже нарицательным, персонаж Басеке, мастерски вырисованный Владимиром Кадырбаевым, бессменно сопровождает фельетоны Сапы Мекебаева, в оппозиционной «Свободе слова» популярная рубрика «Акценты» (подборка актуальных политических событий в нашей стране за неделю в острой сатирической обработке) — фактор отрадный, но не возмещающий утрату фельетона). Массовые издания широко практикуют публикацию анекдотов, что, видимо, по мысли издателей, должно поддерживать у аудитории вкус к остроумно высказанному слову. Ввиду низкой смеховой культуры анекдот на газетной полосе, как правило, дурновкусен.
Сатирические жанры сейчас не в почете. А между тем, на протяжении более чем полувека они считались ведущими в советской отечественной журналистике. В чем причина такого упадка? Мнения по этому поводу неоднозначны. Ряд исследователей, в частности А. К. Бобков, видит корень проблемы не только и не столько в «эпохе смутного времени, обнажившей самые худшие стороны современной журналистики: стремление к наживе, зависимость от издателя и учредителя, забвение лучших традиций советской журналистики, зависимость от западных стереотипов журналистики, но и в потере мастерства» , понижении уровня квалификации современных фельетонистов.
Теоретик жанровой системы журналистики А. А. Тертычный упрекает капитал в диктатуре в сфере средств массовой информации, это приводит к «закрытию» нежелательных для критики тем: «Когда у СМИ появились новые учредители в лице «денежных мешков», всевозможных «администраций», «олигархов», «финансово-промышленных групп» и т.п., то было бы странно ожидать от них осмеяния тех дел, которые творились в основном по их воле (или неразумению) и большей части населения представлялись как зло.» .
А. Генис рассуждает с прямо противоположных позиций, утверждая, что абсолютная свобода делает правду понятием относительным: «Мне кажется, ирония кончается. Ирония не говорила правды, но намекала на то, что она, эта правда, автору известна. Этот прием прекрасно работал, пока правду держали под запретом. В новой ситуации все стало куда сложнее. Я бы предложил такую формулу: правду можно сказать только о том обществе, которое ее скрывает. Но правду нельзя сказать о том обществе, которое само правды не знает. О Советском Союзе правду можно было сказать. А вот скажите мне, что значит сказать правду об Америке? В свободном мире с правдой вообще сложно... Как только говорение правды перестало быть целью и заслугой, исчезла крайне выгодная литературная позиция. Дело в том, что ирония ставит писателя над читателем» .
А. Генису вторит и исследователь жанра фельетона Л.Е. Кройчик: «в 90е годы ХХ столетия, когда запреты были отменены и шлюзы свободы высказывания были открыты, комическое осмеяние покорно уступило пространство обличительно-разоблачительным текстам и откровенному «черному пиару» в виде «чемоданов компромата». Началось энергичное строительство «вертикали власти» и не нашлось талантливых публицистов, сумевших профессионально противостоять административному ресурсу отечественных чиновников».
Мы решили тоже включиться в обсуждение этой острой, актуальной проблемы: отчего наша печать теряет целую систему художественной публицистики?! Но подошли мы к этому вопросу исторически. Мы совершим анализ становления и функционирования жанра современного казахстанского фельетона, начиная с рассмотрения исторических предпосылок возникновения отдела фельетона во французском «Journal des Debats», причин необычайной популярности фельетона в европейских странах и России, зарождения отдела, а затем и жанра фельетона в первых казахских дореволюционных газетах, подытожив рассмотрением особенностей бурного развития жанра в советскую эпоху, когда фельетон стал тем самым «королем жанров». Это поможет нам понять, почему сатира была столь популярной в советскую эпоху: специфическое время тому причиной? или виртуозы слова? или и то и другое вместе?
Разумеется, наша работа не носит отвлеченно-теоретический характер. В центре ее - художественно-публицистическое творчество и индивидуально-стилевое своеобразие сатирической публицистики современных фельетонистов Казахстана - Геннадия Доронина и Сапы Мекебаева. Основное внимание автора данного исследования будет сосредоточено на современном бытовании жанра фельетона.
Актуальность темы исследования. Тема нашей диссертации актуальна и перспективна. Актуальна не столько потому, что обращается к специфике журналистского жанра, переживающего острый кризис и мучительно нуждающегося в том, чтобы найти выход из него. Актуальна, в первую очередь, из-за огромного интереса к творчеству современных фельетонистов - интереса научного и читательского.
Современный газетный фельетон XXI века – жанр, который пережил трансформацию. Это значит, что с течением времени фельетон приобрел определенные черты в формировании собственного образа, а также утратил некоторые из них по той же причине. По выражению Эхенбаума, «газета в переходный период представляет собой один сплошной фельетон». Поэтому важно отметить не только причины, побудившие фельетон к трансформации, но и сущность произошедших изменений в жанре.
Итак, в связи с современным состоянием жанровой системы, когда ведущие позиции в журналистике занимает рекреативная функция, налицо отход от классической жанровой парадигмы журналистики и так называемая «диффузия жанров», актуальность темы диссертационного исследования обусловлена недостаточной изученностью теоретических и практических аспектов бытования и развития жанра фельетона в современной прессе Казахстана.
Степень научной разработанности темы исследования. В современной науке о журналистике до настоящего момента нет единого мнения о жанровой определенности фельетона. Вопросами изучения жанра в разное время занимались как журналисты практики, так и теоретики. В этих работах фельетон изучался в двух направлениях: история зарождения отдела фельетона и история становления и функционирования жанра.
Фундаментальными работами в этой области можно считать исследования Е.И. Журбиной «Искусство фельетона» (Москва, 1965) и «Теория и практика художественно-публицистических жанров» (Москва, 1969).
В этих монографиях подробно рассмотрена история появления отдела фельетона в российской печати, выделены его жанровые особенности. К сожалению, данные работы не лишены некоторой доли идеологизированности. Так, исследователь, рассматривая историю жанра фельетона, отмечает, что «фельетон - явление демократизации печати. Печать, обслуживающая дворянство и аристократию, не могла создать среды для рождения фельетона» и постоянно подчеркивает, что «фельетон - явление революционное» .
По мнению Е. И. Журбиной, истоки жанра фельетона в европейской периодике следует искать не на страницах французской «Journal des Debats» («Журналь де Деба»), а в публицистике Великой французской революции, хотя, отмечает исследователь «термин фельетон тогда еще отсутствовал и особого подвала в газете тоже не было» .
Наиболее точным (с историко-типологической точки зрения) исследованием в области фельетона, на наш взгляд, является работа Б.В. Томашевского «У истоков фельетона (Фельетон в «Journal des Debats»)» (Ленинград, 1927), в которой автор на фактическом материале рассматривает эволюцию отдела фельетона и жанра фельетона.
Он, утверждает, что театральные рецензии в отделе фельетона в «Журналь де Деба» стали основой жанра фельетона.
В плане исторического экскурса в историю фельетона интересна работа Виктора Сержа «Современный французский фельетон» (Ленинград, 1927), в которой на материале французской периодики рассматривается история фельетона.
В общем, научная литература по вопросу об особенностях советского фельетона обширна и многогранна. Однако исследователям фельетонного жанра все еще очень сложно воссоздать объективную картину литературно-публицистического процесса первой четверти XX века не только в Советской России, но и в Казахской республике.
Общие теоретические проблемы сатиры и юмора рассмотрены в работах Я. Эльсберга, Ю. Борева, М. Эвентова, Д. Николаева, М. Кольцова, Л. Ершова, Е. Журбиной и других исследователей.
Для развития теории сатирических жанров богатый материал дают работы, посвященные проблемам мастерства, языка, стиля талантливых сатириков-фельетонистов. Наметилась определенная тенденция привлекать к изучению теории фельетона исторический материал, применять эстетические категории (например, образ в фельетоне), что, несомненно, обогащает исследовательские работы.
Что касается национальной казахской сатиры, то некоторые ее аспекты рассматривались в трудах М. О. Ауэзова, Ж. Джумалиева, Е. Исмаилова, Г. Мусрепова, А. Тажибаева, М. Каратаева, Б. Кенжебаева, З. Кабдолова.
Более активное изучение казахской сатиры началось с конца пятидесятых годов. Важным этапом в изучении сатиры следует считать исследования политической сатиры Абая , а также влияния переводов сатирических произведений Н. В. Гоголя на казахскую литературу . Вслед за этими появились работы, в которых рассматривались общие вопросы формирования и развития казахской сатиры, ее жанров и идейно-художественных особенностей . Анализу подверглись и отдельные проблемы национальной комедии .
При изучении истории научного освещения вопросов сатиры и юмора в казахской литературе и журналистике следует, на наш взгляд, особо выделить работы профессора Т. Кожакеева - «Основы сатиры» (Алматы, 1996) и «Сатирические жанры» (Алматы, 1983), - в которых содержатся определенная систематизация жанра, научный анализ художественной природы и жанровых особенностей многочисленных сатирических и юмористических произведений казахской литературы.
Второй этап научных исследований сатирической журналистики связан с обретение независимости нашей республикой. Фельетон как жанр практически исчез со страниц печати, однако вопросы жанра и его бытование всегда были под пристальным вниманием научного сообщества Казахстана. Возможным считается отметить стабильный интерес исследователей литературы и журналистики к различным аспектам национальной сатиры. Так, следует назвать следующие работы: из ранних (начало 90-х годов) - кандидатская диссертация Р.Е. Алтынбековой, предпринявшей всесторонний, глубокий анализ влияния творчества Н.В. Гоголя на становление и развитие казахской советской сатиры ; на государственном языке – исследованы формирование и непрерывное развитие жанра небылиц в казахском фольклоре через народное устное творчество в работе С.Ж. Шахиной , диссертация Б.К. Имашева, в которой автор определил роль и способы применения сатиры и юмора в жанре айтыса , в докторской диссертации А.М. Мусаева «Поэтика сатиры и юмора в казахской прозе (1960-1990 гг.)» рассмотрены различные пути возникновения, формы проявления сатиры и юмора в устной народной литературе, проанализированы формы народного смеха, проанализирована природа юмора в произведениях казахской литературы. Также предметом изучения стали литературные сатирические/юмористические имена персонажей народного фольклора, сатирических-юмористических произведений . Возможным ситается отметить возрастающий научный интерес к исследованию творчества известных сатириков, юмористов, фельетонистов Казахстана. Так, в последнее десятилетие проводились исследования публицистического творчества Сырбая Мауленова , Бердибека Сокпакбаева , Таира Жомартбаева , Габидена Мусрепова , Аскара Токмагамбетова , Какимжана Казыбаева .
Начиная с 2000 г., защищены ряд докторских диссертаций, в том числе исследование В.И. Жумагуловой «Сатира и юмор в русскоязычной прессе Казахстана: лингвистический аспект», в котором представлено комплексное описание средств сатиры и юмора в казахстанской русскоязычной прессе . Из последних работ отметим докторскую диссертацию А.Т. Бактыбаевой «Смеховая культура казахского народа и ее преломление в художественном тексте (генезис, типология, эстетика)» , где охарактеризованы художественное и философское своеобразие эстетики казахской смеховой культуры.
Тенденция возрастания научного интереса казахстанских исследователей журналистики к особенностям функционирования сатирических жанров и особенностей сатирической публицистики очевидна, другое дело, что исследований на русском языке, касающихся разработки проблем сатирических жанров, жанра фельетона, начиная с 1968 года в казахстанском научном пространстве не проводилось.
Теоретическую базу исследования составляют теоретические положения, сформулированные в научных трудах таких ведущих исследователей жанра фельетона, как Л.Е. Кройчик, Е.И. Журбина, Д.И. Заславский, Б.В. Томашевский, М.Э. Виленский, Я.Р. Симкин, В. Шкловский, А.А. Суконцев, О.В. Цыганов, Л.Ф. Ершов, Д. Николаев, Б.В. Стрельцов, Л.Г. Кайда, И.Ш. Шукуров, Б. Дземидок, С.Б. Курляндская, Р.В. Двалишвили, Д. Молдавский, В.А. Алексеев, Л.П. Гроссман, В. Серж, Т. Кожакеев, М. Тлеужанов, М. Ауэзов и другие.
Цель и задачи исследования. В данном исследовании впервые в практике отечественной журналистики предпринята попытка всестороннего исследования процесса появления, становления, развития, совершенствования и последующей трансформации казахстанской сатирической публицистики, в частности, жанра фельетона, его идейно-художественных особенностей и причин трансформации. Причем исследование жанра проводилось в свете настоящего состояния жанровой парадигмы современной печати Казахстана. Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
- дать научно-теоретическое обоснование и конкретизацию сатирической публицистики как особой формы творческой деятельности журналистов, конкретной области журналистики и отдельного предмета научного исследования;
- выявить возникновение основ и направлений развития казахстанской сатирической публицистики как совершенного творческого процесса, с учетом принципов развития отечественной прессы;
- с опорой на богатый материал казахской фольклорной традиции и периодической печати раскрыть социально-исторические грани сатирической публицистики; выявить внутренние закономерности её развития, связи с фольклорной традицией казахской сатиры, литературой и публицистикой;
- определить различные этапы процесса развития сатирической публицистики в периодической печати, выявить традиции и новаторство, а также особые черты каждого периода;
- рассмотреть и проанализировать сатирические произведения периодической печати, выявить место сатирической публицистики на различных этапах развития прессы, раскрыть особенности сатирических текстов;
- показать разнообразие форм публицистической сатиры во взаимосвязи с социально-политической, культурной и литературной жизнью казахского народа, раскрыть основные функции жанра фельетона, особенности трансформации жанра на современном этапе «гибридизации» жанров;
- выявить жанровые особенности, систематизировать наиболее важные жанрообразующие принципы современного отечественного фельетона, а также определить публицистические, художественные и сатирические грани отдельных текстов мастеров казахстанской сатирической публицистики – Геннадия Доронина и Сапы Мекебаева; сравнить соотношение художественности и реальности; использование средств художественного изображения.
Объектом исследования выступает фельетон в современной печати Казахстана как жанр, переживший трансформацию.
Предметом исследования были фельетоны в основных республиканских изданиях – газетах «Время» и «Казахстанская правда».
Методологическая база исследования. Основным методом настоящего исследования является традиционный и контент-анализ. В изучении жанровой структуры современной журналистики применялся и структурный подход, позволяющий увидеть многомерность и разноплановость жанрообразовательных процессов. Для разработки проблем истории отечественной сатирической публицистики использовался сравнительно-исторический и историко-типологический методы. В диссертации также использованы общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения и экстраполяции.
Научная новизна связана с исследованием теоретических и практических аспектов темы – изучение жанра фельетона в его современном бытовании. Новизна определяется глубоким историко-теоретическим исследованием жанра, а также сопоставительным изучением его разновидностей.
Теоретическая значимость исследования определяется комплексным и всесторонним теоретико-практическим исследованием жанровой природы современного газетного фельетона, особенностей происхождения, становления, развития и последующей трансформации, выявлением индивидуально-стилевых особенностей функционирования жанра в СМИ Казахстана.
Практическая значимость диссертационной работы определяется возможностью применения ее положений в курсах по основам журналистики, спецкурсах по проблемам современного состояния и перспектив развития жанровой парадигмы СМИ, а также истории зарубежной и отечественной журналистки, регионального информационного пространства и т. д.
Апробация основных положений работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на ряде международных казахстанских научно-практических конференциях, а также на заседаниях кафедры периодической печати и издательского дела Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Материалы работы были представлены на международном круглом столе «Ценности в современном мире» (Астана, 2009).
Положения, выносимые на защиту:
1. Фельетон – жанр сатирической публицистики. Фельетон возник из литературно-критической статьи и рецензии. Синкретичность жанра проявляется в нерасчленимости трех начал: публицистического (актуальность, злободневность, ярко выраженная оценочность), художественного (использование образных средств из арсенала художественной литературы) и сатирического (оценка факта предполагает сатирический анализ). Сатирическое начало служит дифференцирующим жанровым признаком фельетона.
2. Национальная смеховая культура казахского народа имеет свою специфику. Смех обычно стоит на грани философии и сатиры. Корни сатирических жанров и приемов уходят в далекое прошлое и реализуются в образцах казахского фольклора: героическом эпосе, жанрах обрядово-бытовой поэзии, айтысе, пословица и поговорках, небылицах, сатирических сказках об Алдаре-Косе, Тазше (Плешивом), Жиренше-шешене.
3. В начале XX века просветители-демократы обогатили казахскую сатиру новыми жанровыми разновидностями. Ибрай Алтынсарин впервые в истории казахской письменной литературы создал прозаическую сатиру (цикл сатирических рассказов «Невежество»). Сатирическое наследие Абая Кунанбаева составляют бытовые эпиграммы, обличительные стихи, переводные басни. Сатира приобретает общественный характер.
4. Особое место в публицистике принадлежит сатирическим жанрам. Принято выделять литературный и газетный фельетон (художественная и публицистическая сатира), выделяют сатиру гротескного характера и сатиру реалистическую. Сатирическая публицистика имеет свою специфику: она стремится к конкретности, оперативности, делает акцент на злободневности, использует риторику.
5. Сатира и юмор в советской публицистике — явление качественно новое. Смех призван не разрушать, а укреплять основы общественного строя, бороться с его врагами и недругами. Советские сатирики стоят на страже завоеваний социалистической революции, утверждают моральные нормы и общественный идеал советских людей — строителей коммунизма.
6. В новое время фельетон пережил серьезную трансформацию. Изменения коснулись не только «фельетонных» фактов, но и образов, ирония не является направленной против искоренения какого-либо зла. В отношении личностных выводов в тексте современного фельетониста произошли заметные изменения: призывов к борьбе с пагубным явлением больше не наблюдается. Читатель знакомится исключительно с комментариями происходящего, которые в большинстве своем представляются лишенными авторских кардинальных предложений по тому или иному вопросу.
7. Современная публицистика все отчетливее персонифицируется. Автор – не обезличенный ретранслятор передаваемой информации, он интерпретатор. Точка зрения конкретного лица интересна сегодня сама по себе. В условиях рынка информации товаром становится не просто новость, а новость, «упакованная» в публицистический текст. Публицистический текст, как известно, напоминает двугорбого верблюда: первый горб – факт, второй – отношение автора к факту. Фельетон – жанр с ярко выраженным личностным отношением к изображаемому, поэтому одним из основных составляющих этого жанра можно назвать образ автора. Сегодня место, отягощенное функцией фельетона, попутешествовав по газетно-журнальным страницам, возвращается в виде колонки обозревателя, колонки редактора.